Дело № 2-347/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 22 июня 2011 года г. Белорецк Белорецкий районный суд РБ в составе: председательствующего судьи Старичковой Е.А., с участием прокурора Исламова Д.Н., при секретаре Давлетовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Серменевский детский дом об устранении нарушений природоохранного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Белорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Серменевский детский дом (далее Серменевский детдом) об устранении нарушений природоохранного законодательства, указывая, что проведенной Белорецкой межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено следующее. Отопление Серменевского детдома осуществляется через автономную котельную, в которой установлены 7 котлов <данные изъяты>, в качестве топлива используется природный газ. Отвод продуктов горения осуществляется через трубу, которая является источником загрязнения атмосферы. Согласно действующему законодательству предельно допустимые нормы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности. Данное требование Серменевским детдомом не исполняется, инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проводится, предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух не разработаны, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, в результате деятельности Серменевского детского дома образуются различные отходы I-IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, твердые бытовые отходы, масла автомобильные, покрышки отработанные), при этом учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется, паспорта на образующиеся опасные отходы не разработаны. Белорецкий межрайонный прокурор просит обязать ответчика МДОБУ Серменевский детский дом устранить вышеуказанные выявленные нарушения, обязать ответчика провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ атмосферу и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производимый отопительными котлами, установленными в Серменевском детском доме. Обязать ответчика подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, на отходы 1-4 класса опасности составить паспорт, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установив для ответчиков срок исполнения решения суда 6 месяцев. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенному в иске, просит исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика – Гарипов Р.Р., действуя по доверенности, в судебном заседании исковые требования признал. Представитель третьего лица – Министерства природопользования и экологии РБ в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что отопление Серменевского детского дома, расположенного <адрес>, осуществляется через автономную котельную, в которой установлены 7 котлов <данные изъяты>, в качестве топлива используется природный газ. Отвод продуктов горения осуществляется через трубу, которая согласно п.2 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, является источником загрязнения атмосферы. Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Данное требование федерального закона ответчиком не исполняется, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводится, проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу не разработаны. В соответствии со ст. 14 указанного федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Указанное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух Серменевским детским домом не получено. Также не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ), отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, производимые отопительными котлами. Таким образом, судом установлено, что невыполнение требований природоохранного законодательства затрагивают интересы неопределенного круга лиц. Указанные нарушения негативно влияют на состояние окружающей природной среды, создают угрозу здоровью населения. В соответствии со ст. 22 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Статья 24 данного Закона также устанавливает, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Из содержания ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Данное право обеспечивается, прежде всего, соблюдением законодательства об охране окружающей среды, в том числе требований о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установлении лимитов на размещение отходов. У ответчика отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого в соответствии с действующим законодательством в целях уменьшения количества образования отходов производства и потребления и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, отсутствуют лимиты на размещение отходов, чем нарушается право населения, проживающего в районе производственной деятельности ответчика, на благоприятную окружающую среду, в связи с чем суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать государственное бюджетное учреждение Серменевский детский дом устранить выявленные нарушения: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, производимый отопительными котлами, установленными в государственном бюджетном учреждении Серменевский детский дом; подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, на отходы 1-4 класса опасности составить паспорт, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Установить ответчику срок исполнения решения суда до 20 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белорецкий районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней. Судья. подпись. Копия верна. Судья: Е.А. Старичкова