Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей.



К делу 1-240/10 г.

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Белореченск 14 октября 2010 года

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Дадаш И.А.,

с участием государственного обвинителя Белореченского межрайонного прокурора Прихленко С.М.,

подсудимого Соловьева Николая Федоровича,

адвоката Киселева С.С., представившего удостоверение № 3914 и ордер №199195,

потерпевшей Б.В.,

при секретаре Яценко Ю.А.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Соловьева Николая Федоровича, (дата) года рождения, уроженца (адрес), ранее не судимого, проживающего и зарегистрированного (адрес), обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Соловьев Н.Ф. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшей.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

25 июля 2010 года, примерно в 15 часов, Соловьев Н.Ф., находясь с женою С.Т. во дворе домовладения (номер) по (адрес), в ходе совместного распития спиртных напитков, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, предвидя причинение тяжкого вреда здоровью С.Т. и желая такового, одновременно неосторожно относясь к возможной смерти потерпевшей, нанес последней одно ранение, находившимся на месте происшествия ножом, в заднюю поверхность нижней трети левого бедра С.Т., причинив своими действиями последней повреждения в виде колото-резаной раны по задней поверхности левого бедра в нижней трети на границе с подколенной ямкой, продолжающейся в раневой канал мягких тканей бедра с полным пересечением бедренной артерии, обширным кровоизлиянием в окружающие ткани. Данное повреждение относится к повреждениями, причинившим тяжкий вред здоровью (по признаку опасности для жизни). Смерть С.Т. наступила на месте происшествия в результате острой кровопотери спустя непродолжительное время.

В судебном заседании подсудимый Соловьев Н.Ф. вину в предъявленном ему обвинении признал и показал, что погибшая являлась его женой. 25 июля 2010 года он вместе с женой С.Т. находясь в гостях у С., проживающей в (адрес), где совместно с С. и ее родственником Т. распивали спиртные напитки. В ходе распития спиртных напитков его жена села на колени к Т. и стала с ним целоваться, что вызвало в нем чувство ревности. Схватив кухонный нож, он нанес им один удар в ногу С.Т., чтобы причинить ей боль. После чего к нему подбежала С. забрала нож и убежала. Т. также ушел с места происшествия. Не предвидя наступления смерти жены С.Т., он развернулся и ушел. Умысла на совершения убийства жены у него не было. С.Т. вела разгульный образ жизни, злоупотребляла спиртными напитками. О беременности С.Т. он не знал, поскольку она ему о ней не говорила.

Кроме личного признания, виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевшая Б.В. показала, что является родной сестрой погибшей С.Т., ранее лишенной родительских прав в отношении С.А., (дата) года рождения из-за злоупотребления спиртными напитками. В настоящее время она назначена опекуном ребенка и занимается ее воспитанием на протяжении 3-х лет.

Между подсудимым Соловьевым Н.Ф. и ее сестрой постоянно происходили конфликты, связанные с употреблением спиртного. Соловьев Н.Ф. постоянно бил сестру, она видела на сестре множественные синяки и ссадины. Несмотря на это ее сестра никогда не писала заявления в милицию о привлечении к уголовной ответственности Соловьева Н.. проверки по фактам причинения побоев не проводились и решений сотрудниками милиции в отношении Соловьева не принимались. О смерти сестры она узнала 25 июля 2010 года, об обстоятельствах происшедшего ей ничего не известно.

Свидетель Т. показал в судебном заседании, что 25 июля 2010 года в послеобеденное время его племянница, у которой он находился в гостях С. вместе с Соловьевым Николаем и С.Т., находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, распивали спиртные напитки. Поскольку чувствовал себя плохо, он употребив спиртного вместе с Соловьевыми, уснул за столом. Проснулся он от криков С., отбиравшей у Николая нож. Так же видел, что на земле лежала С.Т. на левой ноге которой была кровь, рану видно не было. Он взяв детские колготки, перетянул ногу С.Т. чтобы остановить кровь. В этот момент С.А. тяжело дышала и ничего не говорила. С. вызвала скорую помощь. Соловьев Н. куда-то ушел. С.Т. никаких поводов для ревности Соловьеву Н. не давала.

