К делу № 2-480/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2011 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.
с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Замараевой Ю.П.,
представителя истца – адвоката Муравской Л.Л.,
при секретаре Мельниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Воробьевой Светланы Анатольевны к ФГУП «Почта России» управлению федеральной почтовой связи Краснодарского края – филиалу ФГУП «Почта России» обособленному структурному подразделению Почтапмт Белореченский о восстановлении на работе и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьева С.А. просит суд признать незаконным приказ об увольнении, восстановить ее на работе в обособленное структурное подразделение Белореченский почтамт УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП «Почта России» в должности почтальона 1 класса, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель на заявленных требованиях настаивали, в обоснование чего пояснили, что с 30.04.2004 года истица работала в Белореченском почтамте в должности почтальона 1 класса. 15.01.2010 года при исполнении должностных обязанностей на истицу был совершен наезд автомобилем ДЭУ НЕКСИЯ под управлением Жанот А.В., в результате чего ей были причинены телесные повреждения в виде сотрясения головного мозга, ушибленной раны в области левого коленного сустава, ушибов, ссадин лица, верхних конечностей. Длительное время истица проходила лечение, после чего ей была установлена инвалидность 3 группы, в связи чем для истицы была разработана специальная программа реабилитации, в соответствии с которой истица по состоянию здоровья нуждается в выполнении работ, не связанных с длительным пребыванием на ногах, не совмещенной с ходьбой и поднятием тяжестей. Приказом от 25.03.2011 года истица была уволена с 29.03.2011 года по основаниям п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ, в связи с отсутствием у ответчика работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением. Данное увольнение истица считает незаконным, поскольку работодатель обязан был найти для нее иную работу и перевести с должности почтальона, так как в этой должности истица работать уже не могла по состоянию здоровья. Однако, руководитель не предложил истице никакой иной работы в соответствии с медицинским заключением. Работодатель намеренно затянул решение вопроса о переводе истицы, при том, что программу реабилитации истица представила работодателю еще 16.02.2011 года, следовательно у ответчика было достаточно времени, чтобы найти и предложить истице другую работу, но работодатель этого не сделал. Кроме того, п. 11.7 коллективного договора установлена обязанность ответчика в случае получения работником увечья, обучить его новой профессии, а затем предоставить новую работу. Однако, ответчик не предложил истице никакой работы, оставив ее без средств к существованию. Незаконными действиями ответчика истице были причинены нравственные страдания, компенсацию которых она оценивает в 10000 рублей.
Представитель ответчика – Мельникова Е.К. возражала против исковых требований, пояснила, что истица с 30.04.2004 года работала в Белореченском почтамте в должности почтальона 1 класса. В связи с несчастным случаем, произошедшим 15.01.2010 года в результате ДТП, истица проходила длительный период лечения, после чего ей была установлена инвалидность с определением степени утраты трудоспособности - 40%. Для истицы была специально разработана программа реабилитации, которую истица представила работодателю в последний день отпуска 25.03.2011 года. В соответствии с указанной программой истице показаны облегченные условия труда с исключением длительного пребывания на ногах, поднятия тяжестей, с ограничением объема и времени производственной деятельности. Поскольку программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения для всех организаций, независимо от организационно-правовых форм, работодатель согласно ст.212 ТК РФ был обязан обеспечить недопущение истицы к работе почтальона, поскольку указанный вид деятельности ей противопоказан. При этом, у ответчика отсутствовали вакансии, соответствующие требованиям индивидуальной программы реабилитации истицы. У ответчика было только 4 вакансии почтальона, иных вакансий не было. Приказом от 25.03.2011 года трудовой договор с истицей был расторгнут, истица уволена с 29.03.2011 года по основаниям п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ, в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением. Таким образом, увольнение истицы является законным, поскольку было осуществлено при наличии законных оснований для увольнения и при соблюдении установленного порядка увольнения.
Выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования оставить без удовлетворения, исследовав письменные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Воробьева С.А. 30.04.2004 года была принята на работу в обособленное подразделение Белореченский почтамт УФПС Краснодарского края – филиала ФГУП «Почта России» на должность почтальона 1 класса, что подтверждается трудовым договором от 30.04.2004 года (л.д.56,57).
15.01.2010 года произошло дорожно-транспортное происшествие, на почтальона Воробьеву С.А. при исполнении последней своих должностных обязанностей во время доставки почты был совершен наезд автомобилем ДЭУ НЕКСИЯ г/н Н 0137 НХ под управлением Жанот А.В. В результате совершенного наезда Воробьевой С.А. были причинены телесные повреждения в виде сотрясения головного мозга, ушибленной раны в области левого коленного сустава, ушибов, ссадин лица, верхних конечностей, о чем свидетельствует акт о несчастном случае на производстве № 1 от 21.01.2010 года (л.д.7-9).
Согласно справке МСЭ № Воробьевой С.А. 19.08.2010 года была установлена инвалидность третьей группы по причине трудового увечья сроком до 01.09.2011 года (л.д.18,19).
Справкой МСЭ № Воробьевой С.А. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности - 40% в связи с трудовым увечьем до 01.09.2011 года (л.д.18,19).
