Гр.д. № 1-1374/2012 по иску прокурора к Совету муниципального района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Дело № 2 – 1374/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2012 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галимовой И.А.,

при секретаре Гариповой Р.Б.,

с участием представителя ответчика – Совета муниципального района <адрес> – Харисовой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету муниципального района <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления – Совета муниципального района <адрес>, незаконным (в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ),

УСТАНОВИЛ:

<адрес> природоохранный межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления – Совета муниципального района <адрес>, незаконным (в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ), указав, что <адрес> природоохранной межрайонной прокуратурой, в соответствии с планом работы на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления при организации сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов от населения в органах местного самоуправления <адрес>. В рамках данной проверки, природоохранной прокуратурой в администрацию муниципального района <адрес> (далее – администрация), был направлен запрос о предоставлении информации: разработан ли порядок и организован ли сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Администрацией за от ДД.ММ.ГГГГ представлена информация, согласно которой предприятиями жилищно – коммунального хозяйства, расположенных на территории муниципального района <адрес> администрациями сельских поселений, на основании договора с <данные изъяты> осуществляется сбор и передача отработанных ртутьсодержащих ламп для утилизации. Информацией по индивидуальным предпринимателям не располагает. Таким образом, по существу, ответ свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления муниципального района <адрес> по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения <адрес>, поскольку отсутствует муниципальный нормативный правовой акт о порядке и организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (далее Порядок). Согласно п.8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации» от 03.09.2010 № 681 (далее Правила), предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Часть 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Право граждан на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться органами местного самоуправления, в том числе путем реализации ими полномочий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Отсутствие нормативно правового акта, определяющего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, нарушает право жителей муниципального района на благоприятную окружающую среду, поскольку это может привести к попаданию ртутьсодержащих отходов в почву, воду и другие компоненты окружающей среды. Кроме того, отсутствие соответствующего порядка означает, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального района осуществляется без регулирования правовыми нормами прав и обязанностей, граждан, юридических лиц, муниципальных служб, и соответственно, без несения ответственности за свои действия (бездействия). В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Пункт 11 ст. 35 рассматриваемого закона предусматривает, что полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. На основании п.3 ст. 43 Закона принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования. Причиной отсутствия Порядка, является бездействие Совета муниципального района, который до настоящего времени не принял решение, об определении такого Порядка, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, иск заявляется в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – Совета муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения <адрес>.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину не явки не сообщил

Исковое заявление <адрес> природоохранного межрайонного прокурора было подано в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и должно было быть рассмотрено по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и в десятидневный срок, установленный статьей 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Явившийся в качестве представителя истца <адрес> природоохранного межрайонного прокурора, помощник <адрес> межрайонного прокурора <адрес> Исламов Д.Н., не представил документов, подтверждающих его полномочия на представление интересов <адрес> природоохранного межрайонного прокурора. Представленная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ подписана <адрес> межрайонным прокурором <адрес> ФИО, не являющимся истцом по данному делу.

Представитель ответчика – Совета муниципального района <адрес> – Харисова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Пунктом 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения закреплены в Уставах поселений. Ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает в вопросах местного самоуправления муниципального района <адрес> организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Работы с ртутьсодержащими лампами не предполагают их утилизацию и переработку. Таким образом, органы местного самоуправления муниципального района <адрес> не занимаются вопросами, связанными с ртутьсодержащими лампами. Согласно п.3 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Совет муниципального района <адрес> принимает решения, но не обязан, по представлению депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, иных выборных органов местного самоуправления, главы местной администрации, органов территориального общественного самоуправления, инициативных групп граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Принятие нормативных актов по вопросу сбора ртутьсодержащих ламп относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к исключительной компетенции представительных органов. Таким образом, обязанность по организации порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц и граждан о вопросах утилизации бытовых и производственных отходов не относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципального района. Просит в удовлетворении искового заявления <адрес> природоохранного межрайонного прокурора о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 № 681 органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктом 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения закреплены и в Уставах муниципальных образований (Устав муниципального района <адрес>, Устав городского поселения <адрес>).

Правовое положение муниципальных образований определяется гл. 8 Конституции РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.

Под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. При этом сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

С учетом названных положений закона, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц и граждан о вопросах утилизации бытовых и производственных отходов на территории <адрес> не может быть возложена на Совета муниципального района <адрес>.

Согласно положениям пункта 4 ст. 258 ГПК РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего является их не соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и свобод.

Суд считает, что бездействие Совета муниципального района <адрес> по не организации порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, а также не информирование юридических лиц и граждан о вопросах утилизации бытовых и производственных отходов не противоречит приведенным выше положениям законов и нормативно-правовых актов и не нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Совета муниципального района <адрес> незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГПК РФ, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

Порядок замены ненадлежащего ответчика состоит в том, что инициировать замену ответчика может истец или суд с согласия истца. Для этого суду необходимо: известить истца о том, что ответчик ненадлежащий, и получить его согласие на замену; исключить ненадлежащего ответчика из процесса; известить надлежащего ответчика и вызвать его в установленном порядке в суд, вручить ему копию искового заявления. Ответчику предоставляется время для подготовки к защите против иска. После замены ответчика подготовка и рассмотрение дела, включая установленные для этого сроки, начинаются заново.

Явившийся в судебное заседание в качестве представителя истца – помощник <адрес> межрайонного прокурора <адрес> Исламов Д.Н. не представил доказательств наличия у него полномочий на заявление ходатайства или его согласия на замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

Исковое заявление <адрес> природоохранного межрайонного прокурора было подано в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и должно было быть рассмотрено по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и в десятидневный срок, установленный статьей 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, отложение разбирательства дела повлекло бы за собой нарушение сроков рассмотрения заявления, установленных ч. 1 ст. 257 ГПК РФ

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 2 ст. 41 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в рамках заявленных <адрес> природоохранным межрайонным прокурором требований о признании бездействия органа местного самоуправления – Совета муниципального района <адрес>, незаконным.

Поскольку требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, суд считает данные требования о признании бездействия Совета муниципального района <адрес>, незаконным, не подлежащими удовлетворению.

При этом, <адрес> природоохранный межрайонный прокурор не лишен возможности обратиться с указанными требованиями к надлежащему ответчику.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 257 – 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований <адрес> природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету муниципального района <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления – Совета муниципального района <адрес> <адрес>, незаконным (в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.

Судья И.А. Галимова

Решение суда по состоянию на 26.10.2012 года не вступило в законную силу.