Гр.д. № 2-855/2012 по иску прокурора в интересах Варшанидзен А.В. об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов



Дело № 2 – 855/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2012 года г. Белорецк РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Пиндюриной О.Р.,

при секретаре Копьёвой С.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Варшанидзе Амирана Валерьяновича к Администрации городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Варшанидзе Амирана Валерьяновича к Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощник прокурора ФИО исковые требования поддержал и пояснил, что <данные изъяты> прокуратурой <адрес> по обращению Варшанидзе А.В. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по адресу: <адрес> по результатам которой выявлены нарушения данного законодательства, выразившиеся в следующем. Согласно ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов). Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно – правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно – зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств, с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В ходе проверки, с выходом на место, установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на входной группе, а так же до места жительства инвалида (<адрес> первого этажа дома) не имеется каких – либо вспомогательных средств доступа инвалида к указанной квартире. Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры». Федеральным законом РФ № 46 – ФЗ от 03.05.2012 года «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 года, подписанная от имени Российской Федерации в городе <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности. В соответствии со ст. 4 данной Конвенции государства – участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами, без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства – участники обязуются: принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции; принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с настоящей Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с настоящей Конвенцией; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна (определяемого в статье 2 настоящей Конвенции), чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно – коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям. Просит обязать Администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, и оборудовать входную группу по адресу: <адрес>, а так же жилое помещение, в котором проживает инвалид (<адрес>, первый этаж указанного дома), техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов) для беспрепятственного доступа инвалида. Установить, что ответчик обязан исполнить решение суда в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления его в силу.

Представитель ответчика – Администрации городского поселения <данные изъяты> Муниципального района <адрес>ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в полном объёме и пояснил, что на удовлетворение исковых требований согласен.

Заинтересованное лицо – Варшанидзе А.В. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещён надлежащим образом. В предоставленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица – Правовой Центр жилья «Партнёр» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещён надлежащим образом. В предоставленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> и районной организации <адрес> организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правомерность предъявления <данные изъяты> прокурором <адрес> иска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, предусмотрена действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно справке серии Варшанидзе А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно (л.д. 12).

В судебном заседании установлено, ответчиком не оспаривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>.

В силу статьи 209 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства – участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно – коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ) указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В силу частей 1, 3 статьи 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации, независимо от организационно – правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно – зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

При этом, вышеприведенная норма указанного Федерального закона не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

В судебном заседании установлено, что Варшанидзе А.В. проживает на <данные изъяты> этаже в <адрес>.

<данные изъяты> прокуратурой <адрес>, по обращению Варшанидзе А.В. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, о чем помощником <данные изъяты> прокурора составлена справка о результатах проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов (л.д. 7-9).

Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 года региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры; возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.

В силу Строительных норм и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно – коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> а именно, на входной группе подъезда <данные изъяты> жилого дома имеется: несоответствие продольного уклона на пути движения маломобильных групп; несоответствие высоты перепада порога по отношению к полу, более <данные изъяты> м; отсутствие в полотне наружной двери смотровых панелей; отсутствие механизма, обеспечивающего задержку автомобильного закрывания двери продолжительностью не менее 5с; несоответствие ширины пандуса, менее 1,0 м; несоответствие высоты поручней более <данные изъяты>, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представленными фотоматериалами.

В судебном заседании представитель Администрации городского поселения <данные изъяты> Муниципального района <адрес> ФИО1, действующий по доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных требований, о назначении строительно – технической экспертизы не просил.

Руководствуясь нормами Конституции РФ и ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что именно действия (бездействие) ответчика Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> приводят к нарушению конституционных прав и свобод граждан – инвалидов, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Варшанидзе Амирана Валерьяновича к Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, и оборудовать входную группу по адресу: <адрес>, а так же жилое помещение, в котором проживает инвалид <адрес>, первый этаж указанного дома, техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида вспомогательными техническими средствами реабилитации инвалидов для беспрепятственного доступа инвалида.

Установить, что Администрация городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обязана исполнить решение суда в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления его в силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.07.2012 года.

Судья: О.Р. Пиндюрина

Решение суда по состоянию на 23.07.2012 года не вступило в законную силу.