Решение по заявлению Белореченского межрайпрокурора о признании бездействия администрации МО Черниговское сельское поселение незаконным



К делу № 2-474/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 г. Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Грицай Г.Г.

при секретаре Шелковой Т.С.

с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Яврумяна О.М.,

представителя отдела государственного пожарного надзора Белореченского района Лазаренко Ю.Б.,

представителя администрации муниципального образования Черниговское сельское поселение Матушкиной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц

о признании бездействия администрации муниципального образования Черниговское сельское поселение незаконным и возложении обязанности об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Черниговское сельское поселение и обязать администрацию муниципального образования Черниговское сельское поселение устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму на территории Черниговского сельского поселения, которой было установлено, что в сельских поселениях не созданы органы управления и подразделения пожарной охраны, не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, не обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, своевременно не очищаются от горючих отходов, сухой травы территории п. Молодежного, ст. Черниговской, ст. Гурийской в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам. Территории указанных поселений и организации в этих поселениях не имеют достаточного наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам, ко входам в здания и сооружения, не предусмотрено для целей пожаротушения наличие в п. Молодежном, ст. Черниговской, ст. Гурийской прицепных пожарных мотопомп. Не установлены у гидрантов и водоемов (водоисточников), в том числе по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В указанных населенных пунктах не обустроены подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественным или искусственным водоисточникам. Закрепленные мотористы (водители) за приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой (трактора с бочками и насосами) не прошли специальную подготовку. Администрацией Черниговского сельского поселения не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление в летний период сухой растительности и другие). Не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и не предусмотрены запасы воды для целей пожаротушения (бочки с водой объемом не менее 200 м3). За нарушение требований пожарной безопасности глава администрации МО Черниговское сельское поселение Бабиченко В.В. и администрация МО Черниговское сельское поселение привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Указанные нарушения имеют место на протяжении длительного периода времени, угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут привести к несчастным случаям, возникновению пожаров, способствовать совершению террористических актов.

В судебном заседании прокурор показал, что в связи с тем, что в настоящее время большинство выявленных нарушений устранено, следовательно, нет необходимости признавать незаконными бездействия администрации МО Черниговское сельское поселения, просил суд обязать администрацию устранить оставшиеся нарушения в срок, который указан в предписании пожарного надзора.

Представитель администрации МО Черниговское сельское поселение в судебном заседании пояснила, что действительно на момент прокурорской проверки были выявлены нарушения в области законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму на территории Черниговское сельского поселения и был дан срок для их устранения. В настоящее время большинство нарушений уже устранено. Постановлением от 28 декабря 2010 года № 186 администрацией поселения разработана и утверждена муниципальная ведомственная целевая программа «Укрепление пожарной безопасности в Черниговском сельском поселении на 2011-2015 г.», в соответствии с которой определены мероприятия, объемы и источники финансирования мероприятий на годы. Указала, что все выявленные нарушения будут устранены в сроки указанные в предписании пожнадзора.

Представитель отдела государственного пожарного надзора Белореченского района в судебном заседании пояснил, что пожарная безопасность на территории Черниговского сельского поселения, в том числе в п. Молодежном, ст. Черниговской, ст. Гурийской не соответствует нормам. В настоящее время пожнадзору не известно устранила ли администрация часть выявленных нарушений. Проверка устраненных нарушений будет проведена в рамках внеплановых выездных проверок в июне 2011 года.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает правильным заявление удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно предписаниям государственного пожарного надзора Белореченского района № 217/1/12 и № 273/1/9 в период времени с 16 сентября 2010 года по 20 сентября 2010 года и с 8 ноября 2010 года по 16 ноября 2010 года на территории администрации МО Черниговское сельское поселение были выявлены нарушения правил пожарной безопасности и установлен срок для их устранения, в первом случае в четвертом квартале 2010 года, во втором случае во втором квартале 2011 года (л.д.6-9). Постановлениями № 312 и № 313 на администрацию МО Черниговское сельское поселение и главу данной администрации был наложен штраф на основании административного протокола от 20 сентября 2010 года за нарушение правил пожарной безопасности (л.д.10-13).

