Дело № 2-693/11. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Белореченск. 28 июня 2011 года. Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С., с участием: прокурора - заместителя Белореченского межрайонного прокурора Рыжкова А.В., представителя ответчицы Дилбандян (Назаровой) А.С. - Василенко А.В., представителя третьего лица администрации МО Белореченский район - Анасьева С.А., при секретаре Разуменко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дилбандян (Назаровой) А.С. о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, У С Т А Н О В И Л: Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с исковым заявлением к Дилбандян (Назаровой) А.С. и просит суд запретить деятельность Дилбандян (Назаровой) А.С. по строительству и эксплуатации объекта - автостоянки, (адрес) на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым (номер), до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал исковые требования и пояснил, что согласно договору аренды земельного участка (номер) от 28.12.2010 года муниципальное образование Белореченский район передало в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный (адрес) отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый (номер) для размещения автостоянки Дилбандян (Назаровой) А.С. Основанием для представления указанного земельного участка в аренду являлось постановление администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года (номер) и акт выбора и обследования участка для размещения автостоянки (адрес) от 27.10.2010 года. Согласно данному акту комиссия установила, что данный земельный участок отвечает архитектурным, санитарным и противопожарным требованиям, следовательно, может быть предоставлен в аренду для размещения автостоянки. В связи с указанным, в настоящее время арендатором Дилбандян (Назаровой) А.С. осуществляется строительство автостоянки на 30 машиномест, произведена отсыпка ЕПС двух площадок, (адрес) Ориентировочные размеры площадок составляют: первая 90x10 метров, вторая - 54 х 6 метров. В результате проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности совместно со специалистами отдела надзорной деятельности Белореченского района при строительстве указанного объекта, межрайонной прокуратурой выявлены существенные нарушения, создающие опасность причинения вреда в будущем. Так, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 02.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ), противопожарные расстояния от открытых организованных автостоянок на территориях поселений до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону. Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки. Согласно указанной таблице № 16 приложения к Закону № 123-ФЗ, противопожарное расстояние от автостоянки количеством машиномест от 11 до 50 ед. до границы земельного участка общеобразовательного учреждения должно составлять 25 метров. Однако, проверка показала, что расстояние от автостоянки количеством 30 машиномест до границы земельного участка общеобразовательного учреждения - Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 10 составляет 20 метров. Проезды и подъезды к зданиям жилых домов, расположенных напротив строящейся автостоянки, не обеспечиваются в соответствии с требованиями ст. 67 и ст. 90 Закона № 123-Ф3, а именно: ширина проездов для пожарной техники должна составлять 6 метров (п.6 ст. 67), по фактическому замеру составляет 3-3,5 метра; расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант (п. 17 ст. 68). Фактически противопожарное водоснабжение на автостоянки не обеспечивается. Кроме того, в результате проверки совместно со специалистами ТО Роспотребнадзора в г. Горячий Ключ, Белореченском и Апшеронском районе выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждены расстояния разрывов от автостоянок до зданий различного назначения. В соответствии с таблицей 7.1.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, применяется расстояние от открытых автостоянок до фасада жилых домов в размере 15 метров, до территории школ, детских учреждений - 50 метров. В результате замеров фактически расстояние от открытой автостоянки до фасада жилых домов составляет 10 метров, а до территории образовательного учреждения - 20 метров. Вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности могут способствовать возникновению пожара, а в случае его возникновения затруднят безопасную и самостоятельную эвакуацию людей из опасной зоны, что может привести к трагическим последствиям. Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства способствуют вредному воздействию факторов на среду обитания человека и не обеспечивают благоприятные условия его жизнедеятельности. Таким образом, невыполнение арендатором Дилбандян (Назаровой) А.С. правил пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, которые будут пользоваться услугами автостоянки, а также проживающих и находящихся на территории вблизи автостоянки, что в соответствии со ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, по решению суда такая деятельность может быть запрещена. Согласно ст.ст. 56.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», одним из способов защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия является запрещение в судебном порядке деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований. Представитель ответчицы Василенко А.