Дело № 2 – 303/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2012 года г. Белорецк РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Галимовой И.А., при секретаре Кондратьевой А.Ю., с участием представителя истца <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощника прокурора Елкина А.В., представителя ответчика – Администрации городского поселения <адрес> – Егорова О.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица – Бурангуловой Н.В., представителя заинтересованного лица – ООО «Жилкоммунсервис» - Пономарева О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица <данные изъяты> и районной организации <данные изъяты> организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - Гридневского А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – Администрации Муниципального района <адрес> – Пенкиной И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Бурангуловой Натальи Викторовны к Администрации городского поселения <адрес> об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бурангуловой Натальи Викторовны к Администрации городского поселения <адрес> об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощник прокурора Елкин А.В. исковые требования поддержал и пояснил, что <данные изъяты> прокуратурой <адрес> по обращению Бурангуловой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения данного законодательства, выразившиеся в нижеследующем. Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов). Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно – правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно – зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств, с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В ходе проверки, с выходом на место, установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на входной группе, а так же до места жительства инвалида (<адрес> <данные изъяты> этажа дома) не имеется каких – либо вспомогательных средств доступа инвалида к указанной квартире. Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры». Федеральным законом РФ № 46 – ФЗ от 03.05.2012 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанная от имени Российской Федерации в городе <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности. В соответствии со ст. 4 данной Конвенции государства – участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами, без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства – участники обязуются: принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции; принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с настоящей Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с настоящей Конвенцией; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна (определяемого в статье 2 настоящей Конвенции), чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно – коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Просит обязать Администрацию городского поселения <адрес> устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, и оборудовать входную группу по адресу: <адрес>, а так же жилое помещение, в котором проживает инвалид (<адрес>, <данные изъяты> этаж указанного дома), техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида. Установить, что ответчик обязан исполнить решение суда в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления его в силу. Представитель ответчика – Администрации городского поселения <адрес> – Егоров О.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в части оборудования входной группы по адресу<адрес>, техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида. В части оборудования жилого помещения, в котором проживает инвалид (<адрес>, <данные изъяты> этаж указанного дома), техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида, исковые требования прокурора не признал, поскольку согласно заключению, установка конструкции складного откидного пандуса до места жительства инвалида-колясочника (до <адрес>, расположенной на <данные изъяты> этаже) по месту жительства: <адрес>, в соответствии с требованиями действующей нормативно – технической документации, не представляется возможным. Монтаж (обустройство) дома другими средствами без нарушения требований действующей нормативно-технической документации не представляется возможным. Заинтересованное лицо – Бурангулова Н.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель заинтересованного лица – ООО «Жилкоммунсервис» - Пономарева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы представителя ответчика Администрации городского поселения <адрес> поддержала в полном объеме. Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> городской и районной организации <данные изъяты> организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - Гридневский А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель третьего лица – Администрации Муниципального района <адрес> – Пенкина И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы представителя ответчика Администрации городского поселения <адрес> поддержала в полном объеме. Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта ФИО в судебном заседании показал, что он является <данные изъяты> При даче заключения по определению <данные изъяты> городского суда <адрес>, ими изучались все известные вспомогательные технические средства. Складной откидной пандус прикрепляется к стене. Его не возможно установить в данном доме по двум причинам. Во-первых, сам инвалид-колясочник физически не сможет подняться по этому устройству. Максимальная высота одного пандуса не должна превышать <данные изъяты> м при уклоне не более <данные изъяты> %. При перепаде высот пола на путях движения <данные изъяты> м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до <данные изъяты> %. При устройстве какого либо из пандусов в соответствии с предъявленными к ним требованиям за счет установки крепежных элементов, а также устройства бортиков высотой не менее <данные изъяты> м по продольным краям маршей пандусов, происходит уменьшение и без того недостаточной ширины прохода по лестничным маршам между конструкциями несущих стен и перил. Расстояние между опорным устройством и ближайшим элементом оборудования или стенками помещения должно быть не менее <данные изъяты> м, остаточная ширина прохода по лестничному маршу при наибольшей изначальной ширине, равной <данные изъяты> мм, составляет <данные изъяты> мм, а при изначальной ширине прохода <данные изъяты> мм, составляет <данные изъяты> мм. Таким образом, инвалид физически не сможет сам по нему подняться из-за уклона и перепада высот, т.