Решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок



Дело №2-545/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 года г.Белорецк

Белорецкий районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мухаметкужиной З.Б.,

с участием адвоката Ценевой Н.М., представителей истицы по доверенности Павлычевой Н.Д., Щугорева В.И.,

при секретаре Бадретдиновой Д.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михеевой Светланы Георгиевны к администрации муниципального района Белорецкий район РБ, администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Михеева С.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Белорецкий район РБ, администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о признании факта принятия наследства, признании права собственности, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО7, который при жизни с 1965 года с ее матерью ФИО8 владел и пользовался земельным участком площадью 450 кв. м по адресу: <адрес> РБ. В ноябре 1986 года ее мать переоформила участок на себя.

ДД.ММ.ГГГГ мать истицы умерла. После ее смерти Михеева С.Г. является единственной наследницей первой очереди и приняла наследство, фактически вступив во владение наследственным имуществом после смерти матери, а именно стала пользоваться земельным участком, уплачивала земельный налог на этот участок. В связи с проведенной инвентаризацией земель она ДД.ММ.ГГГГ заключила договор подряда на выполнение работ с МУП «Землеустроитель», который произвел работы по межеванию. Михеевой С.Г. был выдан кадастровый паспорт, согласно которого площадь земельного участка определена 525 кв.м.

Действия по фактическому принятию наследства были совершены ею в течение срока для принятия наследства – в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.

При жизни ее родители не оформили надлежащим образом права собственности на данный земельный участок.

В судебном заседании истица заявила ходатайство о приобщении уточненных исковых требований о признании за ней права собственности на земельный участок по другим основаниям, а именно: на основании приобретательной давности, указывая, что в 1965 году ее родителям ФИО7 и ФИО8 был выделен земельный участок площадью 450 кв.м по адресу: <адрес>, однако никаких документов о выделении земельного участка не сохранились. Такие данные отсутствуют и в архиве по городу Белорецк и <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО7, ее мать ФИО8 переоформила земельный участок на себя в ноябре 1986 года и получила льготу по уплате земельного налога, так как работала в должности учителя, что подтверждается справкой финансового отдела исполкома Белорецкого райсовета от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО8, после смерти которой она стала пользоваться земельным участком самостоятельно, считая, что земельный участок принадлежит их семье. По решению Совета муниципального района РБ ее земельному участку была присвоена <адрес>.

В связи с проведенной инвентаризацией земель она как добросовестный приобретатель ДД.ММ.ГГГГ заключила договор подряда на выполнение работ с МУП «Землеустроитель», оплатила услуги по данному договору, МУП «Землеустроитель» произвел работы по межеванию.

ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан кадастровый паспорт, согласно которого площадь земельного

участка изменилась с 450 кв.м на 525 кв.м. Земельный участок был внесен в реестр по кадастровому учету под № 02:11:040201:178. Разрешенное использование земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства, его назначение – земли населенных пунктов. За время пользования участком никаких претензий со стороны налоговых органов, а также со стороны каких-либо административных органов ей не поступало.

Михеева С.Г. поддержала уточненные исковые требования, дав объяснения, аналогичные изложенному в иске, дополнив, что на данном участке построек нет, кроме временного хозблока, земельный участок используется под посадку картофеля. Решения о выделении земельного участка или государственного акта на земельный участок у нее не имеется. После смерти родителей она продолжала пользоваться земельным участком.

Представитель администрации муниципального района Белорецкий район РБ Лесникова А.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что решения о выделении земельного участка родителям истицы, а также Михеевой С.Г. нет, также у истицы не имеется государственный акт о правах на земельный участок, поэтому ее требования необоснованные и не подлежат удовлетворению.

Представитель администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ – глава администрации Аккучуков И.С. иск полностью не признал, пояснив, что в 60-е годы данный земельный участок был предоставлен под посадку картофеля родителям истицы. Строительство там не разрешалось, в настоящее время никаких построек там не имеется. После смерти родителей истица продолжает пользоваться земельным участком. Поскольку Михеева С.Г. пользуется земельным участком, данный факт занесен в похозяйственную книгу.

Третье лицо – нотариус Важина Е.В. просит рассмотреть дело без его участия.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что в 60-е годы родителям истицы ФИО7 и ФИО8 был предоставлен земельный участок в пользование под посадку картофеля, находящийся в <адрес> РБ площадью 450 кв.м. После их смерти с 1987 года земельным участком пользуется Михеева С.Г.

Согласно ч.1 ст.234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает права собственности на это имущество (приобретательная давность).

В соответствие с п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленным земельным законодательством.

