К делу № 2-1472/10 г.Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 ноября 2010 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Грицай Г.Г.
при секретаре Шелковой Т.С.
с участием помощника прокурора Мусаткина К.Ю., представителей администрации муниципального образования Белореченский район Низаевой Ю.Н., Управления образованием администрации муниципального образования Белореченский район Амелькиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Белореченский район, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, стандартов, норм и Правил пожарной безопасности, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасностии понуждении к устранению нарушений закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, стандартов, норм и Правил пожарной безопасности, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности и обязать администрацию муниципального образования Белореченский район осуществить необходимое финансирование муниципальных образовательных учреждений г. Белореченска и Белореченского района для устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в информации ОГПН по Белореченскому району от 3 сентября 2010 года и предписаниях.
В обоснование своих требований указал, что отделом государственного пожарного надзора Белореченского района была проведена проверка муниципальных образовательных учреждений г. Белореченска и Белореченского района и выявлены допущенные руководителями муниципальных образовательных учреждений нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму. Поскольку муниципальные образовательные учреждения являются собственностью администрации муниципального образования Белореченский район, то контроль за их деятельностью в части соблюдения требований пожарной безопасности и противодействии терроризму осуществляется собственником учреждений. Согласно Постановлению главы администрации муниципального образования Белореченский район от 7 июня.2010 №1120 «О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования Белореченский район от 23.04.2009г. №1474» «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образования Белореченский район» на 2009-2010 годы», на 2010 год на указанную программу выделено 607,0 тыс. рублей, что также подтверждает управление образования администрации муниципального образования Белореченский район в своей информации от 14 октября 2010 г. № 2369, согласно которому иные денежные средства на реализацию программы из местного бюджета не поступали. Учитывая количество и характер выявленных нарушений, выделенных денежных средств недостаточно для устранения нарушений требований пожарного законодательства, что угрожает не только жизни и здоровью неопределенного круга лиц, но могут привести к несчастным случаям, возникновению пожаров, способствовать совершению террористической деятельности. В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» администрация муниципального образования Белореченский район обязана соблюдать требования пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях.Таким образом, неправомерными бездействиями администрации муниципального образования Белореченский район нарушаются права неопределенного круга лиц - детей, которые в силу своего возраста, здоровья самостоятельно не могут обратиться в суд, персонала, а также посетителей учреждений.
Помощник Белореченского межрайонного прокурора в судебном заседании просил заявление в части понуждения администрации муниципального образования Белореченский район в пределах ее полномочий осуществить необходимое финансирование муниципальных образовательных учреждений г. Белореченска и Белореченского района для устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в информации ОГПН по Белореченскому району от 3 сентября 2010 года и предписаниях удовлетворить, п. 1 заявления о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Белореченский район выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, стандартов, норм и Правил пожарной безопасности, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности - не рассматривать, поскольку Постановлением администрации МО Белореченский район от 21 октября 2010 года была утверждена целевая программа «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в МО Белореченский район» об обеспечении финансирования мероприятий по данной программе на 2011-2015 годы в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования Белореченский район.
Представитель администрации муниципального образования Белореченский район согласилась с измененными требованиями, пояснила, что Постановлением администрации от 21 октября 2010 года была утверждена программа о финансировании по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений на 2011-2015 годы. К полномочиям главы муниципального образования относится подготовка и вынесение на утверждение Совета муниципального образования Белореченский район проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, поскольку формирование, утверждение и исполнение бюджета МО на очередной финансовый год относится к компетенции Совета муниципального образования Белореченский район, который в свою очередь при утверждении бюджета руководствуется статьями Бюджетного Кодекса РФ. В связи со значительным объемом работ по устранению имеющихся нарушений, указанных в постановлении госпожнадзора, требующих длительного времени и значительного финансирования, устранить сразу все нарушения, выявленные в образовательных учреждениях, не имеется возможности, поэтому ежегодно школами принимаются меры по этапному устранению нарушений за счет бюджетных и внебюджетных средств, что подтверждается представленной информацией Управления образованием, бухгалтерскими документами о приобретении материалов, по оплате работ, услуг. Кроме того, отсутствие пожаров в школах за последние 7 лет, согласно информации ОГПН по Белореченскому району, свидетельствует о планомерной работе по соблюдению пожарной безопасности и принятию своевременных мер по их предотвращению. При доходах бюджета района на 2010 год в сумме 917,5 млн.руб. Управлению образованием были выделены ассигнования в сумме 556,7 млн.руб. Если сразу выделить из бюджета Управлению образованием необходимую сумму для устранения нарушений по пожарной безопасности, то другие статьи расходов останутся без денег, в том числе школы по отоплению и коммунальным платежам, зарплата учителям и т.д., поэтому для поэтапного устранения выявленных нарушений по пожарной безопасности Советом муниципального образования Белореченский район 21 октября 2010 г. № 2200 была принята целевая долгосрочная программа. Считает, что администрацией МО Белореченский район принимаются все меры по устранению выявленных нарушений.
