№ 2 – 803/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 июля 2012 года г.Белорецк РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Пиндюриной О.Р., с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Елкина А.В., при секретаре Гариповой Р.Б., рассмотрев гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора <адрес> в интересах Скоробогатовой Анны Сергеевны к Администрации муниципального района <адрес> об обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> прокурор <адрес> в интересах Скоробогатовой А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> <адрес> об обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>. В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> прокурора <адрес> – помощник прокурора Ёлкин А.В. исковые требования поддержал и пояснил, что <данные изъяты> прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 188 от 26.11.2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В ходе проведения проверки установлено, что Скоробогатова А.С. относится к категории лиц, <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Скоробогатова окончила профессиональное училище №, что подтверждается дипломом. Однако до настоящего времени Скоробогатова жилым помещением не обеспечена. В соответствии с абзацем вторым ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. 01.01.2012 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом РБ от 31.10.2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» переданы органам местного самоуправления. Установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов <адрес> жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением сессии Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м. По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Просит обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной решением Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Скоробогатова А.С. в судебном заседании исковые требования <данные изъяты> прокурора поддержала, просит обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной решением Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> <данные изъяты> ФИО1, действующая по доверенности, суду показала, что не возражает против удовлетворения исковых требований, но просит учесть, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Предоставление детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее дети-сироты), жилых помещений по договорам социального найма относится к дополнительным гарантиям социальной поддержки детей-сирот. Предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом РБ от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот устанавливаются законодательством <данные изъяты> и являются её расходными обязательствами. Так, согласно Закону РБ от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно Закону РБ от 28.12.2005г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными Республики Башкортостан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов, согласно Закону РБ от 31.10.2011г. № 451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями»), вступившему в силу с 01 января 2012 года. Законом предусмотрено также, что органы государственной власти <адрес> обязаны обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления данных полномочий. В свою очередь органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные им полномочия в соответствии с законодательством, и использовать финансовые средства строго для осуществления государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, установленном законом <адрес> о бюджете. Вышеуказанным Законом РБ утверждена методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемым местным бюджетам. Согласно Закону Республики Башкортостан от 05.12.2011г. № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» (приложение 11, таблица 6) <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на ДД.ММ.ГГГГ распределены субвенции в сумме <данные изъяты> рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 02.06.2008г. № 182 (с изменениями от 02.05.2012г. № 127) «Об утверждении правил расходования и учета средств, предоставляемым бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> из бюджета <адрес> на осуществление полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» средства, выделяемые из фонда компенсаций <адрес> на осуществление полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), включают в себя расходы, в том числе, на приобретение, строительство (долевое участие в строительстве) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Кроме того, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2010г. № 507 утвержден также Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений, построенных государственным унитарным предприятием Фонд жилищного строительства <адрес> за счет средств бюджета <адрес> и передаваемых на безвозмездной основе администрациям муниципальных образований <адрес>. Таким образом, финансирование расходов по представлению администрациями муниципальных районов жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения и осуществляется путем перечисления средств бюджета <адрес> в доход бюджетов муниципальных районов. Администрации муниципальных районов и городских округов <адрес>: формируют списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, и направляют указанные списки в Министерство образования <адрес>; представляют ежегодно до 1 марта заявки в Министерство образования <адрес> о решении вопроса о выделении жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, по форме, утвержденной Министерством образования <адрес>. На территории муниципального района <адрес> учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществляется отделом опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес>. Отдел принимает заявления с необходимыми документами, рассматривает их и принимает на учет детей – сирот. Ежегодно с 1 января по 1 марта список детей-сирот, поставленных на учет, обновляется, утверждается главой Администрации муниципального района <адрес> и не позднее 1 марта направляется в Министерство образования <адрес>. Скоробогатова включена в заявку ДД.ММ.ГГГГ на выделение лимитов капитальных вложений Администрации муниципального района <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Заявка направлена в Министерство образования <адрес>. Таким образом, вопрос об обеспечении жилым помещением Скоробогатовой А.С. будет решен при выделении средств из бюджета <адрес> в соответствии с законодательством. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со статьёй 57 ЖК РФ и с абзацем вторым статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. 01.01.2012 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 31.10.2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» переданы органам местного самоуправления. Установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов <адрес> жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения. В соответствии со статьёй 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением сессии Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м. По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Согласно свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> п\админ.<адрес>, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, Скоробогатова Анна Сергеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, в графе родители указаны: отец - ФИО2, мать – ФИО3. Согласно свидетельства о смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Администрации <адрес>, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации МР БР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначен опекуном племянницы Скоробогатовой А.С. Решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ Скоробогатова А.С. признана <данные изъяты>. Согласно постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, глава Администрации муниципального района <адрес> просит поставить на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Скоробогатову А.С. Из диплома № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Скоробогатова А.С. закончила в ДД.ММ.ГГГГ профессиональное училище № <адрес>. Из списка заявки Администрации муниципального района <адрес> на выделение лимита капитальных вложении Администрации муниципального района <адрес> на обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты>, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Скоробогатова А.С. включена в указанный список. В ходе проведения <данные изъяты> прокуратурой проверки установлено, что Скоробогатова А.С. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Данные обстоятельства ответчик не оспаривает. В судебном заседании установлено, показаниями представителя ответчика подтверждено, что Скоробогатова А.С. включена в заявку ДД.ММ.ГГГГ на выделение лимитов капитальных вложений Администрации муниципального района <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей -сирот. Заявка направлена в Министерство образования <адрес>. Судом установлено, материалами дела подтверждено, что до настоящего времени Скоробогатова А.С. жилым помещением не обеспечена, своего жилья не имеет, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Анализируя представленные сторонами доказательства, которые суд находит допустимыми и относимыми по делу, и приходит к выводу, что Скоробогатова А.С. является <данные изъяты>, нуждается в предоставлении жилья, поскольку в собственности жилья не имеет, сохранённого за ним жилья нет, состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Администрации муниципального района <адрес>, при этом обеспечена жилым помещением ответчиком не была. Указанные факты не оспариваются представителем ответчика. При установленных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у ответчика возникла обязанность по предоставлению Скоробогатовой А.С. вне очереди жилого помещения, в связи с чем удовлетворяет исковые требования <данные изъяты> прокурора <адрес>. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Скоробогатовой Анне Сергеевне, <данные изъяты>, как лицу из числа <данные изъяты>, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной решением Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Судья: Пиндюрина О.Р. По состоянию на 03 августа 2012 года решение в законную силу не вступило.