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что указанные прокурором нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, действительно имели место, однако, в настоящее время разработан генеральный план планировки территории под автостоянку (адрес), позволяющий устранить нарушения правил пожарной безопасности. Одновременно, его доверительницей проводятся необходимые мероприятия по устранению санитарно-эпидемиологического законодательства, но это требует значительного времени. Представитель третьего лица в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями и пояснил, что администрацией МО Белореченский район не выдавалось разрешение Дилбандян (Назаровой) А.С. на возведение капитальных строений на предоставленном ей в аренду земельном участке. По этой причине при выборе и обследовании участка для размещения автостоянки (адрес) в состав комиссии не привлекался представитель Роспотребнадзора. Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, показания специалистов, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 72 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону. Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки. В соответствии с таблицей 16 приложения к Федеральному закону от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарное расстояние от автостоянки количеством машиномест от 11 до 50 ед. до границы земельного участка общеобразовательного учреждения должно составлять 25 метров. В соответствии с ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров. В соответствии с ч. 17 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждены расстояния разрывов от автостоянок до зданий различного назначения. Разрыв от автостоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1. В соответствии с таблицей 7.1.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, применяется расстояние от открытых автостоянок до фасада жилых домов в размере 15 метров, до территории школ, детских учреждений - 50 метров. В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно заявления от 20.08.2010 года на имя главы МО Белореченский район, Назарова А.С. просит предоставить на праве аренды сроком 49 лет земельный участок, (адрес) для размещения автостоянки /л.д. 37/. Согласно договора (номер) от 28.12.2010 года, расчета арендной платы, характеристики земельного участка и постановления администрации МО Белореченский район (номер) от 28.12.2010 года, муниципальное образование Белореченский район передало в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный (адрес) отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый (номер), для размещения автостоянки Назаровой А.С. /л.д. 8-13, 14, 15, 29-30/. Согласно кадастровой выписки о земельном участке от 30.09.2010 года, разрешенное использование спорного земельного участка - для размещения автостоянки, сведения о регистрации прав отсутствуют /л.д. 16-19/. Согласно сопроводительного письма от 07.10.2010 года и выписки из протокола (номер) от 01.10.2010 года, Назаровой А.С. разрешено предоставление земельного участка (адрес) под размещение автостоянки по предварительному согласованию /35, 36/. Согласно акта выбора и обследования участка для размещения автостоянки (адрес) от 27.10.2010 года на основании заявки Назаровой А.С., комиссия считает возможным разрешить размещение автостоянки, отвечающей архитектурным, санитарным и противопожарным требованиям /л.д. 31-34/. Согласно схемы организации дорожного движения на автостоянке на 30 машиномест (адрес), схема согласована и.о. начальника ГИБДД ОВД по Белореченскому району и специалистом отдела промышленности, транспорта, связи и ЖКХ администрации МО Белореченский район и утверждена и.о. главы Белореченского городского поселения /л.д. 20/. Согласно сообщений от 08.06.2011 года и 10.06.2011 года на имя заместителя Белореченского межрайонного прокурора Р., отделом надзорной деятельности Белореченского района 08.06.2011 года и ТО Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ 07.06.2011 года осуществлен выезд по указанному адресу, где выявлены нарушения противопожарной безопасности и нарушения санитарных требований /л.д. 21-22, 23/. Согласно свидетельства о заключении брака от 29.01.2011 года, Д. и Назарова А.С. заключили брак (дата), после заключения брака Назаровой присвоена фамилия - Дилбандян /л.д. 42/. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник территориального отдела по Белореченскому, Апшеронскому районам, г. Горячий Ключ управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Б. показал, что им был осуществлен 07.06.2011 года выезд по вышеуказанному адресу, на место строительства автостоянки, где установлено, что согласно пункта 7.1.12. - сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговля и оказания услуг СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы, не соответствуют требованиям, то есть имеют место нарушения. Согласование по отводу земельного участка для строительства автостоянки с Роспотребнадзором не проводилось, хотя на вышеуказанном земельном участке имеет место капитальное строительство. