Гр.д. № 2-992/2012 по заявлению прокурора в интересах непределкенного круга лиц о признании действий незаконным Администрации МР БР РБ (в порядке ст.254 ГПК РФ)



Дело № 2 – 992/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2012 года г. Белорецк РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галимовой И.А.,

при секретаре Кондратьевой А.Ю.,

с участием представителя заявителя <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощника прокурора Елкина А.В.,

представителя заинтересованного лица – Администрации Муниципального района <адрес> – Панкратьевой Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Администрации муниципального района <адрес> незаконными (в порядке ст. 254 ГПК РФ),

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании действий Администрации муниципального района <адрес> незаконными (в порядке ст. 254 ГПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощник прокурора Елкин А.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что <данные изъяты> прокуратурой в связи с информацией, поступившей исходящим письмом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009, правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Как следует из содержания ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.п. 4,5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. В соответствии с п. 12 указанных правил, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже <данные изъяты> град. С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше <данные изъяты> град. С в течение <данные изъяты> суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода. Проверкой установлено, что согласно распоряжения главы Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отопительный период ДД.ММ.ГГГГ окончен ДД.ММ.ГГГГ. Однако, из, представленной метеорологической станцией <данные изъяты> разряда <адрес> справки, видно, что температура наружного воздуха в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значительно превышала <данные изъяты> град. С и достигала <данные изъяты> град. С. Таким образом, отопительный сезон в <адрес> должен был быть окончен ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающие предприятия <адрес> осуществляли поставку коммунальных услуг в виде отопления населению и бюджетным учреждениям <адрес>, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств и денежных средств населения. Опрошенный в ходе проверки начальник отдела <данные изъяты> ФИО пояснил, что в его должностные обязанности не входит информирование главы Администрации муниципального района <адрес> о погодных условиях и температуре наружного воздуха. Должностная инструкции начальника <данные изъяты> утвержденная распоряжением главы Администрации муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ так же не содержит положений, обязывающих данное должностное лицо выполнять работу по подготовке и проведению отопительного сезона в <адрес>. Между тем, в соответствии с постановлением главы Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы Администрации муниципального района <данные изъяты> в части полномочий Администрации муниципального района координирует работу по теплоснабжению. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащей организации работы специалистов Администрации муниципального района <адрес> в области жилищно-коммунального хозяйства их попустительском отношении к выполнению своих служебных обязанностей, результатом чего является грубое нарушении прав граждан <адрес>, а так же неэффективное расходование бюджетных средств. Не устранение, а равно несвоевременное устранение выявленных проверкой нарушений создает и увеличивает угрозу допущения аналогичных нарушений впредь. Однако, из ответа Администрации муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при принятии решений об окончании отопительного сезона в <адрес> руководство органа местного самоуправления исходило из сложившейся практики возможности наступления неблагоприятных погодных условий, а не из норм закона, в связи с чем представление <данные изъяты> прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ отклонено, законные требования прокурора не удовлетворены. Как следует из содержания ст. 2 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Статья 22 указанного федерального закона гласит, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно ст. 24 данного закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение <данные изъяты> со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Между тем, в нарушение изложенных требований закона прокурор не был извещен о рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем при его рассмотрении не присутствовал. Требования прокурора об организации контроля за проведением отопительного сезона в <адрес>, в том числе о возложении обязанности за отслеживанием температуры наружного воздуха на конкретное должностное лицо не удовлетворены. Выявленные нарушения не устранены. Указанные факты нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятное и комфортное проживание в своем жилище, не отвечают общероссийской политике в области энергосбережения и экономии денежных средств в сфере ЖКХ. Просит признать действия Администрации муниципального района <адрес>, выразившиеся в неисполнении законных требований прокурора при рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, обязать устранить выявленные нарушения законодательства путем рассмотрения представления <данные изъяты> прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры.

Представитель органа местного самоуправления – Администрации Муниципального района <адрес> – Панкратьева Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании показала, что действительно, и.о. <данные изъяты> прокурора <адрес> ФИО1 на имя главы Администрации муниципального района <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере энергоснабжения за от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому одним из выставленных требований было выставлено требование о рассмотрении данного представления с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры <адрес>. На данное представление главой Администрации был дан ответ за от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому представление и.о. прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере энергоснабжения было рассмотрено. Не возражает в удовлетворении требований об устранении выявленного нарушения законодательства путем рассмотрения представления <данные изъяты> прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры.

Представитель заинтересованного лица – <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Правомерность предъявления <данные изъяты> прокурором <адрес> иска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, предусмотрена действующим законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 56 ГПК РФ невыполнение обязанности доказывания приводит к вынесению решения в пользу стороны, доказавшей обстоятельства, на которые она ссылалась.

Как следует из материалов дела, и.о. <данные изъяты> прокурора <адрес> ФИО1, на основании проведенной проверки по поступившей информации за от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> филиала ООО «Мечел – Энерго», на имя главы Администрации Муниципального района <адрес> ФИО2 внесено Представление за от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее требование к главе Администрации о безотлагательном рассмотрении настоящего Преставления с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры РБ, а также принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела видно, и установлено судом, что <данные изъяты> прокуратурой <адрес> в связи с поступившей информацией, была проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Проверкой установлено, что согласно Распоряжения главы Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отопительный период ДД.ММ.ГГГГ окончен ДД.ММ.ГГГГ. Однако, из представленной метеорологической станцией <данные изъяты> разряда <адрес> справки, видно, что температура наружного воздуха в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значительно превышала <данные изъяты> град. С и достигала <данные изъяты> град. С. Таким образом, отопительный сезон в <данные изъяты> должен был быть окончен ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающие предприятия <адрес> осуществляли поставку коммунальных услуг в виде отопления населению и бюджетным учреждениям <адрес>, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств и денежных средств населения на сумму более <данные изъяты> руб.

На основании ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Учитывая изложенное, суд считает, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а, внесенное им представление, является одной из предусмотренных законом форм осуществления прокурорского надзора при наличии объективных данных, затрагивающих права неопределенного круга лиц.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, представитель <данные изъяты> прокуратуры <адрес> на рассмотрении Представления от ДД.ММ.ГГГГ за , не присутствовал.

Право прокурора на участие в рассмотрении внесенного им в адрес Администрации муниципального района <адрес> Представления за ним сохраняется, а в случае нарушения может быть восстановлено путем оспаривания решений, не основанных на законе или иных нормативных правовых актах, принятых по результатам рассмотрения протестов или представлений органом государственной власти субъекта Федерации.

С учетом изложенного, суд считает заявленные требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Администрации муниципального района <адрес> незаконными и обязании устранить выявленные нарушения, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 254 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Администрации муниципального района <адрес> незаконными – удовлетворить.

Признать действия Администрации муниципального района <адрес>, выразившиеся в неисполнении законных требований прокурора при рассмотрении Представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> устранить выявленные нарушения законодательства путем рассмотрения представления <данные изъяты> прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.

Судья: И.А. Галимова

Решение суда по состоянию на 19.07.2012 года не вступило в законную силу.