К делу № 2-178/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 февраля 2011 г. Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Грицай Г.Г.,
при секретаре Шелковой Т.С.
с участием старшего помощника Белореченского межрайонного прокурора Яврумяна О.М.,
представителя администрации муниципального образования Белореченский район Белоус Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Белореченский район,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выразившееся в неисполнении законов о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Обязать администрацию разработать программу о противодействии терроризму и экстремизму на 2011 год и принять меры по финансированию деятельности профилактики терроризма и экстремизма.
В обоснование требований указывает, что в ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией Белореченский район допускаются нарушения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, а именно не разработана программа о противодействии экстремизму и терроризму на 2011 год. Данный факт свидетельствует об отсутствии систематической деятельности администрации Белореченского района по противодействию экстремизму и терроризму. Отсутствие указанной комплексной программы не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории района мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их, что является не допустимым. Администрация не приняла своевременные меры для финансирования программы. Бездействие администрации нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В судебном заседании прокурор просил заявленные требования удовлетворить, показал, что на момент прокурорской проверки 20 января 2011 года у муниципального образования отсутствовала указанная программа, при утверждении бюджета на 2011 год на сессии Совета муниципального образования Белореченский район администрация в его проект не вносила предложения по финансированию данной целевой программы. Не решался вопрос о направлении бюджетных средств на ее реализацию. Просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Белореченский район выразившиеся в непринятии своевременных мер по разработке и утверждению комплексной программы противодействия экстремизму и терроризму на 2011 год и в непринятии своевременных мер по осуществлению должного финансирования деятельности по профилактике терроризма и экстремизма 2011 год. Обязать администрацию разработать и утвердить комплексную программу о противодействии терроризму и экстремизму, принять меры по финансированию указанной программы из бюджетных средств.
Представитель администрации муниципального образования Белореченский район в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, поскольку считает, что нельзя признать бездействием работу администрации по данному вопросу. Администрацией проводится работа по противодействию экстремизма и терроризма на территории района. Муниципальное образование принимало и принимает меры по исполнению законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Проводится работа в сфере укрепления межнациональных конфессиональных отношений на территории района в виде акций, встреч, информационно-профилактических бесед, проводятся «круглые столы» и другие мероприятия. В 2010 году на деятельность по профилактике терроризма и экстремизма были направлены внебюджетные средства в размере 50 тысяч рублей. На момент прокурорской проверки 20 января 2011 года программа о противодействии терроризму и экстремизму на 2011 год отсутствовала. 31 января 2011 года принято постановление «Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Комплексные меры по осуществлению антитеррористической деятельности в муниципальном образовании Белореченский район на 2011 год». 31 января 2011 года указанная программа была утверждена администрацией. Финансирование по ней вновь предусмотрено из внебюджетных средств в сумме 50 тысяч рублей. Администрация не вносила в проект бюджета района на 2011 год предложение о финансировании данной программы из бюджетных средств. Считает, что поскольку не установлен срок принятия программы, бездействия администрации по этому вопросу нет. Такая программа на 2011 год может быть принята и в декабре 2011 года.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, а именно обеспечение и зашита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
На основании ст. 5 указанного Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. Согласно ст. 5 указанного закона, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Преамбулой этого же закона установлено, что Законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации,
На сегодняшний день в крае принята и действует комплексная программа по укреплению правопорядка, профилактике правонарушений, усилению борьбы с преступностью и противодействию коррупции в Краснодарском крае на 2010 - 2012 годы, разделом 4 предусмотрены меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2009 года № 1184 «Об утверждении комплексной программы по укреплению правопорядка, профилактике правонарушений, усилению борьбы с преступностью и противодействию коррупции в Краснодарском крае на 2010-2012 годы» органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано разработать муниципальные программы для реализации мероприятий по профилактике правонарушений и охране общественного порядка на территории муниципальных образований.
Вместе с тем, проведенной прокурорской проверкой от 20 января 2011 года было установлено, что администрацией муниципального образования Белореченский район программа о противодействии экстремизму и терроризму на 2011 год не была разработана, финансирование не обеспечено. Данный факт подтвержден показаниями представителя администрации Белореченский район о том, что на момент проверки программа по профилактике терроризма и экстремизма отсутствоввала, что следует расценивать как бездействие администрации.
Отсутствие на момент прокурорской проверки указанной комплексной программы не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории муниципального района мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их, что является не допустимым. Доводы представителя администрации о том, что муниципальное образование и помимо вышеуказанной целевой программы проводит на территории района различные мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму (л.д.11-19) в данном случае не может считаться достаточным, поскольку в соответствии с вышеназванными законами муниципальное образование обязано принять конкретную целевую программу и обеспечить ее финансирование из бюджетных средств, чего своевременно сделано не было. При подготовке бюджета администрация муниципального образования Белореченский район обязана была включить в проект бюджета предложение по финансированию данной программы, однако этого сделано не было, поскольку программа была утверждена только 31 января 2011 года, а проект бюджета утверждается Советом муниципального образования Белореченский район в 2010 году.
Бюджетные средства МО Белореченский район на финансирование деятельности по профилактике терроризма и экстремизма на 2011 год не выделены, что подтверждается разделом 4 целевой программы, утвержденной 31 января 2011 года (л.д.26-оборот). Это является нарушением требований, закрепленных в ст. 15 Федерального закона № 1Э1-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым, к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района. Также нарушены требования с ч.1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ, согласно которой долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что после прокурорской проверки программа администрацией была разработана и утверждена 31 января 2011 года, что на мероприятия программы не предусмотрены бюджетные средства. Поскольку администрацией своевременно не была разработана программа о противодействии экстремизму и терроризму на 2011 год, а ее отсутствие не позволяло в полном объеме планировать и осуществлять на территории муниципального образования мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, своевременно финансировать их, поскольку администрация не внесла в проект бюджета вопрос о финансировании деятельности мероприятий программы за счет бюджетных средств, что является не допустимым и нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, следовательно, они подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выразившееся в непринятии своевременных мер по разработке и утверждению комплексной программы противодействия экстремизму и терроризму на 2011 год и в непринятии своевременных мер по осуществлению должного финансирования деятельности по профилактике терроризма и экстремизма 2011 год.
Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район своевременно принимать меры по бюджетному финансированию деятельности по профилактике экстремизма и терроризма и своевременно принимать меры по разработке и утверждению программы противодействия экстремизму и терроризму.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней.
Судья: подпись Г.Г.Грицай