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста главный государственный инспектор Белореченского района по пожарному надзору Л. показал, что противопожарные расстояния: от первой площадки, где предположительно будет размещена автостоянка, до границы земельного участка общеобразовательного учреждения около 20 метров, а требуется не менее 25 метров, до жилых домов около 10 метров, а требуется не менее 15 метров, от второй площадки, до жилых домов около 10 метров, а требуется не менее 12-15 метров, в зависимости от степени огнестойкости здания, сооружения и строения. Проезды и подъезды к зданиям жилых домов, расположенных напротив рассматриваемых площадок, не обеспечиваются в соответствии с требованиями статьи 67 и статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: ширина проездов для пожарной техники составляет менее 6 метров, по факту 3-3,5 метров, расстояние от внутреннего края подъезда до стен жилых домов менее 5 метров, конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники не рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Противопожарное водоснабжение не обеспечивается не менее чем от двух пожарных гидрантов при условии расстановки гидрантов на водопроводной сети с учетом обеспечения пожаротушения любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части. Представленный в судебное заседание представителем ответчицы, вновь разработанный генеральный план автостоянки (адрес), не свидетельствует о полном устранении всех нарушений пожарной безопасности и требует дополнительной проверки в отношении иных позиций, связанных с пожарной безопасностью, в частности, с проведением ответчицей по земельному участку под автостоянку водопровода по диаметру трубы не соответствующего предъявляемым требованиям. Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста инженер-проектировщик управления архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район Н. показала, что она по устной просьбе Дилбандян А.С. во второй половине июня 2011 года разрабатывала генеральный план планировки территории под автостоянку (адрес). Согласно данного генерального плана автостоянки (адрес), утвержденного начальником управления архитектуры и градостроительства МО Белореченский район О., генеральный план выполнен в соответствии с действующим СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». К зданиям и сооружениям предусмотрен свободный подъезд пожарных машин. При соблюдении размеров, указанных в плане, нарушений для проезда пожарной техники не будет. В судебном заседании с достоверностью установлено, что между администрацией муниципального образования Белореченский район и ответчицей Дилбандян (Назаровой) А.С. 28.12.2010 года был заключен договор аренды земельного участка (номер), в соответствии с которым администрация МО Белореченский район передала в аренду ответчице сроком на 5 лет земельный участок, расположенный (адрес) отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1 101227:25, для размещения автостоянки. Основанием для представления указанного земельного участка в аренду явилось постановление администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года (номер) и акт выбора и обследования участка для размещения автостоянки (адрес) от 27.10.2010 года. Согласно данному акту комиссия установила, что данный земельный участок отвечает архитектурным, санитарным и противопожарным требованиям. Поскольку вышеуказанным постановлением администрации МО Белореченский район не предусматривается производство капитального строительства на данном земельном участке, при выборе и обследовании участка для размещения автостоянки (адрес) в состав комиссии не привлекался представитель территориального отдела по Белореченскому, Апшеронскому районам, г. Горячий Ключ управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, участие которого в данной комиссии, в случае производства капитального строительства является обязательным. В судебном заседании было установлено, что в настоящее время Дилбандян (Назаровой) А.С. на арендованном земельном участке осуществляется капитальное строительство автостоянки и в результате проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности совместно со специалистами отдела надзорной деятельности Белореченского района, при строительстве указанного объекта, межрайонной прокуратурой выявлены существенные нарушения, создающие опасность причинения вреда в будущем. Выявленные вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности могут способствовать возникновению пожара, а в случае его возникновения затруднят безопасную и самостоятельную эвакуацию людей из опасной зоны, что может привести к трагическим последствиям. Кроме того, в результате аналогичной проверки совместно со специалистами ТО Роспотребнадзора в г. Горячий Ключ, Белореченском и Апшеронском районе выявлены существенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Выявленные вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства способствуют вредному воздействию факторов на среду обитания человека и не обеспечивают благоприятные условия его жизнедеятельности. Таким образом, невыполнение арендатором Дилбандян (Назаровой) А.С. правил пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, которые будут пользоваться услугами автостоянки, а также проживающих и находящихся на территории вблизи автостоянки. Доводы представителя ответчицы, изложенные в судебном заседании, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат совокупности объективных доказательств, исследованных в судебном заседании. Учитывая вышеизложенное, исковые требования Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дилбандян (Назаровой) А.С. о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с Дилбандян А.С. следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Иск Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дилбандян /Назаровой/ А.С. о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, удовлетворить в полном объеме. Запретить деятельность Дилбандян /Назаровой/ Алине Саркисовне по строительству и эксплуатации объекта - автостоянки, (адрес) на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым (номер) до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Взыскать с Дилбандян Алины Саркисовны в доход государства государственную пошлину в размере 200 /двухсот/ рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.С. Кириенко