Дело №1-173/2011 ПРИГОВОР Именем Российской Федерации г.Белорецк 12 декабря 2011 года Белорецкий районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Мухаметкужиной З.Б. с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Белорецкой межрайонной прокуратуры Петрова С.С., подсудимого Ягафарова Зинура Зинфировича, защитника Муслимова Э.А., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Давлетовой А.В., а также потерпевших ФИО15, ФИО9, гражданского истца Сафиуллиной С.Г., представителя гражданского ответчика Кочергиной Е.С.- Юриной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Ягафарова Зинура Зинфировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д.<адрес> РБ, гражданина РФ, проживающего по адресу: РБ, <адрес>, имеющего средне-специальное образование, женатого, имеющего двоих несовершеннолетних детей, работающего водителем у ИП «Ахмалетдинова», военнообязанного, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, УСТАНОВИЛ: Ягафаров З.З. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть человека при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ около 15.00 часов Ягафаров З.З., управляя грузовым седельным тягачом марки «Кенворт Т2000» № регион с полуприцепом цистерной марки «ППЦ Нефаз9693 -10РРTS AZ» г/н № регион, в ясную погоду, двигаясь в сторону <адрес> на 169 км автодороги «Белорецк-Уфа» на территории <адрес>, проявляя преступную небрежность и легкомыслие, при необходимой внимательности имея возможность для предотвращения наступления тяжких последствий, игнорируя имеющиеся предупреждающие дорожные знаки 1.12.1 «опасные повороты» и 1.13 «крутой спуск», грубо нарушая требования п.10.1 Правил дорожного движения РФ (далее ПДД РФ), согласно которого водитель должен «вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнений требования правил. При обнаружении и возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», вел транспортное средство не учитывая при этом массу груза, дорожные условия – опасный поворот, видимость в направлении движения, не выбрав безопасную скорость движения на спуске, позволяющую постоянно осуществлять контроль над движением транспортного средства, а также нарушая требования п.9.10 ПДД РФ, согласно которого водитель должен «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения», выбрав недопустимые интервал и дистанцию между транспортными средствами, вследствие чего, выехав из-за поворота, обнаружив движущийся впереди грузовой седельный тягач с полуприцепом, не соблюдая дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, обнаружив препятствие на проезжей части, не соблюдая требования п.11.1 ППД РФ согласно которого «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намеревается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся на этой полосе транспортным средствам; по завершении обгона он может, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу», не убедившись в безопасности маневра, выехал на полосу встречного движения и допустил касательное столкновение со стоящим аварийным автомобилем марки ВАЗ 111930 «Калина» № регион, вследствие чего от касательного удара автомобиль марки ВАЗ 111930 «Калина» развернуло и откинуло правым боком в сторону полуприцепа идущего в попутном направлении грузового автомобиля – седельного тягача «МАН 19.414» № регион под управлением ФИО14, при этом сотрудники отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по <адрес> и <адрес> (далее ОГИБДД УВД по <адрес> и <адрес>) – инспектор дорожно-патрульной службы лейтенант милиции ФИО9 и инспектор дорожно-патрульной службы старший лейтенант милиции ФИО10, осматривающие место ДТП, оказались зажатыми между аварийным автомобилем марки ВАЗ-111930 «Калина» № регион, и седельным тягачом «МАН 19.414» № регион под управлением ФИО14 В результате преступных действий Ягафарова З.З. инспектору дорожно-патрульной службы ОГИБДД УВД по <адрес> и <адрес> старшему лейтенанту милиции ФИО10 причинены телесные повреждения в виде: открытой черепно-мозговой травмы головы, открытая травма груди и живота, открытые переломы верхних и нижних конечностей с множественными повреждениями костей скелета и внутренних органов, от которых ФИО10 скончался на месте ДТП, в результате сочетанной травмы головы и туловища; инспектору дорожно-патрульной службы ОГИБДД УВД по <адрес> и <адрес> лейтенанту милиции ФИО9 причинены телесные повреждения в виде: закрытый оскольчатый подвертельный с переходом на диафиз (диафизный) перелом левой бедренной кости со смещением отломков, которые причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Данное ДТП произошло из-за грубого нарушения водителем Ягафаровым З.