Дело № 2-1060/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2012 года г.Белорецк, РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Щекатурова А.П., с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора РБ Ёлкина А.В., при секретаре Юркиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> прокурора в интересах Павленко Александра Юрьевича к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Павленко Александра Юрьевича к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения. В судебном заседании представитель истца – помощник <данные изъяты> прокурора <адрес> Ёлкин А.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка по доводам обращения Павленко А.Ю. о нарушении его жилищных прав, в связи с чем было установлено, что решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец Павленко А.Ю. - ФИО лишен родительских прав. Согласно свидетельства о смерти мать Павленко А.Ю. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления Администрации <адрес> Павленко А.Ю. по окончания пребывания в образовательном учреждении данное лицо должно быть обеспечено жильем. Из представленных Павленко А.Ю. в отдел опеки и попечительства Администрации МР <адрес> документов видно, что ДД.ММ.ГГГГ он окончил ГАОУ НПО ПУ №. Согласно сведений <данные изъяты> указанное лицо недвижимого имущества в собственности не имеет. Вместе с тем, по настоящее время жилым помещением Павленко А.Ю. не обеспечен. В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания, пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением сессии Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м. Просил обязать Администрацию муниципального района <адрес> обеспечить Павленко А.Ю. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья. Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Предоставление детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленным жилых помещений, жилых помещений по договорам социального найма относится к дополнительным гарантиям социальной поддержки детей-сирот. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом РБ от 27.10.1998 года N 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот устанавливаются законодательством <адрес> и являются её расходными обязательствами. Так, согласно Закону РБ от 27.10.1998 года N 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно Закону РБ от 28.12.2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными Республики Башкортостан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов, согласно Закону РБ от 31.10.2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями»), вступившему в силу с 01 января 2012 года. Законом предусмотрено также, что органы государственной власти <адрес> обязаны обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления данных полномочий. В свою очередь органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные им полномочия в соответствии с законодательством, и использовать финансовые средства строго для осуществления государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, установленном законом <адрес> о бюджете. Вышеуказанным Законом РБ утверждена методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемым местным бюджетам. Согласно Закону Республики Башкортостан от 05.12.2011 года № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» (приложение 11, таблица 6) <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на ДД.ММ.ГГГГ распределены субвенции в сумме <данные изъяты> тыс.руб. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 02.06.2008 года № 182 (с изм. от 02.05.2012 года № 127) «Об утверждении правил расходования и учета средств, предоставляемым бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> из бюджета <адрес> на осуществление полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» средства, выделяемые из фонда компенсаций <адрес> на осуществление полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), включают в себя расходы, в том числе, на приобретение, строительство (долевое участие в строительстве) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Кроме того, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2010 года № 507 утвержден также Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений, построенных государственным унитарным предприятием Фонд жилищного строительства <адрес> за счет средств бюджета <адрес> и передаваемых на безвозмездной основе администрациям муниципальных образований <адрес>. Таким образом, финансирование расходов по представлению администрациями муниципальных районов жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения и осуществляется путем перечисления средств бюджета <адрес> в доход бюджетов муниципальных районов. Администрации муниципальных районов и городских округов <адрес>: а) формируют списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, и направляют указанные списки в Министерство образования <адрес>; б) представляют ежегодно до 1 марта заявки в Министерство образования <адрес> о решении вопроса о выделении жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, по форме, утвержденной Министерством образования <адрес>. На территории муниципального района <адрес> учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществляется отделом опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> <адрес> Отдел принимает заявления с необходимыми документами, рассматривает их и принимает на учет детей – сирот. Ежегодно с 1 января по 1 марта список детей-сирот, поставленных на учет, обновляется, утверждается главой Администрации муниципального района <адрес> и не позднее 1 марта направляется в Министерство образования <адрес>. Павленко А.Ю. включен в заявку ДД.ММ.ГГГГ на выделение лимитов капитальных вложений Администрации муниципального района <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Заявка направлена в Министерство образования <адрес>. Таким образом, вопрос об обеспечении жилым помещением Павленко А.