Решение по заявлению Белореченского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района.



                                                                                                                        Дело № 2-991/11.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белореченск.                                                                         24 августа 2011 года.

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,

с участием:

прокурора - помощника Белореченского межрайонного прокурора Замараевой Ю.П.,

представителя администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района - Сергиенко О.И.,

при секретаре Разуменко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района,

У С Т А Н О В И Л:

Белореченский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Белореченский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района.

В обоснование заявленных требований участвующий в деле прокурор в судебном заседании пояснил, что Белореченской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Северо-Кавказского управления межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями проведена проверка эксплуатации и состояния водоспускного сооружения на пруду в районе п. Лесного Пшехского сельского поселения. Установлено, что на искусственном водном объекте, расположенном на земельном участке с кадастровым (номер), (адрес), и переданном по договору аренды (номер) от 24.02.2010 года В. для разведения рыбы и создания зоны отдыха, имеется сооружение, которое по заключению привлеченных специалистов Ростехнадзора по характеристикам отвечает определенному в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» статусу гидротехнического сооружения (далее ГТС). Указанное гидротехническое сооружение построено и введено в эксплуатацию в 1978 году, не имеет собственника, на сооружение отсутствует проектно-сметная и иная необходимая документация. На момент проверки ГТС эксплуатируется арендатором земельного участка. Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности муниципального образования Белореченский район и муниципальной собственности Пшехского сельского поселения Белореченского района гидротехническое сооружение, расположенное на водном объекте, на земельном участке с кадастровым (номер) (адрес), в реестре муниципальной собственности МО Белореченский район и в реестре муниципальной собственности Пшехского сельского поселения не значится. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, гидротехнические сооружения относятся к недвижимым вещам. Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в установленном порядке. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; эксплуатирующая организация государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. То, что у данного ГТС нет собственников, не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Это влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Изложенное выше свидетельствует о том, что администрация Пшехского сельского поселения не принимает меры по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений и требований гражданского законодательства. Кроме того, бездействие Пшехского сельского поселения затрагивает не только интересы граждан РФ, проживающих на территории Белореченского района, но и неперсонифицированные интересы Российской Федерации в целом, заключающиеся в обеспечении соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. В соответствии с частью четвертой ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан. Следовательно, имеются основания, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ на предъявления прокурором заявления в интересах неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района Сергиенко О.И. в судебном заседании с заявлением Белореченского межрайонного прокурора относительно бездействия администрации Пшехского сельского поселения по исполнению требования Федерального законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений не согласна по следующим основаниям. Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, выразившегося в неисполнении требований гражданского законодательства и Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и непринятии мер к ее приобретению в муниципальную собственность бесхозяйного объекта - гидротехнического сооружения. Земельный участок, на котором расположено гидротехническое сооружение, находится в аренде у гражданина В., на основании договора аренды земельного участка от 24.02.2010 (номер). Арендатор по согласованию с МУ «Управление по делам ГО и ЧС Белореченского района» принял меры по обеспечению безопасной эксплуатации данного гидротехнического сооружения, а именно: произведена подсыпка тела дамбы грунтом для выравнивания мест её просадки и укрепления откосов; отремонтировано водопереливное устройство (дюкер), поврежденные в результате длительной эксплуатации стены перелива вновь забетонированы; приведена в рабочее состояние водосливная задвижка для обеспечения водосброса в предпаводковые периоды; организовано постоянное наблюдение за уровнем воды в водоеме силами охранников, а также взаимодействие по обмену информацией о паводковой обстановке с администрацией Пшехского сельского поселения. Арендатор имеет финансовые средства, которые можно считать резервом, предусмотренным на ликвидацию возможной аварии на дамбе и компенсации материального вреда, причиненного третьим лицам. Таким образом, арендатор водоема в основном выполняет основные требования предъявляемые законодательством по безопасности гидротехнических сооружений. На основании ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнического сооружения», собственником гидротехнического сооружения могут являться Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехнических сооружений. Просит отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении.

Выслушав в судебном заседании пояснения участвующего в деле прокурора, представителя администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; эксплуатирующая организация государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

В соответствии ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в установленном порядке.

     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Согласно заявления от 17.01.2011 года, Д. обратился в Белореченскую межрайонную прокуратуру с заявлением о принятии действенных мер по ликвидации водоема, в связи с тем, что (адрес) на горной реке Дунайка построена плотина, которая имеет предпосылки для прорыва /л.д. 43/.

Согласно справки за подписью государственного инспектора Северо-Кавказского управления межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями от 26.05.2011 года, в результате проведения проверки установлено, что на искусственном водном объекте, расположенном (адрес) имеется сооружение, которое по характеристикам отвечает статусу гидротехнического сооружения (ГТС). Указанное гидротехническое сооружение не имеет собственника, на сооружение отсутствует проектно-сметная и иная необходимая документация. Необходимо оформить данное сооружение надлежащим образом, а затем эксплуатировать в соответствии с законодательством в области безопасности ГТС /л.д. 6-7/.

