К делу № 2-1254/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2010 года Белореченский районный суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.
с участием представителя истца – адвоката Борисенко И.В.,
при секретаре Мельниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Слесенко Владимира Николаевича к управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Белореченском районе об индексации ежегодной денежной компенсации на оздоровление и взыскании задолженности по выплате компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Слесенко В.Н. просит суд проиндексировать ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за период с 1998 года по 2010 год, взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной компенсации на оздоровление в размере 29392 рублей 68 копеек, а также обязать ответчика выплачивать ежегодную компенсацию на оздоровление в размере 3903 рублей 42 копеек, начиная с 01.01.2010 года, и впредь производить индексацию сумм с учетом благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.
Истец и его представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, в обоснование чего пояснили, что Слесенко В.Н. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с действующим законодательством ему ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление. Однако истец полагает, что установленная сумма компенсации должна быть проиндексированы с 01.07.2000 года в 1,581 раза и с 01.01.2001 года в 1,515 раза пропорционально росту МРОТ, с 01.01.2002 года в 2,085 раза, с 01.01.2003 года в 1,223 раза, с 01.01.2004 года в 1,18 раза пропорционально величине роста прожиточного минимума для пенсионеров в Краснодарском крае. При этом коэффициент роста прожиточного минимума должен исчисляться путем деления величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий год. Таким образом, с 01.01.2002 года и далее ежегодно должна быть произведена индексация на основании величины роста прожиточного минимума в Краснодарском крае. В дальнейшем, с учетом коэффициента инфляции в порядке, установленном Правительством РФ. Однако ответчик отказывается проиндексировать компенсационные выплаты в указанном порядке, что существенно нарушает права истца.
Представитель УСЗН в Белореченском районе – Т.Н.Г. возражала против исковых требований, пояснила, что Слесенко В.Н. обладает правом на получение вышеуказанной компенсации, однако нельзя согласиться с порядком индексации компенсации, на применении которого настаивает истец. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ №179 от 24.11.1995 года) предусматривал исчисление вышеназванных компенсаций строго из расчета кратности минимального размера оплаты труда. С января 1997 года до 1 июля 2000 года минимальный размер оплаты труда не изменялся (83,49 руб.), а также не были внесены изменения в законодательство РФ, регулирующие вопросы индексации денежных доходов и сбережений граждан РФ. Изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» были внесены Федеральным законом от 07.08.2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», которым с 01.01.2001 года установлены твердые размеры компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью, исходя из базовой суммы 100 рублей. Начиная с 2004 года Законом предусмотрена индексация компенсационных выплат в порядке, определяемом Правительством РФ, которое ежегодно утверждает порядок индексации указанных выплат на соответствующий год. Поскольку в настоящее время строго определен порядок индексации компенсационных выплат, применение иного порядка индексации является незаконным и необоснованным. Также следует учесть, что как установление, так и пересмотр денежных сумм в возмещение вреда здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является исключительным правом федерального законодателя, которое реализуется с учетом реальной возможности государства за счет средств федерального бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие".
Факт участия истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и его право на льготы, связанные с участием в ликвидации последствий аварии, не оспаривается представителем ответчика и подтверждается удостоверением (л.д.7), военным билетом (л.д.8).
В соответствии с п.1 ст.40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец обладает правом на получение ежегодной компенсации на оздоровление в размере 300 рублей.
То обстоятельство, что указанная компенсационная выплата производится, истцом не оспаривалось в судебном заседании и было подтверждено справкой управления социальной защиты населения в Белореченском районе от 04.12.2009 года (л.д.10).
Таким образом, спорным является определение порядка индексации денежных сумм, подлежащих выплате истцу.
Частью 3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред.Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения ст.3 базового Закона предусматривали право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот. Но эта же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе и в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.
Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 года и от 12.02.2001 года), Федеральных Законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда г.Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 года № 847, от 07.05.2005 года № 292, от 25.04.2006 года № 246, от 21.03.2007 года № 171, от 21.12.2007 года № 914, от 16.12.2009 года № 1024 утверждены Правила индексации в 2004-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 года по 31.05.2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.
Указанными Постановлениями Правительства РФ установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Таким образом, то обстоятельство, что денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещаемого вреда здоровью, не означает, что порядок индексации указанных компенсационных выплат не может быть различен.
Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежегодная компенсация на оздоровление индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 847 с 01.06.2004 года ежегодная компенсация на оздоровление установлена в размере 330 рублей (с применением коэффициента 1,1).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 года № 292 с 01.01.2005 года ежегодная компенсация на оздоровление установлена в размере 366 рублей 30 копеек (с применением коэффициента 1,11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 года № 246 с 01.01.2006 года ежегодная компенсация на оздоровление установлена в размере 399 рублей 26 копеек (с применением коэффициента 1,09).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 года № 171 с 01.01.2007 года ежегодная компенсация на оздоровление установлена в размере 431 рубль 21 копеек (с применением коэффициента 1,08).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 года № 914 с 01.01.2008 года ежегодная компенсация на оздоровление установлена в размере 476 рублей 48 копеек (с применением коэффициента 1,105).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 года № 1024 с 01.01.2009 года ежегодная компенсация на оздоровление установлена в размере 538 рублей 43 копеек (с применением коэффициента 1,13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 года № 1024 с 01.01.2010 года ежегодная компенсация на оздоровление установлена в размере 592 рублей 27 копеек (с применением коэффициента 1,1).
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для применения иного порядка индексации ежегодной денежной компенсацию на оздоровление, вследствие чего исковые требования удовлетворению не подлежат, ввиду их необоснованности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Слесенко Владимиру Николаевичу в иске к управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Белореченском районе об индексации ежегодной денежной компенсации на оздоровление и взыскании задолженности по выплате компенсации отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий Н.А. Волковая
.