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве Воробьевой С.А. в связи с полученной травмой левого коленного сустава было рекомендовано выполнение работ с уменьшением объема производственной деятельности, то есть выполнение работ, не связанных с продолжительной ходьбой (л.д.20-21).
Исходя из положений ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСП от 20.02.1984 г. N 58/3-102 (ред. от 15.03.1991) характеристикой работ почтальона 1 класса является сопровождение почты на маршрутах свыше 100 км и по городским маршрутам, что противопоказано истице ввиду полученных ею травм.
Согласно ч.3 ст.73 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы.
Уведомлением от 25.03.2011 года Воробьева С.А. была предупреждена работодателем о том, что в связи с отсутствием в Белореченском почтамте вакансий, связанных с не длительным пребыванием на ногах, не совмещенных с ходьбой, соответствующих состоянию здоровья истицы, заключенный с нею трудовой договор от 30.04.2004 года будет расторгнут по п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением (л.д.59).
Приказом №-лс от 25.03.2011 года действие трудового договора от 30.04.2004 года прекращено, Воробьева С.А. уволена с 29.03.2011 года в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением, по основанию п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ (л.д.10).
Истица подтвердила в судебном заседании, что в настоящее время в связи с полученными травмами вынуждена передвигаться с большим трудом, согласно представленной ею работодателю программе реабилитации она уже не может выполнять работу почтальона, поскольку ей противопоказана деятельность, связанная с длительным пребыванием на ногах, совмещенная с ходьбой и поднятием тяжестей, то есть нагрузкой на опорно-двигательный аппарат.
В судебном заседании было достоверно подтверждено и не оспаривалось истицей и ее представителем, что на момент увольнения Воробьевой С.А. в Белореченском почтамте не было вакантных должностей, которые бы соответствовали медицинским рекомендациям, установленным программой реабилитации истицы.
Согласно сообщению руководителя ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения Белореченского района» от 20.04.2011 года Белореченским почтамтом в период с 01.03.2011 года по настоящее время предоставлены сведения о потребности в работниках, количество вакансий почтальонов для постоянной работы – 4 единицы, иных рабочих вакансий нет (л.д.25).
Представленные ответчиком приказы о приеме на работу за период с 21 марта по 30 марта 2011 года свидетельствуют о том, что на момент увольнения истицы на работу в Белореченский почтамт принимались работники только по срочным трудовым договорам на время исполнения обязанностей отсутствующих работников (л.д.151, 219-231).
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что работодатель после получения 25.03.2011 года медицинских документов об установлении Воробьевой С.А. инвалидности и программы реабилитации инвалида, при наличии только вакансий почтальона для постоянной работы, не имел реальной возможности создать для истицы специальные условия труда, исходя из имевшихся медицинских рекомендаций.
В обоснование доводов о незаконности принятого ответчиком решения об увольнении, истица также ссылается на то обстоятельство, что программу реабилитации инвалида она сдала в канцелярию Белореченского почтамта 16.02.2011 года, а не 25.03.2011 года, следовательно работодатель имел достаточно времени и возможностей до момента увольнения найти истице постоянную работу, соответствующую ее программе реабилитации, с учетом установленных медицинских ограничений. Однако, указанные доводы суд не может принять во внимание, поскольку эти доводы опровергаются представленной ответчиком книгой регистрации входящей корреспонденции, исследованной в ходе судебного заседания, в соответствии с которой программа реабилитации была сдана Воробьевой С.А. в канцелярию Белореченского почтамта 25.03.2011 года (л.д.242). Иных доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в указанной книге регистрации, истицей представлено не было.
Доводы Воробьевой С.А. и ее представителя о том, что в соответствии с коллективным договором ФГУП «Почта России» работодатель обязан обучить новой профессии истицу, получившую увечье на производстве, а после обучения, независимо от наличия вакансий, обязан предоставить ей любую иную работу, соответствующую медицинским показаниям, суд также признает необоснованными, поскольку в соответствии с п.11.7 коллективного договора ФГУП «Почта России» работодатель обязан с согласия работника обучить его новой профессии, если он вследствие увечья не может выполнять прежнюю работу, в случаях направления работника на работы, связанные с ликвидацией аварии, проводимые в условиях, когда имеется угроза здоровью и жизни работника (л.д.240,241). Следовательно, указанные положения коллективного договора могут применяться лишь к случаям, когда увечье работником получено вследствие выполнения работ, связанных с ликвидацией аварии и проводимые в условиях, когда имеется угроза жизни и здоровью работника. При этом, дорожно-транспортное происшествие, по причине которого истице были причинены телесные повреждения, к таким случаям, указанным в п.11.7 коллективного договора, не относится.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что увольнение истицы было произведено при наличии законных оснований и с соблюдением установленного порядка увольнения, вследствие чего в удовлетворении исковых требований следует отказать, ввиду их необоснованности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Воробьевой Светлане Анатольевне в иске к ФГУП «Почта России» управлению федеральной почтовой связи Краснодарского края – филиалу ФГУП «Почта России» обособленному структурному подразделению Почтапмт Белореченский о восстановлении на работе и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий Н.А. Волковая
Решение не вступило в законную силу.