З. требований дорожных знаков 1.12 и 1.13, а также п. 9.10, 10.1 и 11.1 ПДД РФ. Подсудимый Ягафаров З.З. вину в нарушении правил дорожного движения, при управлении автомобилем, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть человека, полностью признал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он на автомашине «Кенворт Т2000» с полуприцепом цистерна выехал в <адрес>, чтобы загрузиться маслом. ДД.ММ.ГГГГ около 12 час. 30 мин. он поехал в <адрес>. Не доезжая до <адрес> примерно за 7 км, он получил по рации информацию, что за перекрестком <адрес> стоит автомашина ДПС, о ДТП ему ничего не сообщили. В конце затяжного подъема его обогнала автомашина «МАН» с длинным полуприцепом, так как он двигался медленно. Ягафаров З.З. постоянно двигался за этой автомашиной, держа дистанцию примерно 150 м. со скоростью около 50-60 км/ч. Проехав перекресток <адрес> сотрудников ДПС он не увидел, автомашина МАН уже поднималась в гору, расстояние было примерно 200 метров. Когда он начал подниматься в гору, автомашина МАН исчезла из виду. Когда поднялся в гору, то увидел, что МАН входит в поворот на спуск, расстояние между ними было около 150 м. Когда он ехал, то увидел, что автомашина МАН начала выезжать на полосу встречного движения, он начал притормаживать, торможение происходило двигателем и педалью тормоза, скорость на тот момент составляла около 50 км\ч, автомашина МАН выехала только на половину полосы встречного движения. После того как он начал входить в поворот, то увидел, что на краю проезжей части стоит автомашина-эвакуатор, тогда он понял, что МАН объезжает ее. Данную автомашину он увидел за 120 метров, автомашина МАН также продолжала движение. Когда автомашина МАН поравнялась с автомашиной-эвакуатором, резко остановилась, тогда он предпринял экстренное торможение, полностью нажал на педаль тормоза и подавал при этом звуковой сигнал. Учитывая, что его автомашина была максимально загружена, и что он ехал под гору, его автомашина не могла остановиться. Тогда, чтобы избежать столкновение с впереди идущей автомашиной МАН, он предпринял маневр объезда с выездом на полосу встречного движения, так как с правой стороны на дороге стояла автомашина «Волдай». Когда он выехал на полосу встречного движения, то увидел, что поперек на проезжей части стоит легковая автомашина с деформациями кузова, данную автомашину он обнаружил за 7-8 метров. Автомашина МАН продолжила движение, он увидел, что за легковой автомашиной стоит инспектор ДПС, он тормозил и подавал звуковой сигнал. Чтобы избежать столкновение, он выехал на обочину и передним крылом задел легковую автомашину, удар был скользящий. Он увидел, что сотрудник ДПС отпрыгн<адрес> выехал на дорогу, остановил машину и побежал к месту столкновения. Один сотрудник был без признаков жизни, а второй – живой. Помимо полного признания вины Ягафаровым З.З. в совершении преступления она установлена показаниями потерпевших, свидетелей, материалами дела. Потерпевшая ФИО11 показала, что инспектор ДПС ФИО11 приходился ей мужем. С его работы ей сообщили, что ФИО11 погиб в ДТП. Потерпевший ФИО9 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он заступил на дежурство вместе с ФИО11 Около 13.00 часов, получив сообщение о ДТП на 169 км автодороги Белорецк-Уфа, на служебной машине с опознавательными знаками они выехали на место ДТП, где обнаружили в левом кювете автомашину марки «Калина», водитель которой находился внутри зажатым. Они помогли вытащить водителя и стали оформлять ДТП. ФИО11 выставил аварийный знак, а он занялся оформлением документов, после этого подошел ФИО11 и сказал, что вызвал эвакуатор из <адрес>, который подъехал попозже. Они показали водителю, где расположена а/м «Калина», и сказали водителю эвакуатора, чтобы он вытаскивал ее на проезжую часть. После этого он пошел перекрывать движение со стороны <адрес>, а ФИО11 - со стороны <адрес>. Эвакуатор не смог вытащить аварийную автомашину. После чего ФИО11 остановил грузовую автомашину, движущуюся со стороны <адрес>, и они перекрыли движение с обеих сторон. Грузовой МАЗ вытащил «Калину», которую поставили к правой обочине задом, передом стояла на проезжей части, то есть поперек дороги на встречной полосе. Эвакуатор стоял на левой обочине по направлению к <адрес>. У него связи с ФИО11 не было. Когда со стороны <адрес> пошли машины, понял, что ФИО11 открыл движение. Он подошел к автомашине «Калина» и увидел, что из-за поворота выезжает на низкой скорости около 5 км/ч грузовик МАН. Потом увидел, как бежит ФИО11 