Свидетель Б. показала в судебном заседании, что 25 июля 2010 года в 15 часов 20 минут, к ней домой прибежала С. держала в руках нож, была испугана, попросила вызвать скорую помощь, поскольку у нее дома Соловьев Н. ударил этим ножом С.Т.. Вместе с С. они пошли к ней домой, по дороге встретили Соловьева Н., вел себя он очень спокойно. Придя домой к С., во дворе у стола она увидела лежащую на земле С.Т., ниже колена у С.Т. была кровь, нога была перевязана. Т. сказал, что перетянул рану на левой ноге С.Т., наложил жгут, но к ее приходу С.Т. была уже мертва. Позже к ней домой пришли сотрудники милиции, оказалось, что С. выбросила нож, которым Соловьев Н. ударил жену во дворе ее дома в цветник, где в ходе осмотра с ее участием и был обнаружен и изъят нож. Ранее с Соловьевыми она знакома, поскольку они кумовья и соседи. С женой у него были постоянные конфликты, на почве злоупотребления ими спиртного. Соловьев Н. периодически бил С.Т..

Как следует из оглашенных в ходе судебного заседания показаний свидетеля С. данных ею в ходе предварительного расследования, свидетель показала, что, Т.- ее родственник приехал к ней в гости. 25 июля 2010 года примерно в 9 или 10 часов утра также к ней в гости пришли С.Т. и Соловьев Николай. Во дворе ее дома она с гостями распивала водку. Т. заснул за столом, и она тоже пошла, спать в кухню. Когда они сидели за столом ссор между подсудимым и С.Т. не происходило. Она проснулась от крика С.Т., выйдя во двор, увидела, что Соловьев Н. стоит с кухонным ножом у стола. Т. продолжал спать за столом. С.Т. стояла рядом со столом и она увидела на ее левой ноге кровь. Она забрала нож у Соловьева Н.. В это время С.Т. без слов упала на землю у стола. Она поняла, что Соловьев Н. ударил ножом С.Т. Она сильно испугалась, и с ножом убежала к соседке Б., проживающей неподалеку, чтобы вызвать скорую помощь. Тут же во дворе Б. она выбросила нож в цветнике, где он и был обнаружен и изъят сотрудниками милиции в ходе осмотра с ее участием. Когда она вернулась к себе домой, то Соловьева Н. во дворе ее дома не было, он ушел. Она подошла к С.Т., последняя была уже мертва. Кроме Соловьева Н. никто иной не мог причинить ножевое ранение С.Т., так как больше во дворе никого не было. Нож был именно в руке Соловьева Н..

Показания Б. и С. в части нанесения Соловьевым удара именно ножом подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от 25.07.2010, согласно которому во дворе домовладения (номер) по (адрес) обнаружен нож, на лезвии которого имеется вещество бурого цвета, похожее на кровь (л.д.13-17)

Заключением судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, установлено, что кровь потерпевшей С.Т. относится к О?? группе. В следах на клинке кухонного ножа найдена кровь человека группы О??, что не исключает её происхождения как от потерпевшей С.Т., так и от другого лица с такой же группой крови по системе АВО. На рукоятке этого же кухонного ножа присутствие крови не установлено (л.д.81-89);

Кроме свидетельских показаний, доказательствами, подтверждающими умышленное причинение тяжкого вреда здоровью С.Т. опасного для ее жизни и повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, являются также материалы дела:

Из протокола явки с повинной следует, что 25.07.2010 года Соловьев Н.Ф. обратился в правоохранительные органы и собственноручно сообщил, что 25.07.2010 года на почве ревности нанес своей жене С.Т. ножевое ранение в область колена левой ноги (л.д. 21); В судебном заседании подсудимый Соловьев Н.Ф. не оспаривал сведения, изложенные им в протоколе явки с повинной.