В соответствии с ГК РСФСР 1964 года и Земельным Кодексом РСФСР 1970 года, действующих при жизни родителей истицы, и до вступления в силу Закона РСФСР от 24.11.1990 года «О земельной реформе», земля как объект гражданских прав находилась лишь в государственной собственности и могла предоставляться только в пользование, при этом земельный участок не становился бесхозяйным (не имеющим собственника), поскольку государственная собственность на него не прекращалась с предоставлением земельного участка в пользование гражданам, поэтому доводы истицы, что она после смерти матери с 1987 года пользовалась земельным участком как собственник, суд считает необоснованными. Статьей 2 Закона РСФСР «О земельной реформе» была отменена монополия государства на землю, статьей 6 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 года предусматривалось, что земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому лицу, государственным и административно-территориальным образованиям в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в состав Российской Федерации. В соответствии со ст.30 Земельного Кодекса РСФСР (1991) граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность, подавали заявления в местный Совет народных депутатов, обладавший в соответствии со ст.23 Земельного Кодекса РСФСР правом изъятия и предоставления земельных участков.

Следовательно, на протяжении всего времени пользования Михеевой С.Г. земельным участком его собственник был известен - сначала государство, затем соответствующее муниципальное образование. Истица пользовалась указанным имуществом не как собственник, а как государственным и муниципальным имуществом, находящимся у нее в пользование. Факт пользования имуществом с согласия собственника не может служить основанием для признания права на имущество в порядке приобретательной давности. Вследствие вышеизложенного положения ст. 234 ГК РФ на возникшие земельные отношения не распространяются. Кроме того, спорный земельный участок Михеевой С.Г. не предоставлялся. Данные обстоятельства истицей не оспариваются, и доказательства предоставления ей земельного участка не представлены.

Согласно п.9.1 ст.3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом этот земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Истицей Михеевой с.Г. не предоставлены суду доказательства предоставления ей земельного участка до введения в действие Земельного Кодекса РФ, а именно, акт о предоставлении ей земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления, акт (свидетельство) о праве на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право на спорный земельный участок.

Как пояснили истица и представитель сельского поселения Абзаковский сельсовет после смерти своих родителей Михеева С.Г. продолжала пользоваться земельным участком, при этом решения о выделении земельного участка ей не выносилось, никаких правоустанавливающих документов не выдавалось, то есть земельный участок лично Михеевой С.Г. никогда не предоставлялся. Доказательства принадлежности каких-либо строений, принадлежащих Михеевой С.Г. на праве собственности, также не представлено.

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ информация о правообладателях на земельный участок по адресу: РБ, <адрес> не имеется.

Согласно выписке из кадастрового паспорта земельный участок имеет площадь 525 кв.м, номер, предыдущий номер отсутствует, сведения о правах отсутствуют.

Свидетель ФИО12 показала, что еще в 60-е годы мать истицы ФИО8 сажала картошку на земельном участке, которым в настоящее время пользуется истица. После смерти родителей она постоянно более 15 лет пользуется данным участком. Земельные участки там были отданы под огороды для посадки картошки. Им разрешили пользоваться земельным участком, но документов или решений о предоставлении земельных участков у них не имеются.

Аналогичные показания были даны и свидетелем ФИО13, дополнившей, что в связи с тем, что они фактически пользуются земельными участками под посадку картофеля, внесены данные в похозяйственную книгу, при этом данные заносились на основании их слов, никаких документов они не предоставляли.

Свидетель ФИО14 также подтвердил, что факт пользования им земельным участком заносился в позяйственную книгу с его слов. Михеева С.Г. давно пользуется земельным участком, находящимся в <адрес>. При жизни ее родители пользовались данным земельным участком, а после их смерти- истица.

Показания свидетелей подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, из которой видно, что Михеева С.Г. пользуется земельным участком общей площадью 450 кв.м, назначение земельного участка - для садово-огородного участка. Как пояснил и представитель сельского поселения Абзаковский сельсовет Аккучуков И.С. данные в похозяйственную книгу занесены по фактическому пользованию.

Свидетель ФИО15, работающий начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Белорецкий район РБ, показал, что Михеева С.Г. в отдел архитектуры по поводу предоставления ей земельного участка для посадки картофеля не обращалась. Данные участки представляют собой хаотичные огороды, предназначенные для огородничества без разрешения на строительство, однако никакого товарищества там нет, кто-то оформил договор аренды на пользование земельным участком для посадки картофеля, кто-то нет. Генерального плана застройки по данному населенному пункту нет. Поскольку примерно в 2000 году проводилась инвентаризация земли, данные земельные участки взяты на учет, поэтому гражданам выдаются кадастровые выписки.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Михеевой Светлане Георгиевне к администрации муниципального района Белорецкий район РБ, администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о признании права собственности на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий райсуд РБ.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья З.Б.Мухаметкужина

<данные изъяты>