Ю. будет решен при выделении средств из бюджета <адрес> в соответствии с законодательством. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> на судебное заседание не явился, в письме просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются, в частности лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Согласно свидетельства о рождении серии №, выданного повторно ДД.ММ.ГГГГ, родителями Павленко А.Ю., <данные изъяты>, являются: ФИО и ФИО1 Из представленных копий решения <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО родительских прав, свидетельства о смерти ФИО1 серии №, выданного отделом загс ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Павленко А.Ю., <данные изъяты>, является ребенком, <данные изъяты>. Абзацем 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением сессии Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м. Постановлением Администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Павленко А.Ю. поставлен в очередь на получение жилого помещения. В 2012 году Павленко А.Ю. окончил обучение в ГАОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес> что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании 02 НПА 0018161, из которого видно, что Павленко А.Ю. выдан диплом по профессии <данные изъяты> и присвоена квалификация <данные изъяты> Из справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, письма <данные изъяты> №//2012-543 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Павленко А.Ю. права собственности на какой-либо объект недвижимости не имеется. Таким образом, Павленко А.Ю. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального района <адрес> общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации №188 от 26.11.2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По итогам проведенной проверки было установлено, что Павленко А.Ю. после окончания образовательного учреждения не был обеспечен вне очереди жилой площадью. В судебном заседании представитель ответчика не отрицала, что Павленко А.Ю. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Абзацем 3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Ранее действовавшим Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» пунктом 1 части 1 статьи 1 было предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). В связи с изменениями, внесенными законом Республики Башкортостан № 451-з от 31.10.2011 года «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (вступающими в силу с 01.01.2012 года) в пункте 1 части 1 статьи 1 указанного закона были исключены слова «за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью». Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ государственные полномочия <адрес> по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы органам местного самоуправления <адрес>, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что в данном случае обеспечение Павленко А.Ю. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 года и Решением Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, относится к полномочиям Администрации муниципального района <адрес>. Постановлением Правительства РБ от 06.03.2012 года № 65 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан» признаны утратившими силу: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; пункт 4 изменений, вносимых в некоторые решения Кабинета Министров Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2009 года N 415 «О внесении изменений в некоторые решения Кабинета Министров Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан»; Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2011 года N 7 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 декабря 2011 года N 441 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако, в пункте 2 Постановления Правительства РБ от 06.03.2012 года № 65 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан» указано, что данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. Учитывая, что право Павленко А.Ю. на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди возникло до 01.01.2012 года, применение положений Постановлением Правительства РБ от 06.03.2012 года № 65 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан» при вынесении решения по данному гражданскому делу недопустимо, поскольку в силу ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов <адрес> жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения. Таким образом, в силу указанной нормы закона Администрация муниципального района <адрес> должна обеспечить Павленко А.Ю. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес> <адрес> за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения. Доводы представителя ответчика о том, что Павленко А.Ю. включен в заявку ДД.ММ.ГГГГ на выделение лимитов капитальных вложений Администрации муниципального района <адрес> на обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты>, которая направлена в Министерство образования <адрес>, и вопрос об обеспечении жилым помещением Павленко А.Ю. будет решен при выделении средств из бюджета <адрес>, не могут являться основанием для освобождения ответчика от своевременного предоставления Павленко А.Ю. жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной действующим законодательством, право Павленко А.Ю. на получение жилого помещения по месту жительства вне очереди закреплено Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Учитывая, что непредоставление Администрацией муниципального района <адрес> Павленко А.Ю. жилого помещения нарушает законодательство об обеспечении <данные изъяты> жилыми помещениями, суд находит исковое заявление <данные изъяты> прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального района <адрес> обеспечить Павленко Александра Юрьевича жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2012 года. Председательствующий судья: А.П. Щекатуров Решение суда по состоянию на 22.08.2012 года не вступило в законную силу.