Дело № 2-1010/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2012 года г. Белорецк, РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Щекатурова А.П., с участием помощника <данные изъяты> прокурора Ёлкина А.В., при секретаре Юркиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании действий Администрации муниципального района <адрес> незаконными, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании действий Администрации муниципального района <адрес> незаконными, в котором просил признать действия Администрации муниципального района <адрес>, выразившиеся в неисполнении законных требований прокурора при рассмотрении представления прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать устранить выявленные нарушения законодательства. В судебном заседании помощник <данные изъяты> прокурора Ёлкин А.В. исковые требования уточнил, уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что <данные изъяты> прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства при установлении надбавок на услуги коммунального комплекса, в том числе выполнение организациями коммунального комплекса производственных и инвестиционных программ. В ходе проверки установлено, что производственные программы организаций коммунального комплекса утверждены главой Администрации муниципального района <адрес> ФИО Однако, мониторинг их выполнения данным органом местного самоуправления не проводится, что так же подтверждается объяснениями главного специалиста <данные изъяты> Администрации МР <адрес>. Установлено, что в отделе <данные изъяты> Администрации МР <адрес> специалиста, в чьи должностные обязанности входит выполнение работы по мониторингу указанных производственных программ, нет. Изложенное свидетельствует о грубых нарушениях законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, безответственном отношении руководителей в данной области к выполнению служебных обязанностей, что влечет к снижению эффективности работы организаций коммунального комплекса и как следствие, к нарушению жилищных прав граждан. По данным фактам прокурором в адрес главы Администрации муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ №. Из ответа Администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора следует, что нарушения законодательства отсутствуют, мониторинг производственных программ должностными лицами ведется. Как следует из содержания ст. 2 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 года в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Статья 22 указанного федерального закона гласит, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно ст. 24 данного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Между тем, в нарушение изложенных требований закона прокурор не был извещен о рассмотрении представления № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем при его рассмотрении не присутствовал. Требования прокурора, изложенные в представлении не удовлетворены, что подтверждается сведениями, предоставленными руководителями организаций коммунального комплекса <адрес>. Так же, ответа Администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подписан исполняющим обязанности главы Администрации МР <адрес> в то время, как в ответе значится должность и фамилия главы Администрации МР <адрес>. Указанные факты нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятное и комфортное проживание в своем жилище, не отвечают общероссийской политике в области энергосбережения и экономии денежных средств в сфере ЖКХ. Просил признать действия Администрации муниципального района <адрес>, выразившиеся в неисполнении законных требований прокурора при рассмотрении представления прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать Администрацию муниципального района <адрес> устранить выявленные нарушения законодательства, рассмотреть представление прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры. Представитель Администрации муниципального района <адрес> на судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, причины неявки не известны. Суд, выслушав помощника <данные изъяты> прокурора изучив материалы дела, приходит к следующему. Правомерность предъявления <данные изъяты> прокурором <адрес> иска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, предусмотрена действующим законодательством. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 56 ГПК РФ невыполнение обязанности доказывания приводит к вынесению решения в пользу стороны, доказавшей обстоятельства, на которые она ссылалась. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 года производственная программа включает: 1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса; 2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры; 3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Статья 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 года предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют мониторинг выполнения инвестиционных программ. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится соответствующими органами регулирования в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и своевременного принятия решений о развитии систем коммунальной инфраструктуры. Мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится в соответствии с методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых органами регулирования для анализа информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Как следует из содержания п.4 Приказа Министерства регионального развития РФ N 48 от 14.04.2008 года «Об утверждении методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» принципами проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ являются: достоверность - информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть качественной и характеризоваться высокой степенью достоверности; актуальность - информация, используемая в рамках мониторинга, должна отражать существующее положение о выполнении показателей производственных и инвестиционных программ, а также существующее состояние систем коммунальной инфраструктуры; постоянство - мониторинг осуществляется на постоянной основе с определенной периодичностью; единство - мониторинг осуществляется по единым формам, основаниям и правилам; доступность - информация о результатах мониторинга должна быть доступной для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Согласно п.6 Приказа Министерства регионального развития РФ N 48 от 14.04.2008 года «Об утверждении методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» органами, осуществляющими мониторинг производственных программ организаций коммунального комплекса, являются органы регулирования муниципальных образований, согласовывающие производственные программы данных организаций в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса. В соответствии с п.8 данного приказа мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим выполнение производственных и инвестиционных программ, а также состояние систем коммунальной инфраструктуры. Результаты мониторинга представляются в виде индикаторов, значения которых получаются посредством обработки показателей (исходных данных) органами регулирования. Как следует из материалов дела, <данные изъяты> прокурором <адрес>, на основании проведенной проверки по поступившей информации за № от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> филиала <данные изъяты> на имя главы Администрации Муниципального района <адрес> ФИО внесено Представление за № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее требование к Главе Администрации о безотлагательном рассмотрении настоящего Преставления с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры <адрес>, а также принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства в сфере ЖКХ. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из материалов дела видно, и установлено судом, что <данные изъяты> прокуратурой <адрес> в связи с поступившей информацией, была проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Из ответа Администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора следует, что нарушения законодательства отсутствуют, мониторинг производственных программ должностными лицами ведется. Проверкой установлено, что производственные программы организаций коммунального комплекса утверждены главой Администрации муниципального района <адрес> ФИО Однако, мониторинг их выполнения данным органом местного самоуправления не проводится, что так же подтверждается объяснениями главного специалиста отдела ЖКХ и транспорта Администрации МР <адрес>. Установлено, что в отделе <данные изъяты> Администрации МР <адрес> специалиста, в чьи должностные обязанности входит выполнение работы по мониторингу указанных производственных программ, нет. На основании ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. Учитывая изложенное, суд считает, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а, внесенное им представление, является одной из предусмотренных законом форм осуществления прокурорского надзора при наличии объективных данных, затрагивающих права неопределенного круга лиц. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, представитель <данные изъяты> прокуратуры <адрес> на рассмотрении Представления от ДД.ММ.ГГГГ за №, не присутствовал. Право прокурора на участие в рассмотрении внесенного им в адрес Администрации муниципального района <адрес> Представления за ним сохраняется, а в случае нарушения может быть восстановлено путем оспаривания решений, не основанных на законе или иных нормативных правовых актах, принятых по результатам рассмотрения протестов или представлений органом государственной власти субъекта Федерации. С учетом изложенного, суд считает заявленные требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Администрации муниципального района <адрес> <адрес> незаконными и обязании устранить выявленные нарушения, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать действия Администрации муниципального района <адрес> <адрес>, выразившиеся в неисполнении законных требований прокурора при рассмотрении представления прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Обязать Администрации муниципального района <адрес> устранить выявленные нарушения законодательства, рассмотреть представление прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя <данные изъяты> прокуратуры. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Председательствующий судья: А.П. Щекатуров Решение суда по состоянию на 25.07.2012 года не вступило в законную силу.