Гр.д. по иску Белорецкого межрайонного прокурора к Администрации городского поселения г.Белорецк МР БР РБ об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов



Дело № 2-19/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2012 года г.Белорецк, РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Щекатурова А.П.,

с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Ёлкина А.В.,

при секретаре Юркиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО, к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах ФИО., обратился в суд с заявлением к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в котором просит обязать Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить, выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно произвести установку складного откидного пандуса до места жительства инвалида, по адресу: <адрес> до первого этажа здания; установить, что ответчик обязан исполнить решение суда в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления его в силу.

Помощник Белорецкого межрайонного прокурора Ёлкин А.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ по обращению ФИО ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по адресу: <адрес>. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. В ходе проверки с выходом на месте, установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на входной группе, а так же до места жительства инвалида не установлен пандус. Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты Указом Президента РФ от 02.10.1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в Постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры». В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения. Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанные СНиП 35-01-2001 предусматривают требования к лестницам. Так, согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001). Допущенные нарушения закона нарушают права маломобильных групп населения на социальную реабилитацию и достижением ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конструктивных и других прав. Просил обязать Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить, выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно установить в качестве вспомогательного устройства, обеспечивающего доступ инвалидов к собственному жилью, откидное устройство с креплением на стене <адрес> в подъезде, в котором проживает ФИО, установить, что ответчик обязан исполнить решение суда в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления его в силу.

Представитель ответчика Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования признал частично, суду пояснил, что что жилом доме, находящимся по адресу: <адрес>, находящимся на территории Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, пандусы для инвалидов отсутствуют. Для установки пандусов требуется переустройство лестничных площадок. Поскольку в судебном заседании объяснениями специалиста установлено что, в отличие от складного откидного пандуса, технически возможна установка откидного устройства с креплением на стене дома в качестве вспомогательного устройства, обеспечивающего доступ инвалидов к собственному жилью, такой вариант решения возникшей проблемы является приемлемым. Удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда Республики Башкортостан по Белорецкому району и г. Белорецку ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица Белорецкой городской и районной организации Башкирской Республиканской организации общероссийской организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, при вынесении решения просил учесть, что ФИО против установления пандуса через балкон квартиры.

Представитель третьего лица ООО УК «Жилкоммунсервис» ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, не возражала в их удовлетворении.

Директор ООО «Белметиз» ФИО5, допрошенный в качестве специалиста, суду пояснил, что в данном случае технически возможно установить откидное устройство с креплением на стене <адрес> в подъезде. Складной откидной пандус установить нельзя. Такое устройство будет весить около <данные изъяты> кг и состоять из <данные изъяты> швеллеров и <данные изъяты> шарниров, роликов. Оно будет складываться, крепиться к стене и когда нужно откидываться. В собранном виде устройство будет располагаться вдоль стены, не затрагивая трубы отопления и не будет выступать по размерам за габариты системы отопления. Нормы СниП и пожарная безопасность при установке такого устройства нарушаться не будут. Можно также сделать, чтобы устройство выдвигалось из под лестницы. Стоимость устройства с монтажом составит около <данные изъяты> руб.

Выслушав стороны, допросив специалиста, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Как установлено судом, ФИО является <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии от ДД.ММ.ГГГГ, и в силу указанного обстоятельства для передвижения вынуждена пользоваться креслом-коляской.

Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

На основании ст.16 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 Постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 года региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры; возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.

В силу Строительных норм и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. С

Согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001).

На основании п.3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Судом установлено, что собственником жилого <адрес> является городское поселение город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Согласно п.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Положение части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам инфраструктуры.

Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ по обращению ФИО
Л.В. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о
социальной защите инвалидов по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Так, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на входной группе, а так же лестница до места жительства инвалида – колясочника (ФИО<данные изъяты>) не оборудована пандусом.

Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой БМРП о результатах проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, и не отрицаются ответчиком.

