Решение по гражданскому делу №2-347/2012 по иску Белорецкого межрайонного прокурора к администрации СП Железнодорожный сельсовет МР Белорецкий район РБ об устранении нарушений требований федерального закона



Дело №2-347/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2012 года г. Белорецк

Белорецкий районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Мухаметкужиной З.Б.,

с участием прокурора Исламова Д.Н.,

при секретаре Галиакберовой З.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений требований федерального закона,

У С Т А Н О В И Л:

Белорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ (далее администрация СП Железнодорожный сельсовет) об устранении нарушений требований федерального закона, мотивируя тем, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком федерального законодательства по ведению учета автомобильных дорог местного значения, включению их в казну соответствующего уровня, а также исполнения законодательства о транспортной безопасности.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией СП Железнодорожный сельсовет не приняты меры по регистрации права собственности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, также выявлено, что не исполняются требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», устанавливающего обязанность собственников объектов транспортной инфраструктуры по обеспечению их транспортной безопасности от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса. Отсутствие регистрации права на муниципальное имущество препятствует полноте и оперативности реализации прав собственника (в частности – права распоряжения) в отношении данного имущества, и как следствие негативно влияет на исполнение обязанностей по обеспечению безопасности эксплуатации данного имущества (в частности обеспечения безопасности дорожного движения), а также свидетельствует о ненадлежащей организации работы администрации сельского поселения муниципального района в рассматриваемой сфере.

Белорецкий межрайонный прокурор просит обязать ответчика в течение восьми месяцев принять меры по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а именно зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также обязать администрацию СП Железнодорожный сельсовет провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенному в иске.

Представитель ответчика Исаева Н.В., действующая по доверенности, иск признала, пояснив, что администрацией принимаются меры по выполнению требований федеральных законов о безопасности дорожного движения: заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ для постановки на учет дорог поселения, распоряжением главы дороги включены в казну сельского поселения, но регистрация прав на автомобильные дороги и оценка их уязвимости еще не проведены. Полагает, что срок для исполнения решения суда, который просит прокурор небольшой, так как работа по проведению регистрации объемная.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п.6 ст.3, п.6 ст.13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.1 ст.2, п.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.2998 № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В судебном заседании установлено, что администрацией СП Железнодорожный сельсовет не проведена регистрация права на дороги и не проведена оценка уязвимости их от актов незаконного вмешательства. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются, усматриваются из информации главы администрации СП Железнодорожный сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, без государственной регистрации прав на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, у администрации СП Железнодорожный сельсовет не возникает обязанностей по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения на них, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Более того, в результате этого органами местного самоуправления не исполняются требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», устанавливающего обязанность собственников объектов транспортной инфраструктуры по обеспечению их транспортной безопасности от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.

Согласно ст.2 вышеназванного закона оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры.

Отсутствие регистрации права на муниципальное имущество препятствует полноте и оперативности реализации прав собственника в отношении данного имущества, и как следствие, негативно влияет на исполнение обязанностей по обеспечению безопасности эксплуатации данного имущества, в частности обеспечения безопасности дорожного движения, а также свидетельствует о ненадлежащей организации работы администрации сельского поселения муниципального района в рассматриваемой сфере, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ зарегистрировать право на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Обязать администрацию сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Установить срок для исполнения решение суда – десять месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца через Белорецкий районный суд РБ.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: З.Б.Мухаметкужина.