и вдруг резко остановился у автомашины «Калина», после чего увидел, что сзади автомашины МАН на большой скорости движется бензовоз –седельный тягач и понял, что будет столкновение. Было видно, что бензовоз не может остановиться. Он водителю МАН стал показывать жезлом, чтобы тот прибавил скорость во избежание столкновения. Бензовоз, догнав МАН, чтобы избежать столкновения, вывернул влево на встречную полосу, объезжая по обочине а/м «Калину», наехал на нее, которую вроде бы откинуло, а потом на ФИО11 ФИО9 затащило под прицеп грузовика МАН, который уже стоял, к его левому борту была прижата «Калина». Он попробовал вылезти, но не смог встать, почувствовал сильную боль в левой ноге. От водителя МАН узнал, что ФИО11 погиб. Как работник ДПС считает, что виновным в данном ДТП является водитель Ягафаров З.З., который нарушил п. 9.10, 10.1 и 11.1 ПДД РФ. С согласия сторон были оглашены показания неявившихся свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, данных на предварительном следствии, допрошены с соблюдением норм УПК РФ. Свидетель ФИО12 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он прибыл на место ДТП и увидел, что автомашина «Калина» находится в кювете справа по направлению в <адрес>. Инспектор ДПС ему сказал, чтобы он грузил данную автомашину и вез в <адрес>. Но он не смог ее вытащить и попросил сотрудников ДПС, чтобы они остановили грузовую автомашину. Один инспектор остановил МАЗ –лесовоз. После чего сотрудники разошлись в разные стороны по дороге и перекрыли дорогу, остановив движение. Он в это время зацепил тросом аварийную «Калину», а МАЗ вытащил ее на проезжую часть и оставил на полосе движения по направлению <адрес>, а инспектора ДПС стали пропускать машины, которые были остановлены. Он подошел к своей машине и увидел, что со стороны <адрес> едет автомашина бензовоз, которая не успевала остановиться, так как перед ней медленно двигалась по своей полосе грузовая машина с полуприцепом. Когда данная машина поравнялась с ним, она закрыла ему обзор встречной полосы, одновременно с этим автомашина бензовоз выехала на полосу встречного движения, после этого он услышал скрежет металла. Далее он увидел, что автомашина МАН остановилась, а бензовоз проехал дальше, так как скорость была выше. После этого он увидел, что бензовоз сбил «Калину», и побежал к данному месту, где один сотрудник лежал без движения, а другой – под прицепом автомашины. Свидетель ФИО13 показала, что ДД.ММ.ГГГГ она ехала в автомашине МАН в <адрес>. Проехав поворот на <адрес>, она по рации услышала, что на дороге впереди произошла авария, после чего водитель автомашины сбавил скорость. Двигаясь далее на спуске, при повороте направо, она увидела скопление людей на дороге и автомашину марки «Калина», которая стояла на полосе встречного движения в аварийном состоянии, водитель притормозил и стал медленно объезжать место аварии, в этот момент она услышала уда<адрес>, посмотрев в зеркало заднего вида, сказал, что автомашина, которая двигалась за ними, сбила инспектора ДПС, который оформлял ДТП. После этого она увидела грузовую автомашину, которая объехала их машину и остановилась перед ними. После чего водитель автомашины, в которой находилась она, также остановился и вышел из машины. Она тоже вышла и видела, что один инспектор был мертв, а другой лежал под прицепом живой. Свидетель ФИО14 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он возвращался с грузом из <адрес> в <адрес> на автомашине МАН. На выезде из <адрес> он попутно посадил девушку. Проехав перекресток <адрес>, по рации поступило сообщение, что на спуске авария. После этого он сбавил скорость и стал спускаться притормаживая. Когда он выезжал из-за поворота, то увидел, что справа на обочине по ходу его движения стоит эвакуатор с включенной аварийной сигнализацией. Знака аварийной остановки со стороны <адрес> не было. С левой стороны на полосе встречного движения стояла автомашина марки «Калина», у которой был деформирован кузов. После чего он увидел две встречные легковые машины и, притормозив, пропустил их, при этом стал медленно двигаться вперед. Так же сотрудник ДПС, который стоял возле «Калины» жезлом указал ему начало движения. В это время второй сотрудник стоял перед «Калиной» и разговаривал по сотовому телефону. Когда он почти проехал «Калину», то услышал сзади удар и крики. Глянув в зеркало, он увидел, что бензовоз передней правой частью толкает «Калину» вперед, а за «Калину» сбоку держался сотрудник ДПС. После чего в считанные секунды «Калину» развернуло под его прице<адрес> это, он резко нажал на тормоза, так как увидел, что вместе с «Калиной» под прицеп затаскивает инспектора ДПС. Когда он остановился, то бензовоз, объехав его по встречной полосе, остановился впереди. Он выбежал из кабины и увидел инспектора ДПС, который не подавал признаков жизни. Второй инспектор лежал перед колесом под прицепом и двигался. Показания потерпевшего и свидетелей подтверждаются протоколами осмотра места происшествия (т.1 л.