Представитель Управления образованием администрации муниципального образования Белореченский район согласилась с измененным заявлением, пояснила, что все выделенные в 2010 году средства использованы полностью по назначению. Согласно представленной справке выявленные нарушения по пожарной безопасности частично устранены. Чтобы полностью устранить выявленные недостатки не хватает денег. Подготовлена и утверждена целевая программа на 2011-2015 годы, согласно которой на 2011 год выделено 5 млн.900 тысяч рублей, то есть поэтапно расписано выделение денег с 2011 по 2015 годы для выполнения программы по пожарной и антитеррористической безопасности. Чтобы школы и дошкольные учреждения полностью соответствовали требованиям по пожарной безопасности необходимо 65 млн. рублей. В настоящее время программа, принятая на 2010 год еще работает, но денежные средства в размере 607 тысяч рублей уже распределены и израсходованы на устранение недостатков. Ранее принимались годовые программы, но в этом году разработана и принята целевая долгосрочная программа на 5 лет, чтобы устранить все выявленные нарушения.
Представитель отдела государственного пожарного надзора Белореченского района Лазаренко Ю.Б. в судебном заседании пояснил, что пожарная безопасность в образовательных учреждениях не соответствует нормам. Ранее принимаемые программы по пожарной безопасности были недостаточными для устранения всех выявляемых нарушений. Пожарным надзором каждый год выносятся предписания, согласно которым мелкие нарушения устраняются, а требующих вложения капитальных средств не устраняются, в том числе системы оповещения о пожаре отсутствуют почти во всех школах. В настоящее время выявленные в предписаниях нарушения частично выполнены. Однако более детальная проверка устраненных нарушений будет проведена в рамках внеплановых выездных проверок в декабре 2010 года.
Выслушав стороны, специалиста, исследовав письменные доказательства, суд считает правильным удовлетворить измененные требования по следующим основаниям.
Специалист Кулий Н.В. в судебном заседании пояснила, что она работает начальником бюджетного отдела финансового управления администрации МО Белореченский район, показала, что основным принципом планирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период является принцип сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Основным направлением планирования расходной части бюджета является наиболее полное удовлетворение потребности бюджетных учреждений в финансовых ресурсах, в том числе для обеспечения выплаты заработной платы, оплаты коммунальных услуг, налоговых платежей, социальных выплат, то есть для финансирования первоочередных (или политических) расходов учреждений. Для расчета бюджетных ассигнований на финансирование первоочередных расходов используются методические указания, утвержденные нормативно-правовым актом администрации муниципального образования Белореченский район. Однако, муниципальное образование Белореченский район испытывает постоянный недостаток в финансовых ресурсах для удовлетворения потребности уже созданных (действующих) бюджетных учреждений, для наиболее полного решения вопросов местного значения, определенных Федеральным Законом 131- ФЗ. В такой ситуации администрация муниципального образования Белореченский район ведет работу по привлечению в бюджет района дополнительных доходов и привлекает бюджетные кредиты в пределах лимита, установленного статьей 92.1. Бюджетного кодекса РФ, которые также направляются на выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг, на исполнение условий софинансирования краевых целевых программ. Из-за постоянного недостатка денежных средств муниципальная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» финансировалась в 2009 и 2010 годах не в полном объеме. В предложенном проекте бюджета муниципального образования Белореченский район на 2011-2013 годы, который выносится на публичное обсуждение в ноябре 2010 года, предусмотрены расходы на финансирование принятой в октябре 2010 года программы.
Согласно распоряжению Комитета по управлению муниципальным имуществом от 1 ноября 2005 года № 364/2-р на праве оперативного управления за образовательными учреждениями закреплено право пользования муниципальным имуществом (т.1 л.д. 156-253).
Согласно представленной информации прокурору Белореченского района от 3 сентября 2010 года (т.1 л.д.32-50), отделом государственного пожарного надзора Белореченского района в рамках операции «Школа» были проведены мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объектах среднего и дошкольного образования на территории Белореченского района, согласно которым были вынесены предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности на общую сумму 65 млн. рублей (т.1 л.д. 51-142).