Постановлением Белореченского районного суда от 13 декабря 2010 года и постановлением мирового судьи судебного участка № 126 Белореченского района от 16 декабря 2010 года администрация МО Черниговское сельское поселение и ее глава были привлечены к административной ответственности за невыполнение предписания пожарного надзора Белореченского района № 217/1/12 (л.д.14-15).

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и т.д.

Выявленные нарушения на территории Черниговского сельского поселения имеют место на протяжении длительного периода времени, угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут привести к несчастным случаям, возникновению пожаров, способствовать совершению террористических актов.

Как было установлено в судебном заседании, часть выявленных нарушений устранена.

Так, принято постановление главы Черниговского сельского поселения от 10.04.2008 года № 35 «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Черниговского сельского поселения» (л.д.43-45). В долгосрочной целевой программе «Укрепление пожарной безопасности в Черниговском сельском поселении на 2011-2015 г.» на проведение обучения добровольных пожарных запланировано выделение 10 000 рублей (л.д. 58, 59-64). В Программе предусмотрено обучение населения мерам пожарной безопасности, изготовление и размещение рекламных щитов и листовок по противопожарной безопасности.

Территория Черниговского сельского поселения своевременно очищается от горючих отходов. Главой Черниговского сельского поселения принято постановление № 8 от 01.03.2007 г. создана комиссия по проверке состояния подъездов к зданиям и путям эвакуации (л.д.26), утвержден план мероприятий по организации и ликвидации пожаров (28-29,30).

Освещение на территории Черниговского сельского поселения имеется, в 2010 году на реконструкцию уличного освещения было выделено 100 000 рублей.

На территории Черниговского сельского поселения расположено всего 10295 домов: ст.Черниговская- 482 дома, пос. Молодежный- 511 домов; ст.Гурийская -299 домов. На обслуживание Черниговского сельского поселения в случае пожара мотопомпой и другой спецтехникой заключены договора с ООО «Алабит», ООО «Колос», ООО «Жилводсервис», а также в муниципальной собственности имеется одна мотопомпа (л.д. 65-67,, 68-70, 71-73, 74). Кроме того, вышеуказанной Программой предусмотрено приобретение еще двух пожарных мотопомп, а также предусмотрено обустройство площадок с твердым покрытием размерами 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды из водоисточника в любое время года и обучение водителей закрепленных за спецтехникой в 2012 году. Этой же программой предусмотрена на 2012 год установка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, квартальным рекомендовано иметь бочки с водой объемом не менее 200 м3.

На подъездах ко всем пожарным водоемам и гидрантам, а также по направлению движения к ним установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

В соответствии со ст.98 Лесного кодекса РФ, ст.14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления на территории муниципального образования осуществляют только лесной контроль и надзор за использованием и охраной. Администрацией Черниговского сельского поселения проведена опашка лесов, в местах, где это возможно сделать, где огороды не граничат с землями лесного фонда, и между землями лесного фонда и землями являющимися собственностью физических и юридических лиц имеются свободные земли.

Указанные меры свидетельствуют о добросовестном отношении администрации Черниговского сельского поселения в части выполнения своих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. В случае пожара на территории сельского поселения имеются все необходимые средства для тушения пожара.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что после прокурорской проверки часть выявленных нарушений устранена, то суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания бездействия администрации муниципального образования Черниговское сельское поселение, выразившееся в непринятии своевременных мер, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности незаконными.

Однако, в связи с тем, что нарушения требований пожарной безопасности имели место на протяжении длительного периода времени, часть выявленных нарушений будет устранена в сроки указанные в предписании пожнадзором, что оставшиеся нарушения угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут привести к несчастным случаям, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию обязанности устранить выявленные нарушения в сроки указанные в предписании пожарного надзора.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования Черниговское сельское поселение устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в сроки указанные в предписании отдела государственного пожарного надзора Белореченского района № 273/1/9.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней.

Судья Г.Г Грицай