д.5-7, 19-21)) из которых видно, что дорожно-транспортное происшествие произошло на 169 км+490 м, около автомашины МАН напротив среднего колеса с левой стороны находится труп ФИО11, на автомашине «Кенворт Т2000» и полуприцепе имеются механические повреждения в виде надлома правой части бампера, отслоение краски на бампере, на полуприцепе на крыле передней оси справа имеется повреждения в виде деформации металла-вдавливание. На прицепе автомашины МАН имеются механические повреждения в виде: деформация левого борта. Вплотную к левому борту прицепа по середине правой стороной кузова прижата машина ВАЗ с множественными механическими деформациями кузова, ходовой части. Вдоль левой стороны автомобиля имеются потертости, следы притирания. Между грузовиками стоит патрульная автомашина ДПС. В соответствии с заключениями экспертиз (т.1 л.д.214-220, 222-227) в смыве с асфальта обнаружена кровь человека, происхождение которой возможно от потерпевшего ФИО9; представленные два соскоба серого и бурого вещества с опорной стойки и резиновой поверхности брызговика полуприцепа г/н А8234 02 образованы веществом головного мозга человека с примесью крови, происхождение которых не исключается от потерпевшего ФИО10 Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы (т.1 л.д.41-42) у ФИО9 имеются телесные повреждения –закрытый оскольчатый перелом левой бедренной кости со смещением отломков, которые образовались от действия твердого тупого предмета, квалифицируются как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности вреда здоровью для жизни человека, которые по своему характеру создают угрозу для жизни. В соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы (т.1 л.д.164-170) у трупа ФИО11 обнаружены телесные повреждения –сочетанная травма: полные переломы мозгового и лицевого черепа, его основания, множественные кровоподтеки, ссадины, ушибленные и рваные раны головы, кровоподтеки бледно-синюшнего цвета – в левой надключичной области, на грудине, множественные кровоподтеки и ссадины тыла левой кисти и наружной поверхности левого предплечья, ссадина шеи слева, перелом тела грудины, множественные двухсторонние переломы ребер по различным анатомическим линиям, отчленение левой нижней конечности на уровне верхней трети голени, правой нижней конечности – на уровне верхней трети бедра с размозжением костей. Эти повреждения причинены за короткий промежуток времени между собой со значительной силой, в результате прямого и опосредованного воздействия тупых твердых предметов. Характер и локализация повреждений с наибольшей долей вероятности могут указывать об ударе выступающими частями движущегося грузового транспорта, стоят в прямой причинной связи со смертью. Согласно заключения автотехнической экспертизы (т.2 л.д.108-111) у автомобиля Кенворт Т2000 № рус с полуприцепом цистерна г/н № рус отсутствуют неисправности в рулевом управлении и ходовой части автомобиля. В тормозной системе отсутствуют механические повреждения элементов системы и нарушение герметичности системы. При воздействии на орган управления тормозной системы происходит срабатывание приводов тормозных механизмов всех колес. На момент проведения осмотра технические неисправности в ходовой части и рулевом управлении у автомобиля Кенворт Т2000 с полуприцепом цистерна, которые могли явиться причиной выезда автомашины Кенворт Т2000 на полосу встречного движения налево, отсутствовали. Согласно дислокации дорожных знаков, разметки и ограждений на автодороге Уфа-Инзер-Белорецк со 166 км по 170 км установлен предупреждающий дорожный знак «Внимание! Опасный участок 2.0 км», дорожные знаки: 1.12.1 «опасные повороты» и 1.13 «крутой спуск». В соответствии с протоколом следственного эксперимента (т.2 л.д.214-216) видимость на вышеуказанном участке дороги при отсутствии движения и выезде из-за поворота по направлению из <адрес> в <адрес> составляет свыше 90 метров. Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждают вину подсудимого Ягафарова З.З. в совершении преступления. Из материалов дела усматривается, что показания потерпевшего ФИО9 и свидетелей последовательны и непротиворечивы, согласуются между собой и с письменными доказательствами, изложенными выше, неприязненных отношений с подсудимым у них нет, поэтому суд считает, что у них не было оснований для оговора. Доводы Ягафарова З.