е. из-за конструкции здания и лестничной клетки. Во-вторых: нарушаются противопожарные нормы. Минимальная ширина прохода для путей эвакуации должна составлять <данные изъяты>. <данные изъяты> см. Однако, ширина прохода уже уменьшена за счет того, что в подъезде неровные перила. Если установить складной откидной пандус, то этот проход станет еще меньше. Кроме того, на путях эвакуации не должны встречаться выступающие предметы. Допрошенный в качестве эксперта ФИО1 в судебном заседании пояснил, что он работает <данные изъяты> При даче заключения ими изучались все вспомогательные устройства, как переставные, так и передвижные, в том числе пандусы ограниченные длиной. Кроме этого был изучен гусеничный подъемник. Однако, угол наклона не позволяет установить его в подъезде, где проживает Бурангулова. Кроме того, для передвижения на нем необходима посторонняя помощь, а также, при установке такого подъемника будут нарушены права других граждан, а также пожарные нормы. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, экспертов, изучив материалы дела, приходит к следующему. Правомерность предъявления <данные изъяты> прокурором РБ иска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, предусмотрена действующим законодательством. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно справке серии №, Бурангуловой Н.В., <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно и в силу указанного обстоятельства для передвижения вынуждена пользоваться креслом – коляской (л.д. 51). Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью городского поселения <адрес> (л.д. 77). В силу ст. 209 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства – участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно – коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В статье 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ) указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. В силу ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации, независимо от организационно – правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно – зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. При этом, вышеприведенная норма указанного Федерального закона не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой. В судебном заседании установлено, что Бурангулова Н.В. проживает на <данные изъяты> этаже в <адрес>. <данные изъяты> прокуратурой <адрес>, по обращению Бурангуловой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно, что в указанном жилом доме на входной группе не установлен пандус, о чем помощником <данные изъяты> прокурора составлена справка о результатах проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов (л.д. 6). Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 года региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры; возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры. В силу Строительных норм и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно – коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на входной группе, а так же лестница до места жительства инвалида - колясочника не оборудована пандусом, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представленными фотоматериалами. Пункт 3.27 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусматривает, что ширина марша лестниц, доступных маломобильным группам населения, должна быть, как правило, не менее 1,35 м. Согласно п.3.29 СНиП 35-01-2001 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. В соответствии с п.3.42 СНиП 35-01-2001 раздел пути эвакуации предусматривает, что ширина участков эвакуационных путей, используемых маломобильными группами населения, коридоров, пандусов, используемых для эвакуации должна быть не менее 1,8 м. Из материалов дела усматривается, что ширина лестничного марша в данном подъезде от стены до перил составляет от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> м. Из представленного Заключения по результатам судебной строительно – технической экспертизы, арх. № установлено следующее. На основании проведенного натурного обследования, обработки полученных результатов, анализа представленной документации, интервьюирования заинтересованных сторон и в соответствии с определением судьи <данные изъяты> суда <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело №) по иску <данные изъяты> прокурора в интересах Бурангуловой Н.В. к Администрации городского поселения <адрес> об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, объектом натурного обследования является подъез<адрес> многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, установлено: 1) Установка конструкции складного откидного пандуса до места жительства инвалида-колясочника (до <адрес>, расположенной на <данные изъяты> этаже) по месту жительства: РБ<адрес>, в соответствии с требованиями действующей нормативно – технической документации, не представляется возможным. В существующих условиях, а именно в границах строительных конструкций подъезда № многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, предполагаемое устройство пандуса, как стационарного (бетонного, металлического), так и инвентарного (сборно – разборного, складного, откидного, раздвижного), приведет к нарушению требований следующих пунктов нормативно – технической документации: - п. 1.4 СНиП 35-01-2001 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: «Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; удобство и комфорт среды жизнедеятельности» - перемещение на кресле-коляске по пандусу с ненормативным уклоном в 26° 34" на высоту четвертого этажа силами самого инвалида или сопровождающего или сопровождающего и инвалида не представляется безопасным, возможным, беспрепятственным и удобным. - п. 1.5 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: «Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий» - проход от двери каждой из квартир объекта судебной строительно-технической экспертизы до входной двери подъезда является единственным путем эвакуации из здания. При устройстве какого либо из пандусов в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям за счет установки крепежных элементов, а также устройства бортиков высотой не менее 50 мм по продольным краям маршей пандусов согласно п. 3.31 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», происходит уменьшение и без того недостаточной ширины прохода по лестничным маршам между конструкциями несущих стен и перил (от 950 мм до 1050 мм.). Согласно п. 8.2 и таблице 8.1 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» минимальная ширина лестничного марша составляет 1050 мм, а остаточная ширина прохода по лестничному маршу при наибольшей изначальной ширине составит 1000 мм. Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильньгх групп населения» вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями согласно требованиям п. 5.1.6 ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные»: «поручни, устанавливаемые в зданиях и сооружениях, должны быть круглого сечения диаметром не менее 30 мм (поручни для детей) и не более 50 мм (поручни для взрослых) или прямоугольного сечения толщиной от 25 до 30 мм», и п. 5.1.7 ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные»: «расстояние между опорным устройством и ближайшим элементом оборудования или стенками помещения должно быть не менее 40 мм», остаточная ширина прохода по лестничному маршу при наибольшей изначальной ширине, равной 1050 мм, составит 920 мм, а при изначальной ширине прохода 950 мм составит 820 мм, что также противоречит требованиям вышеуказанных п. 8.2 и таблицы 8.1 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Также ввиду данных изменений ширины прохода по лестничным маршам не выполняется требование п. 3.29 и п. 3.18 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: «ширина пути движения (в коридорах, помещениях, галереях и т.п.) в чистоте должна быть не менее: при движении кресла-коляски в одном направлении - 1,5 м»; «ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м». - п. 3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: «Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %» - выполнение требований данного пункта также не представляется возможным ввиду того что уклон лестничных маршей равен 26° 34", что в процентном выражении составляет 50 %. 2) Монтаж (обустройство) дома другими средствами без нарушения требований действующей нормативно-технической документации не представляется возможным. При монтаже (обустройстве) дома другими видами пандусов кроме складного откидного также не соблюдаются требования нормативно-технической документации согласно пунктам, указанным в п.1 раздела 9 настоящего заключения, т.к. принцип монтажа и характер их работы аналогичны, а предъявляемые к ним требования едины. При монтаже (обустройстве) дома подъемными устройствами, указанными в п. 8.2 раздела 8 настоящего заключения, также нарушаются вышеуказанные требования нормативно-технической документации за счет уменьшения ширины прохода по лестничным маршам ввиду необходимости устройства направляющих магистралей, дополнительных стоек, а также ввиду особенностей их габаритных размеров. Монтаж (обустройство) дома подъемными платформами вертикального перемещения также не представляется возможным, так как: без нарушения требовали п. 5.3 ПБ 10-403-01 «Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов»: «высота подъема платформ подъемных с вертикальным перемещением не должна превышать 4,0 м, при этом без ограждения шахты высота подъема платформы не более 2,0 м при двух остановках» не может обеспечить доступ на уровень четвертого этажа. Таким образом, установка конструкции складного откидного пандуса до места жительства инвалида-колясочника (до <адрес>, расположенной на <данные изъяты> этаже) по месту жительства: <адрес>, в соответствии с требованиями действующей нормативно – технической документации, не представляется возможным. Монтаж (обустройство) дома другими средствами без нарушения требований действующей нормативно-технической документации не представляется возможным. Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также представленные в их обоснование доказательства, руководствуясь нормами Конституции РФ и ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приходит к выводу о том, что именно действия (бездействие) ответчика Администрации городского поселения <адрес> приводят к нарушению конституционных прав и свобод граждан – инвалидов, в связи с чем, заявленные прокурором требования в части оборудования входной группы по адресу: <адрес> техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида, подлежат удовлетворению. При этом, принимая во внимание, что Решением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой программы «Доступная среда» на ДД.ММ.ГГГГ», составлен и утвержден план мероприятий по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями в период выполнения государственной программы «Доступная среда» ДД.ММ.ГГГГ Отсутствие выделенного федерального финансирования на производство таких работ, как оборудования входной группы по адресу: <адрес>, техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида, не может являться основанием к отказу в прокурору в удовлетворении исковых требований в данной части. С учетом изложенного, суд первой инстанции возлагает обязанность на Администрацию городского поселения <адрес>, как на собственника здания, обязанность по выполнению требований действующего законодательства по защите прав инвалидов. Поскольку суду представлены доказательства отсутствия технической возможности оборудовать жилое помещение, в котором проживает инвалид (<адрес>, <данные изъяты> этаж указанного дома), техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида, требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в этой части не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Бурангуловой Натальи Викторовны к Администрации городского поселения <адрес> об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить частично. Обязать Администрацию городского поселения <адрес> оборудовать входную группу по адресу: <адрес>, техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида. Установить, что Администрация городского поселения <адрес> обязана исполнить решение суда в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления его в силу. В удовлетворении требований <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Бурангуловой Натальи Викторовны об обязании Администрации городского поселения <адрес> оборудовать жилое помещение, в котором проживает инвалид (<адрес>, <данные изъяты> этаж указанного дома), техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Судья: И.А. Галимова Решение суда по состоянию на 18.07.2012 года не вступило в законную силу.