Дело № 2 – 1041/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июля 2012 года г. Белорецк РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Галимовой И.А., при секретаре Гариповой Р.Б., с участием представителя истца – <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощника прокурора Елкина А.В., представителя ответчика Администрации муниципального района <адрес> – Харисовой О.Х., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – органа опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> – Черновой О.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Шагимарданова Азата Азаубаевича к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> прокурор <адрес> в интересах Шагимарданова А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что <данные изъяты> прокуратурой, во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 188 от 26.11.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В ходе проведения проверки установлено, что Шагимарданов А.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Шагимарданов А.А. получил среднее общее образование, что подтверждается аттестатом, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Шагимарданов А.А. прошел военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, что подтверждается военным билетом № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, по настоящее время Шагимарданов А.А. жилым помещением не обеспечен. В соответствии с абзацем вторым ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем четвертым ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. 01.01.2012 полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом РБ от 31.10.2011 № 451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» переданы органам местного самоуправления. Установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов <адрес> жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением сессии Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит обязать Администрацию муниципального района <адрес> обеспечить Шагимарданова А.А. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья. Представитель истца – <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощник прокурор Елкин А.В., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> – Харисова О.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Шагимарданова А.А. не возражала, пояснила, что Шагимарданов А.А. включен в заявку ДД.ММ.ГГГГ на выделение лимитов капитальных вложений Администрации муниципального района <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Заявка направлена в Министерство образования <адрес>. Таким образом, вопрос об обеспечении жилым помещением Шагимарданова А.А. будет решен при выделении средств из бюджета <адрес> в соответствии с законодательством. Заинтересованное лицо Шагимарданов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, путем направления судебной повестки, причина не явки не известна. Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> – Чернова О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Шагимарданова А.А. поддержала. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Правомерность предъявления <данные изъяты> прокурором <адрес> действующего в защиту прав и законных интересов граждан, предусмотрена действующим законодательством. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 21.11.2011), предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. 01.01.2012 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 31.10.2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» переданы органам местного самоуправления. Установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов <адрес> жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения. Решением сессии Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения», установлена норма площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м. Судом установлено, что Шагимарданов А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно Аттестату о среднем (полном) общем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ, Шагимарданов А.А. окончил муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес>. Военным билетом № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт прохождения Шагимардановым А.А. службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно справке Администрации <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, Шагимарданов А.А. на территории сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> закрепленного жилого помещения не имеет. Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № следует, что по материалам филиала (территориального участка) на территории <адрес> Шагимарданов А.А. собственником объектов недвижимости не установлен. Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного ДД.ММ.ГГГГ УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за №, информация о правах Шагимарданова А.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, отсутствует. Из Заявки на выделение лимита капитальных вложений Администрации муниципального района <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Шагимарданов А.А. числится в данной Заявке под № №. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что Шагимарданов А.А. закрепленного жилого помещения не имеет. Таким образом, учитывая, что Шагимарданов А.А., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещении по договору социального найма, жилья на праве собственности либо в пользовании не имеет, в установленном законом порядке поставлена на учет, как лицо нуждающееся в жилом помещении, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое должно быть предоставлено органом местного самоуправления за счет средств субъекта Федерации, выделяемых на эти цели, суд считает исковые требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Шагимарданова А.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом, регистрация Шагимарданова А.А. по месту жительства не лишает его права на жилье, поскольку он достиг совершеннолетия, под опекой или попечительством не находится, приобрел право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма. Согласно п. 1 пп. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация муниципального района <адрес>, являясь органом местного самоуправления, освобождается от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Шагимарданова Азата Азаубаевича к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения – удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района <адрес> обеспечить Шагимарданова Азата Азаубаевича жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной решением Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Судья: И.А.Галимова Решение суда по состоянию на 03.08.2012 года не вступило в законную силу.