Гр.д. № 2-967/2012 по иску Засовой Р.К. к Администрации МР БР РБ о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2 – 967/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2012 года г. Белорецк РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галимовой И.А.,

при секретаре Гариповой Р.Б.,

с участием представителей истца Засовой Р.К. – Кочеткова Д.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом <данные изъяты> ФИО и зарегистрированной в реестре за , Гниломедовой Н.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом <данные изъяты> ФИО1 и зарегистрированной в реестре за – 3490,

представителя ответчика – Администрации муниципального района <адрес> – Харисовой О.Х., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчиков Хамзина Хадима Хайдаровича, Фаткуллиной Лилии Уразбаевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Засовой Раисы Константиновны к Администрации муниципального района <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Засова Р.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Истец Засова Р.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения данного дела извещёна надлежащим образом судебной повесткой, в заявлении просит дело рассмотреть в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Засовой Р.К. – Кочетков Д.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования Засовой Р.К. поддержал и пояснил, что Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец признана нуждающейся в жилом помещении, и поставлена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. С данным решением истец не согласна. Истец является ветераном <данные изъяты>, считает, что она, как ветеран <данные изъяты>, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. На протяжении многих лет истец проживала с ныне покойным мужем в его квартире по адресу регистрации, а также после его смерти. По этой причине истец не обращалась в органы местной районной администрации с соответствующим заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Но в порядке наследования, вместе с другими наследниками, её наследственная доля оказалась ничтожно мала, и составила лишь <данные изъяты> часть в открывшемся после смерти мужа наследстве. Проживать вместе с другими наследниками в этой квартире оказалось невозможным. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец вынуждена была освободить квартиру. С указанной даты и по настоящее время истец проживает в другом жилом помещении на правах найма. Ею заключён договор найма жилого помещения. Определением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение по делу <данные изъяты> между истцом Засовой Р.К. и ответчиками ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по иску о вселении в квартиру, признании права долевой собственности в порядке наследования. На основании данного мирового соглашения истец получила денежную компенсацию за свою долю в наследстве в силу малозначительности этой доли. Оставшись без своего жилья, истец обратилась в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставив при этом все необходимые документы, подтверждающие статус ветерана <данные изъяты>. Что предполагает первоочередной порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с положениями ст.ст.1-2, 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. (в редакции от 16.11.2011г.) «О ветеранах», истец относится к категории ветеранов <данные изъяты>, имеет право на получение мер социальной защиты и социальной поддержки, в частности, в обеспечении жилыми помещениями. На основании положений пп.2 п. 3 ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. (в редакции от 16.11.2011г.) «О ветеранах», последние имеют право на получение мер социальной поддержки в части обеспечения жильём исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. С учётом положений письма Министерства регионального развития от 18.01.2010 г. N 809-СК/07, ветераны <данные изъяты> подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", что не требует признания их малоимущими и постановки в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В рамках реализации данного Федерального закона, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов <данные изъяты> 1941 - 1945 годов" установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов <данные изъяты>. Как отмечено в бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", не позднее 2012 года должна быть решена проблема обеспечения жильем ветеранов <данные изъяты> в соответствии с принятыми обязательствами. Таким образом, истец имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Но письмом № 01-17/824 от 23.03.2012г. администрация отвечает, что не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение вне очереди. Истец включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит признать право истца Засовой Р.К. на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязать ответчика предоставить истцу Засовой Р.К., во внеочередном порядке, жилое помещение по договору социального найма, исходя из общей площади жилья <данные изъяты> кв.м. и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по <адрес>.

Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> – Харисова О.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов <данные изъяты> 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов <данные изъяты>, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников <данные изъяты>, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 2 ФЗ «О ветеранах», ветеранами <данные изъяты> являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период <данные изъяты> 1941 - 1945 годов (далее - период <данные изъяты> не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период <данные изъяты>. Законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из цитируемого Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 11). Как указано в удостоверении серии ВВ № 2500195 от 28.10.2004г. Засова Раиса Константиновна является ветераном <данные изъяты> и имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах». Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 10). Согласно статье 20 Закона о ветеранах меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно Закону Республики Башкортостан от 13.10.1994 № ВС-25/38 (ред. от 01.06.2012) «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» ветеранами <данные изъяты> являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период <данные изъяты> 1941 - 1945 годов (далее - период <данные изъяты>) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период <данные изъяты>. Согласно ст. 20 Закона РБ о ветеранах лицам, проработавшим в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период <данные изъяты>, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) оплата в размере <данные изъяты> процентов платы за жилое помещение независимо от вида жилищного фонда в пределах социальной нормы, устанавливаемой Правительством <адрес>; 2) оплата в размере <данные изъяты> процентов коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления), электроснабжение и газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах) - в пределах нормативов потребления указанных услуг, утверждаемых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; 3) преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; 4) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также оказание медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в <адрес>; 5) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 6) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 14 рабочих дней в году; 7) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому. Таким образом, Закон РБ не предусматривает такие меры социальной поддержки как обеспечение жильем данной категории лиц. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Приказом от 25.02.2005 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма" Минрегиона РФ разъясняет, что для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: выписка из домовой книги; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о
предоставлении жилого помещения и т.п.); выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя; статусные документы. Все документы рекомендуется предоставлять в копиях с одновременным предоставлением оригинала. ДД.ММ.ГГГГ Засова Раиса Константиновна обратилась в Администрацию с заявлением о признании ее нуждающейся в жилищных условиях с приложением соответствующих документов. Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Засова Раиса Константиновна признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма Засовой Р.К. возможно в порядке очередности согласно поданному заявлению, исходя из времени принятия на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ). Просит отказать в удовлетворении исковых требований Засовой Раисы Константиновны о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Засовой Р.К. не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

По правилам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Засова Р.К., на основании Договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проживает по адресу: <адрес>.

Решением заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Засова Р.К. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается Выпиской из протокола .

Из справки Администрации муниципального района <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. видно, что Засова Р.К. действительно является нуждающейся в улучшении жилищных условий по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и числится под номером <данные изъяты>.

Согласно Удостоверению серии от ДД.ММ.ГГГГ Засова Р.К. является ветераном <данные изъяты> и имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии со справкой серии , Засова Р.К. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию.

Суд считает, что истец Засова Р.К., хотя и имеет право на льготы, установленные для ветеранов <данные изъяты> однако ветераном <данные изъяты> не является на основании следующего.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах», меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период <данные изъяты>, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. ст. 2, 14 ФЗ «О ветеранах», Указа Президента № 714 от 7.05.2008 г. право на внеочередное обеспечение жилым помещением имеют только ветераны <данные изъяты> а не лица, к ним приравненные и имеющие право на льготы, установленные для ветеранов <данные изъяты>.

По смыслу норм права, регулирующих спорные отношения, право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., имеют ветераны <данные изъяты> 1941 - 1945 годов, т.е. лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период <данные изъяты> 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период <данные изъяты>.

Истец к указанной категории лиц не относится, доказательств обратного, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для предоставления истцу Засовой Р.К. жилого помещения по договору социального найма вне очереди не имеется.

Суд считает, что право на обеспечение жилой площадью истец, как ветеран <данные изъяты>, обладающий льготами, установленными ст. 20 ФЗ "О ветеранах", не имеет, в связи с чем не может быть обеспечен жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714.

Кроме того, согласно определению <данные изъяты> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено мировое соглашение, согласно которому Засова Р.К. за свою долю квартиры в порядке наследования, получила денежную компенсацию.

Поскольку ЖК РФ исключил первоочередное предоставление жилых помещений, жилые помещения могут быть предоставлены только в порядке очередности исходя из времени постановки на учет и включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма допускается в исключительных случаях, связанных со стихийным бедствием или чрезвычайной ситуацией, аварийным состоянием жилого помещения. Другие случаи предоставления жилых помещений во внеочередном порядке могут быть установлены федеральными законами.

Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ). К числу таких действий нормативные акты субъектов Российской Федерации относили, к примеру, обмен жилой площади, изменение порядка пользования жилым помещением, расторжение брака, вселение других лиц, а также отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

Таким образом, доводы истца о том, что у нее отсутствует жилье, не влияют на выводы суда. Даже в том случае, если истец не имел намерений встать на жилищный учет по отчуждении квартиры, объективно он совершил действия, ухудшившие её жилищные условия, что не может не учитываться при предоставлении жилого помещения (ч. 8 ст. 57 ЖК РФ).

На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Засовой Р.К. не имеется, поскольку у неё отсутствуют льготы, дающие ей право на внеочередное (незамедлительное) улучшение жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Засовой Раисы Константиновны к Администрации муниципального района <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.

Судья: И.А. Галимова

Решение суда по состоянию на 25.07.2012 года не вступило в законную силу.