Согласно выписок из реестра муниципальной собственности МО Белореченский район, по состоянию на 09.06.2011 года гидротехническое сооружение, расположенное на водном объекте, на земельном участке с кадастровым (номер) (адрес) - в реестре муниципальной собственности МО Белореченский район и Пшехского сельского поселения Белореченского района, не значится /л.д. 9, 10/.

Согласно писем, адресованных Белореченскому межрайонному прокурору от 01.02.2011 года и главе МО Белореченский район от 25.01.2011 года, руководитель МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белореченского района Краснодарского края» поясняет, что им, с привлечением комиссии был осмотрен спорный участок водного объекта, а именно головное сооружение берегозащитной дамбы. Установлен собственник (арендатор) водного объекта В., которому направлено письмо-предписание на регулирование уровня воды в водоеме в пределах безопасных отметок. Рекомендовано провести независимую экспертизу головной дамбы, выполнить берегоукрепительные работы согласно проекта и застраховать ГТС в пользу третьих лиц, на случай ЧС /л.д. 11-12, 13-14/.

Согласно постановления (номер) от 15.01.2010 года о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, договора аренды земельного участка от 24.02.2010 года и кадастровой выписки, В. является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым (номер), общей площадью 162999 кв. м, расположенного (адрес), в границах, указанных в кадастровой карте участка, предназначенный для разведения рыбы и создания зоны отдыха /л.д. 15-21, 22-27, 28-, 29/.

Согласно сообщения от 24.08.2011 года за подписью и.о. руководителя МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белореченского района Краснодарского края», арендатор водоема В. в основном выполняет основные требования предъявляемые законодательством по безопасности гидротехнических сооружений /л.д. 48/.

     В судебном заседании с достоверностью установлено, что на искусственном водном объекте, расположенном на земельном участке с кадастровым (номер) (адрес), и переданном по договору аренды (номер) от 24.02.2010 года В. для разведения рыбы и создания зоны отдыха, имеется сооружение, которое по заключению привлеченных специалистов Ростехнадзора по характеристикам отвечает определенному в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» статусу гидротехнического сооружения (далее ГТС). Указанное гидротехническое сооружение построено и введено в эксплуатацию в 1978 году, длительный период времени не имеет собственника, на сооружение отсутствует проектно-сметная и иная необходимая документация. На момент проверки ГТС эксплуатируется арендатором земельного участка. Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности муниципального образования Белореченский район и муниципальной собственности Пшехского сельского поселения Белореченского района гидротехническое сооружение, в реестре муниципальной собственности МО Белореченский район и в реестре муниципальной собственности Пшехского сельского поселения не значится. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, гидротехнические сооружения относятся к недвижимым вещам. Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в установленном порядке. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; эксплуатирующая организация государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. То, что у данного ГТС нет собственников, не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Это влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Изложенное выше свидетельствует о том, что администрация Пшехского сельского поселения не принимает меры по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений и требований гражданского законодательства. Кроме того, бездействие Пшехского сельского поселения затрагивает не только интересы граждан РФ, проживающих на территории Белореченского района, но и неперсонифицированные интересы Российской Федерации в целом, заключающиеся в обеспечении соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. В связи с вышеизложенным, доводы представителя заинтересованного лица, изложенные в судебном заседании, не основаны на нормах гражданского, земельного и водного законодательства, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, противоречат объективным доказательствам, исследованным в судебном заседании, и не могут быть приняты судом во внимание при вынесении решения по делу. В соответствии с требованиями, установленными ст. 56 ГПК РФ, представителем администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района не представлены в суд какие-либо объективные доказательства в опровержение вышеизложенных доводов Белореченского межрайонного прокурора, свидетельствующие о том, что администрация Пшехского сельского поселения Белореченского района принимает какие - либо даже минимальные меры по исполнению вышеуказанных норм действующего законодательства, связанные с принятием мер по приобретению в муниципальную собственность бесхозяйного объекта - гидротехнического сооружения, находящегося на искусственном водоеме, расположенном на земельном участке с кадастровым (номер) (адрес). Доводы представителя администрация Пшехского сельского поселения Белореченского района о том, что в настоящее время арендатор земельного участка, на котором расположено вышеуказанное ГТС, В., заключивший 24.02.2010 года договор аренды данного земельного участка с муниципальным образованием Белореченский район, по согласованию с МУ «Управление по делам ГО и ЧС Белореченского района» принял некоторые меры по обеспечению безопасной эксплуатации данного гидротехнического сооружения, не свидетельствует о том, что администрация Пшехского сельского поселения Белореченского района выполняет вышеуказанные требования законодательства РФ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района удовлетворить в полном объеме.

    Признать незаконным бездействие администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в неисполнении требований гражданского законодательства и Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» по непринятию мер в приобретении в муниципальную собственность бесхозяйного объекта - гидротехнического сооружения, находящегося на искусственном водоеме, расположенном на земельном участке с кадастровым (номер) (адрес).

Обязать администрацию Пшехского сельского поселения Белореченского района принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - гидротехнического сооружения, находящегося на искусственном водоеме, расположенном на земельном участке с кадастровым (номер) (адрес) и осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на указанный объект.

Взыскать с администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района в доход государства государственную пошлину в размере 200 /двухсот/ рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                            Судья                                         А.С. Кириенко