Доводы подсудимого о том, что поводом к его действиям послужило поведение погибшей, которая сев на колени Т. вызвала в нем приступ ревности не расцениваются судом как противоправное поведение погибшей, явившееся поводом для преступления, исходя из показаний самого свидетеля Т. и С. о том, что никаких поводов для ревности Соловьева Н.Ф. погибшая с участием Т. не давала, а тем более последний спал за столом, кроме того, из показаний свидетеля Б. и потерпевшей Б.В. следует, что подсудимый постоянно по разным причинам избивал погибшую, поскольку на ней часто были множественные синяки и ссадины.

Показания свидетелей Б., Т. являются правдивыми, поскольку достоверно подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от 25.07.2010, согласно которому осмотрено частное домовладение, расположенное в (адрес). Во дворе указанного дома расположено ветвистое дерево, под которым расположен стационарный стол. На момент осмотра на столе, помимо оцинкованного ведра и пары чашек ничего не обнаружено. У стола на земле обнаружен труп женщины – С.Т., 1968 года рождения. Труп лежит на спине, под голову трупа подложена подушка. При этом на левой ноге наложен жгут из детских колготок. На трупе одеты футболка синего цвета и бриджи трикотажные синего цвета. Левая штанина бриджей пропитана веществом бурого цвета, похожим на кровь. При переворачивании трупа на земле обнаружено пятно бурого цвета похожее на кровь, размером 20х40 см. обильно пропитывающее почву. На трупе в области левого колена по задней поверхности обнаружена рана линейной формы около 1.5 см шириной. Иных повреждений не обнаружено (л.д. 5-12);

Протоколом осмотра предметов, согласно которому осмотрен изъятый в ходе осмотра места происшествия 25.07.2010 нож. Общая длина 21,7 см. Клинок из металла серого цвета, у основания слегка расширен, к острию обух и лезвие скошены. Слева на клинке имеется заводское клеймо «Нерж». Длина клинка 11,6 см, ширина в среднем отделе 1,7 см, толщина обуха 1 мм, длина скоса обуха и лезвия 7 см. На правой поверхности клинка, на протяжении 8 см от острия имеются наслоения вещества буровато-коричневого цвета. На левой поверхности клинка находятся помарки коричневато-серого цвета. Металлическая часть рукоятки облицована деревянной пластиной темно-коричневого цвета, скрепленной тремя металлическими заклепками серого цвета, круглого сечения, диаметром по 0,6 см. Длина рукояти 10,1 см, ширина в среднем отделе 1,8 см. толщина 1,1 см.(л.д.71-73);

Факт нанесения колото-резаного ранения С.Т., а также причинно- следственная связь между действиями подсудимого и смертью потерпевшей подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы трупа С.Т. № 167 а, согласно которого при исследовании трупа С.Т., 1968 года рождения, обнаружено колото-резаное ранение левого бедра с полным пересечение бедренной артерии в нижней трети: колото-резаная рана по задней поверхности левого бедра в нижней трети на границе с подколенной ямкой, продолжающаяся в раневой канал мягких тканей бедра с полным пересечением бедренной артерии, обширным кровоизлиянием в окружающие ткани.

Непосредственной причиной смерти явилась острая кровопотеря, о чем свидетельствуют: бледность кожных покровов, трупных пятен, внутренних органов, пятна Минакова под эндокардом.

Указанное повреждение прижизненного характера, могло быть причинено действием острого колюще-режущего предмета с односторонней заточкой клинка, длиной не менее 11см, шириной на глубине погружения раневого канала на более 2,3см, таким предметом мог быть нож, представленный на экспертизу или ему подобный. Данное повреждение относится к повреждениями, причинившим тяжкий вред здоровью (по признаку опасности для жизни).

В момент нанесения данного повреждения С.Т. находилась по отношению лицу, причинившему повреждение задней стороной тела, более вероятно находилась в горизонтальном положении.