Для определения возможности установления в <адрес> складного откидного пандуса до места жительства инвалида до первого этажа здания, каких-либо иных устройств для осуществления беспрепятственного передвижения инвалида колясочника определением Белорецкого городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертного заключения <данные изъяты> минимальная ширина лестницы от отметки пола на входе в подъезд до отметки пола первого этажа не должна быть менее <данные изъяты> м. Существующее расстояние между стеной и лестничным маршем с первого этажа до промежуточной площадки без учета конструкций ограждения лестницы от отметки пола на входе в подъезд до отметки пола на входе в подъезд до отметки пола первого этажа. То есть на конструкции ограждения лестницы и откидного пандуса остается <данные изъяты> м, что не исключает техническую возможность разработки и реализации проекта на данное устройство. Техническая возможность установления каких-либо иных устройств для осуществления беспрепятственного передвижения инвалида-колясочника по адресу: <адрес>, до первого этажа здания имеется. В качестве вариантов устройств для осуществления выезда (въезда) инвалида-колясочника из указанной квартиры предложены: устройство выхода через кухню при условии реконструкции лоджии и устройства пандуса; тоже самое устройство с установкой подъемника; устройство дополнительного отдельного входа из подъезда для инвалидов с устройством пандуса, потолочная рельсовая система для перемещения инвалидов по лестничной клетке.

Поскольку в экспертном заключении было недостаточно четко дан ответ на вопросы суда, ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании был допрошен эксперт <данные изъяты> ФИО6, составивший экспертное заключение.

Указанный эксперт пояснил, что на 1 этаже дома возможно установить пандус через лестницу, но угол уклона в данном случае будет такой, что инвалид-колясочник не сможет самостоятельно без посторонней помощи входить и выходить из квартиры. Угол наклона нельзя изменить, пандус на ступенях лестницы не будет соответствовать нормативам. Пандус-аппарель можно установить только сопровождающий, но необходимо перенести систему отопления, сделать ограждение марша по ГОСТ, иначе нет места для пандуса соответствующего нормативам. Ступеньки крыльца не соответствуют нормативам, входной проем маленький, не приспособлен для передвижения инвалидов.

В соответствии ч.3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.

Согласно абз.4 ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Директор <данные изъяты> допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста, пояснил, что технически возможно установить откидное устройство с креплением на стене <адрес> в подъезде. Такое устройство будет складываться и крепиться к стене, а когда нужно откидываться. В собранном виде устройство будет располагаться вдоль стены, не затрагивая труб отопления и не будет выступать по размерам за габариты системы отопления. Нормы СниП и пожарная безопасность при установке такого устройства нарушаться не будут. Можно также сделать, чтобы устройство выдвигалось из под лестницы. Складной откидной пандус установить нельзя.

Согласно ч.3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Указанные пояснения специалиста не противоречат выводам и пояснениям эксперта ФИО6

Таким образом, с учетом мнения ФИО, которая против установления пандуса с выходом через балкон квартиры, в судебном заседании установлено, что имеется техническая возможность установления в подъезде <адрес> в качестве вспомогательного устройства, обеспечивающего доступ инвалидов к собственному жилью, откидного устройства с креплением на стене данного дома, которое не будет нарушать строительные нормативы и нормы пожарной безопасности.

Суд считает, что указанный вид устройства в данном случае является наиболее оптимальным вариантом из всех возможных вариантов поскольку создает наименьшее препятствие выходу людей из подъезда в случае пожара, данное устройство не является конструкцией постоянно расположенной на всей лестничной площадке, большую часть времени находится в складном виде и не будет преграждать выход из подъезда остальным жильцам.

Кроме того, говоря о необходимости соблюдения противопожарных норм, для обеспечения безопасности людей в случае пожара, нельзя не учесть и то обстоятельство, что откидное устройство с креплением на стене дома необходимо и для обеспечения возможности эвакуации ФИО из квартиры в случае пожара, т.е. при отсутствии указанного устройства в случае возникновения пожара ее жизнь подвергается серьезной опасности, т.к. без помощи посторонних людей она самостоятельно выйти из подъезда не сможет.

Учитывая, что отсутствие устройства, обеспечивающего доступ инвалидов к собственному жилью, нарушает законодательство о социальной защите инвалидов, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: установить в качестве вспомогательного устройства, обеспечивающего доступ инвалидов к собственному жилью, откидное устройство с креплением на стене <адрес> в подъезде, где проживает ФИО.

Установить, что Администрация городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обязана исполнить решение суда в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления его в силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: А.П. Щекатуров

Решение суда по состоянию на 06.06.2012 года не вступило в законную силу.