З. о том, что автомашина МАН резко остановилась перед ним, поэтому он выехал на полосу встречного движения, суд считает необоснованными, учитывая, что они опровергаются показаниями потерпевшего ФИО9, свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, показавших, что автомашина МАН медленно двигалась вперед. Действия Ягафарова З.З. следует квалифицировать по ч.3 ст.264 УК РФ, так как он совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть человека. По уголовному делу потерпевшей ФИО15, действующей за себя и несовершеннолетних детей ФИО16, ФИО17, гражданскими истцами ФИО6, ФИО21 к ФИО18, ФИО19, Ягафарову З.З. предъявлен гражданский иск о возмещении материального ущерба, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что виновными действиями Ягафарова З.З. им причинены физические и нравственные страдания, а также материальный ущерб. Постановлением Белорецкого районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены страховые организации ОАО «Военно-страховая компания» и ООО «Росгосстрах». В судебном заседании вышеуказанными истцами и потерпевшим ФИО9 были предъявлены уточненные исковые требования к Ягафарову З.З., Кочергиной Е.С., Кочергину Д.С., ООО «Уралстройресурс», уфимскому филиалу ОАО «Военно-страховая компания», филиалу ОАО «Росгосстрах» о возмещении материального ущерба, возмещение вреда лицами, понесшим ущерб в результате смерти кормильца и компенсации морального вреда. Однако рассмотрение гражданского иска требует отложения судебного разбирательства, учитывая, что уточненные исковые требования не вручены ответчикам Кочергиной Е.С., Кочергину Д.С., уфимскому филиалу ОАО «Военно-страховая компания», филиалу ОАО «Рогосстрах», ООО «Уралстройресурс». Кроме того, филиалы не являются юридическими лицами, их следует заменить на надлежащих ответчиков – юридических лиц, ООО «Уралстройресурс» ранее в качестве ответчика вообще не привлекался, о дне судебного разбирательства не извещался, поэтому суд оставляет гражданский иск без рассмотрения, признав за гражданскими истцами право на удовлетворение гражданского иска и передав вопрос о его размере для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого: ранее не судим, по месту жительства характеризуется положительно, мнение потерпевших, не настаивающих на строгом наказании, смягчающие обстоятельства: признание вины, раскаяние в содеянном, частичное возмещение ущерба, наличие двух несовершеннолетних детей, отягчающих обстоятельств не имеется, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, и назначает наказание в виде лишения свободы с применением ст.73 УК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308-309 УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Признать Ягафарова Зинура Зинфировича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок три года с лишением права управлять транспортным средством на срок один год. В соответствии со ст. 73 УК РФ лишение свободы считать условным с испытательным сроком два года. Меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащим поведении Ягафарову З.З. по вступлении приговора в законную силу отменить. Обязанность наблюдения за Ягафаровым З.З. возложить на уголовно-исполнительную инспекцию ГУФСИН РФ по РБ по месту жительства. Обязать Ягафарова З.З. без уведомления инспекции не менять место постоянного жительства и работы, ежемесячно являться на регистрацию, не совершать административных правонарушений. Гражданский иск ФИО15, действующей за себя и несовершеннолетних ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО21, ФИО9 к ФИО1, ФИО7, ФИО19, ООО «Уралстройресурс», Уфимскому филиалу ОАО «Военно-страховая компания», филиалу ОАО «Росгосстрах» о возмещении материального ущерба, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца и компенсации морального вреда оставить без рассмотрения, признав за гражданскими истцами право на удовлетворение гражданского иска и передав вопрос о размере возмещения иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Вещественные доказательства: грузовой седельный тягач марки «Кенворт Т2000» № регион, полуприцеп цистерна ППЦ Нефаз -9693 -10 РРТS AZ г/н № регион, находящиеся на специализированной стоянке по адресу: РБ, <адрес>, после снятия ареста судом возвратить ФИО7 и ФИО19 Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня провозглашения. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья З.Б.Мухаметкужина