После получения данного повреждения она могла передвигаться, самостоятельно совершать активные действия в течение короткого промежутка времени (небольшое количество минут).

Кроме того, на передней поверхности грудной клетки справа обнаружен кровоподтек прижизненного характера, который мог быть причинен действием тупого твердого предмета незадолго до смерти, отношения к ней не имеет, при жизни не причиняют вреда здоровью.

Других повреждений, а также следов борьбы или самообороны на теле С.Т. не обнаружено. При исследовании трупа у С.Т. обнаружена беременность сроком около 3,5 месяцев.

При судебно-химическом исследовании в крови трупа обнаружен этиловый спирт в количестве 2,2%о, это свидетельствует о том, что в момент смерти С.А. была в алкогольном опьянении средней степени (л.д.63-69).

Исследованные доказательства признаются судом допустимыми и достаточными, оценены, и их совокупность позволяет суду сделать вывод о том, что подсудимый умышленно причинил С.Т. тяжкий вред здоровью опасный для жизни человека, путем нанесения ей удара ножом в область левого бедра, что повлекло за собой полное пересечение бедренной артерии и как следствие ранения острая кровопотеря, что и явилось непосредственной причиной смерти. Именно эти действия привели по неосторожности к смерти последней. Тяжкий вред здоровью пострадавшей подсудимый причинил умышленно, о чем свидетельствует нанесение удара ножом, при этом подсудимый не мог не осознавать, что нанесение удара данным предметом может причинить тяжкий вред здоровью. Состояния необходимой обороны, превышения пределов необходимой обороны, как и состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) в действиях подсудимого суд не усматривает, что следует из выводов комплексной психолого-психиатрической экспертизы, согласно которой каким-либо хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным расстройством не страдал в момент совершения инкриминируемого ему деяния и не страдает в настоящее время, мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в применении принудительных мер медицинского характера Соловьев Н.Ф. не нуждается, а также учитывая, что подсудимый не находился в состоянии физиологического аффекта.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к выводу, что вина подсудимого доказана, а его действия, правильно квалифицированы по ч.4 ст.111 УК РФ, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, смягчающие наказание обстоятельства, личность подсудимого, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его близких.

Совершенное преступление является умышленным и относится к категории особо тяжких, представляет исключительную общественную опасность. Обстоятельствами, смягчающими наказание суд признает явку подсудимого с повинной и активное способствование раскрытию преступления. Иных, смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств суд не установил. Исследуя личность подсудимого суд принимает во внимание, что Соловьев полностью признал вину, в содеянном раскаялся, ранее судим не был, к уголовной ответственности нее привлекался, его возраст, мнение потерпевшей, полагавшей целесообразным лишить подсудимого свободы, а также тот факт, что преступление он совершил заведомо в отношении близкого человека. Также судом принимается во внимание тот факт, что подсудимый проживает один и наказание назначенное судом не влияет на условия жизни близких.

Оснований для применения условного осуждения, либо для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, суд не усматривает, и полагает, что для восстановления социальной справедливости, исправления подсудимого и предупреждения новых преступлений, наказание ему должно быть связано только с лишением свободы.

Согласно п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание наказания назначается в исправительных колониях строгого режима.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Соловьева Николая Федоровича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

Меру пресечения Соловьеву Николаю Федоровичу в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на меру пресечения в виде заключения под стражу.

Взять под стражу в зале суда.

Срок наказания исчислять с 14.10.2010 г.

Вещественные доказательства: пакет с ножом – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а содержащимся под стражей осужденным в тот же срок с момента вручения ему копии приговора, с соблюдением требований ст. 312 УПК РФ.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе: в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе, а в случае принесения кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы, осужденный вправе подать свои письменные возражения и иметь возможность довести до суда кассационной инстанции свою позицию непосредственно либо с использованием систем видеоконференции, при этом должен заявить ходатайство об участии в суде кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы.

Председательствующая И.А. Дадаш