Решение об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-276/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

06 июня 2011 года г. Белорецк

Белорецкий районный суд РБ в составе: председательствующего судьи Старичковой Е.А..

с участием прокурора Елкина А.В.,

при секретаре Давлетовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора к администрации сельского поселения Азикеевский сельсовет муниципального района Белорецкий район об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Белорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Азикеевский сельсовет муниципального района Белорецкий район об устранении нарушений природоохранного законодательства, указывая, что проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства установлено следующее: у ответчика отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого в соответствии с действующим законодательством в целях уменьшения количества образования отходов производства и потребления и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, отсутствуют лимиты на размещение отходов, чем нарушается право населения, проживающего в районе производственной деятельности ответчика, на благоприятную окружающую среду. В д. Буганак бытовые отходы из домовладений складируются непосредственно на почву в центральной части населенного пункта. Дворовые сборники, специальные площадки для контейнеров отсутствуют, регулярный сбор бытовых отходов и мусора не организован, что является нарушением требований санитарных правил, действующего законодательства. Также в нарушение санитарных правил на территории сельского поселения Азикеевский сельский совет отсутствует система санитарной очистки и уборки территории населенных пунктов в соответствии с генеральной схемой очистки населенных пунктов, предусматривающая рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Кроме того, во всех шести населенных пунктах сельского поселения Азикеевский сельский совет отсутствуют отведенные в установленном порядке объекты размещения отходов. Твердые бытовые отходы, образующиеся от населения, предприятий, учреждений размещаются на окраинах населенных пунктах. Имеющиеся земельные участки, куда производится вывоз и размещение твердых бытовых отходов, не имеют оформленных земельно-правовых документов, не определен его собственник, участки не обустроены, нет обвалования по контуру и (или) ограждения, не обозначены границы места размещения отходов. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется, паспорта на образующиеся опасные отходы не разработаны. Белорецкий межрайонный прокурор просит обязать администрацию сельского поселения Азикеевский сельский совет разработать генеральную схему очистки населенных пунктов СП Азикеевский сельсовет от бытовых отходов с определением объектов их утилизации, внесенных в реестр объектов размещения отходов и эксплуатирующейся организацией, имеющей лицензию по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; в установленном порядке произвести отвод земельных участков под полигоны ТБО и их обустройство: -оформить земельно-правовые документы на полигон ТБО; -определить собственника полигона ТБО на территории сельского поселения Азикеевский сельский совет МР БР РБ; -обозначить границы места размещения отходов, по периметру всей территории полигона ТБО, оборудовать ограждением либо осушительной траншеей глубиной более 2 м или валом высотой не более 2 м.; разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение; разработать паспорта на образующиеся опасные отходы; вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенному в иске, просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Азикеевский сельсовет Ахметзянов З.Т. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства природопользования и экологии РБ Ибрагимов А.Ф. исковые требования прокурора поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Статья 24 данного Закона также устанавливает, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Из содержания ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Данное право обеспечивается, прежде всего, соблюдением законодательства об охране окружающей среды, в том числе требований о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установлении лимитов на размещение отходов.

У ответчика отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого в соответствии с действующим законодательством в целях уменьшения количества образования отходов производства и потребления и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, отсутствуют лимиты на размещение отходов, чем нарушается право населения, проживающего в районе производственной деятельности ответчика, на благоприятную окружающую среду.

Так в д. Буганак бытовые отходы из домовладений складируются непосредственно на почву в центральной части населенного пункта. Дворовые сборники, специальные площадки для контейнеров отсутствуют, регулярный сбор бытовых отходов и мусора не организован, что является нарушением требований п.12 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные, правила содержания территорий населенных мест», ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Также в нарушении требований п.1.2 СанПин 42-128-4960-88 «Санитарные правила содержания населенных пунктов» на территории сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ отсутствует система санитарной очистки и уборки территории населенных пунктов в соответствии с генеральной схемой очистки населенных пунктов, предусматривающая рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Также в нарушении п. 1, 2 ст. 12 №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» во всех 6 населенных пунктах СП Азикеевский сельский совет отсутствуют отведенные в установленном порядке объекты размещения отходов. Твердые бытовые отходы, образующиеся от населения, предприятий, учреждений размещаются на окраинах населенных пунктах. Имеющиеся земельные участки, куда производится вывоз и размещение твердых бытовых отходов не имеют оформленных земельно-правовых документов, не определен его собственник, участки не обустроены, нет обвалования по контуру и (или) ограждения, не обозначены границы места размещения отходов.

В соответствии с п.4.4. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.

В соответствии с п.5.6. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

В нарушении вышеизложенных требований действующего законодательства Администрацией сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ не оформлены земельно-правовые документы, не определен собственник, участки не обустроены, нет обвалования по контуру и (или) ограждения, не обозначены границы места размещения отходов.

Статьей 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Из содержания ст. 4 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» следует, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Данные требования администрацией сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ не исполняются.

Факты указанных нарушений подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что невыполнение требований природоохранного законодательства затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Указанные нарушения негативно влияют на состояние окружающей природной среды, создают угрозу здоровью населения, в связи с чем суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ разработать генеральную схему очистки населенных пунктов сельского поселения Азикеевский сельсовет от бытовых отходов с определением объектов их утилизации, внесенных в реестр объектов размещения отходов и эксплуатирующейся организацией, имеющей лицензию по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Обязать администрацию сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ в установленном порядке произвести отвод земельных участков под полигоны твердых бытовых отходов и их обустройство; оформить земельно-правовые документы на полигон твердых бытовых отходов; определить собственника полигона твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ; обозначить границы места размещения отходов, по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов, оборудовать ограждением либо осушительной траншеей глубиной более 2 метра или валом высотой не более 2 метров.

Обязать администрацию сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Обязать администрацию сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ разработать паспорта на образующиеся опасные отходы.

Обязать администрацию сельского поселения Азикеевский сельский совет муниципального района Белорецкий район РБ вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов.

Установить ответчику срок исполнения решения суда до 06 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней через Белорецкий районный суд РБ.

Судья. подпись.

Копия верна. Судья: Е.А. Старичкова