Из этого следует, что в соответствии с Федеральным Законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» администрация муниципального образования Белореченский район обязана соблюдать требования пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях.
Как установлено в судебном заседании 18 июля 2008 года, 9 октября 2008 года, 14 апреля 2009 года Белореченской межрайонной прокуратурой в адрес муниципального образования Белореченский район были направлены 2 представления и одна информация для устранений нарушений законодательства о пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях и дошкольном учреждении № 3 (т.2 л.д. 15-20,28-29)
Согласно ответам от 18 августа 2008 года,10 ноября 2008 года,14 мая 2009 года главы администрации муниципального образования Белореченский район о принятых мерах пожарной безопасности, мероприятия по устранению выявленных нарушений были выполнены частично (т.2 л.д. 21-27,63-65,43-44).
Постановлением администрации МО Белореченский район № 1120 от 7 июня 2009 г. были внесены изменения в постановление от 23 апреля 2009 года № 1474 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» на 2009-2010 г.г. и выделено на выполнение данной программы в 2009 году 550 тысяч рублей, в 2010 году 607 тысяч рублей, всего 1млн.157 тысяч рублей (т.1 л.д.28-31).
Согласно информации Управления образованием администрации МО Белореченский район 607 тысяч рублей, выделенных в 2010 году на реализацию муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» на 2009-2010 г.г. были распределены по учреждениям и израсходованы полностью. Иных средств на реализацию программы из местного бюджета не поступало (т.1 л.д. 27,143-144).
Согласно Бюджетному Кодексу РФ, Совет муниципального образования Белореченский район на основании заключений контрольно-ревизионной комиссии, проектов законов главы администрации, утверждает бюджет муниципального образования, заключение по отчету администрации МО в форме проекта решения «Об исполнении бюджета за 2009 год, утверждает местный бюджет на очередной финансовый год, вносит изменения в принятые Решения (т.2 л.д.45-97-135).
Постановлением главы администрации МО Белореченский район № 2200 от 21 октября 2010 года утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» на 2011-2015 годы с поэтапным распределением денег на указанную программу (т.2 л.д. 1376-142).
Решением Совета Муниципального образования Белореченский район № 293 от 28 октября 2010 г. были внесены изменения в решение Совета от 18 декабря 2009 года № 228 «О районном бюджете МО Белореченский район на 2010 год и на плановый период 2011 и 2010 года» и дополнительно был увеличен бюджет на 300 тысяч рублей на оснащение системой оповещения о пожарной безопасности МОУ ДОД детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (т.2 л.д.143-150).
Согласно Приложению к решению Совета МО Белореченский район от 28 октября 2010 года, администрация МО Белореченский район имеет дефицит бюджета в размере 15 млн. рублей (т.2 л.д. 152).
Таким образом, установлено, что в полномочия администрации муниципального образования Белореченский район не входит распределение средств для устранения нарушений правил по пожарной безопасности, поскольку в полномочия администрации входит только формирование, подготовка в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и ранее принятыми обязательствами проекта бюджета, который утверждается Советом Муниципального образования Белореченский район. Администрацией муниципального образования Белореченский район, как собственником образовательных учреждений, предпринимаются меры по устранению нарушений, выявленных при проведении проверок пожарной безопасности в школах. Выделенные денежные средства на 2010 год в размере 607 тысяч рублей Управлением образованием Белореченского района были распределены по образовательным учреждениям и израсходованы полностью. 28 октября 2010 года дополнительно было выделено еще 300 тысяч рублей для оснащения системой оповещения о пожарной безопасности МОУ ДОД детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва. Но выделяемых средств недостаточно для устранения недостатков капитального характера, в том числе для установления систем оповещения о пожаре во всех образовательных учреждениях, на которые требуются большие расходы. Но поскольку в компетенцию администрации входит подготовка и формирование проекта бюджета, в такой проект администрация может включить дополнительные средства для устранения выявленных недостатков.
При таких обстоятельствах, когда невыполнение нарушений пожнадзора угрожает не только жизни и здоровью и здоровью неопределенного круга лиц и могут привести к несчастным случаям, возникновению пожаров, способствовать совершению террористической деятельности, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в пределах полномочий осуществить мероприятия по финансированию муниципальных образовательных учреждений для устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в информации ОГПН по Белореченскому району от 3 сентября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней.
Судья: подпись Г.Г.Грицай