Именем Российской Федерации 31 августа 2011 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Пятигоры А.И. при секретаре Зинченко Л.А. с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Смородина Т.В., представителей администрации муниципального образования Белореченский район Белоус Е.Н., Управления образованием администрации муниципального образования Белореченский район Амелькиной П.В., МОУ СОШ № 30 - Семенюка А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об устранении нарушений законодательства, регламентирующего охрану жизни и здоровья детей в общеобразовательных учреждениях, У С Т А Н О В И Л: Прокурор просил обязать Администрацию муниципального образования Белореченский район подготовить необходимые изменения в муниципальную программу «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» в части переноса мероприятий по восстановлению периметрического ограждения образовательного учреждения на 2011-2012 годы, добавить пункты, предусматривающие установку видеонаблюдения и централизованной специализированной охраны в школе. Управление образованием муниципального образования Белореченский район обязать восстановить ограждение по периметру МОУ СОШ № 30, установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения и обеспечить специализированную охрану. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства регламентирующего охрану жизни и здоровья детей, а также антитеррористической укрепленности территорий и зданий образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования Белореченский район было установлено, что в МОУ СОШ № 30 частично отсутствует периметрическое ограждение, что приводит к доступу на территорию школы посторонних лиц, отсутствует система видеонаблюдения и специализированная охрана образовательного учреждения. Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ, одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения терроризма и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. К вопросам местного значения, в соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в профилактике терроризма и экстремизма. В результате непринятия мер по антитеррористической защите здания и территории МОУ СОШ № 30 создается угроза безопасности обучающихся, работников образовательного учреждения от террористических проявлений. Пункт 4. ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательное учреждение, в соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Имущество МОУ СОШ № 30 является муниципальной собственностью и закреплено за школой на праве оперативного управления, учредителем является Управление образованием, то есть полностью или частично финансируются собственником их имущества. Муниципальной программой «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» на 2011-2015 годы, пункты по оснащению инженерно-техническими средствами охраны не предусмотрены, финансирование ограждений планируется лишь в 2013-2015 годах. Принимая во внимание актуальность и важность вопроса по профилактике противодействия терроризму, ответчиками не созданы в полном объеме условия для предупреждения и пресечения терроризма, а именно меры по установлению специализированной охраны и системы видеонаблюдения образовательного учреждения, что нарушает права на жизнь, здоровье и безопасное пребывание неопределенного круга лиц, посещающих МОУ СОШ № 30. Помощник Белореченского межрайонного прокурора в судебном заседании требования изменила в части переноса сроков финансирования пункта 8 плана мероприятий по ремонту ограждений образовательных учреждений на 2012-2014 годы. Представитель Администрации муниципального образования Белореченский район согласилась с требованиями частично, просила отказать Белореченскому межрайонному прокурору в требовании обеспечения охраны образовательного учреждения на договорной основе, поскольку законодательством не закреплена обязанность образовательных учреждений обеспечения охраны путем заключения договоров со специализированными предприятиями. С измененными требованиями помощника Белореченского межрайонного прокурора относительно переноса сроков финансирования мероприятий по восстановлению периметрического ограждения образовательного учреждения на 2012-2014 годы и требованием об установке видеонаблюдения в образовательном учреждении согласилась. Представитель Управления образованием администрации муниципального образования Белореченский район с измененными требованиями прокурора согласилась. Представитель МОУ СОШ № 30, с измененными требованиями прокурора согласился. Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает правильным удовлетворить заявление частично по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, МОУ СОШ № 30 осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии (л.д. 5-6). Согласно уставу муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 поселка Молодежного муниципального образования Белореченский район, учредителем муниципального образовательного учреждения СОШ № 30 поселка Молодежного муниципального образования Белореченский район является Управление образованием администрации муниципального образования Белореченский район, право пользования муниципальным имуществом закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления. В ходе обследования технической укрепленности и потенциальной опасности МОУ СОШ № 30 (л.д. 8-9), выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие надлежащим образом организованной охраны образовательного учреждения, части периметрического ограждения и системы видеонаблюдения. Постановлением главы муниципального образования Белореченский район от 21.10.2010 г. № 2200 утверждена программа «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» на 2011-2015 годы, однако оснащение образовательных учреждений инженерно-техническими средствами охраны не предусмотрено, финансирование мероприятий по ремонту ограждений планируется лишь в 2013-2015 годах (л.д. 6-7). Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритете мер предупреждения терроризма. В соответствии с ч. 3 ст. 5 указанного Федерального Закона, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Положения статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относят также участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в соответствии с п. 4 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательное учреждение, в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии с частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. Таким образом, перенос сроков финансирования пункта 8 плана мероприятий в части ремонта ограждений образовательных учреждений возможен не ранее чем на 2012-2014 годы. Из этого следует, что Администрация муниципального образования Белореченский район, являясь собственником имущества образовательных учреждений, обязана принимать антитеррористические меры безопасности в образовательных учреждениях, обеспечивающие должную защищенность учащихся и работников общеобразовательного учреждения от террористических проявлений, а Управление образование администрации муниципального образования Белореченский район, являясь учредителем муниципального общеобразовательного учреждения и муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 поселка Молодежного Белореченского района, в пределах своих полномочий, осуществлять обустройство зданий, территорий учреждения и обеспечение обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения надлежащей охраной во время образовательного процесса. Тем не менее, суд считает, что требование Белореченского межрайонного прокурора в части обязания заключения договоров об охране образовательного учреждения со специализированным предприятием не подлежит удовлетворению, поскольку данное требование не основано на нормах действующего законодательства и влечет необоснованную нагрузку на бюджет образовательного учреждения. Поэтому суд считает необходимым и достаточным обязать Управление образованием администрации муниципального образования Белореченский район и муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 поселка Молодежного Белореченского района принять надлежащие меры по обеспечению охраны образовательного учреждения. При таких обстоятельствах, когда невыполнение законодательства о местном самоуправлении и противодействии терроризму в общеобразовательных учреждениях угрожает не только жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может способствовать совершению террористической деятельности, измененное заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Белореченского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Обязать Администрацию муниципального образования Белореченский район подготовить изменения в муниципальную программу «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» на 2011-2015 годы, утвержденную постановление главы администрации № 2200 от 21.10.2010 года, а именно: в план мероприятий добавить пункты, предусматривающие видеонаблюдения и организацию надлежащей охраны в МОУ СОШ № 30; перенести срок финансирования пункта 8 плана мероприятий в части ремонта ограждений образовательных учреждений на 2012-2014 годы, в пределах финансирования, в соответствии с планом мероприятий муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в муниципальном образовании Белореченский район» на 2011-2015 годы. Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район внести на рассмотрение Совета по проектам и программа муниципального образования Белореченский район подготовленные изменения. Обязать Управление образованием администрации муниципального образования Белореченский район и муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 поселка Молодежного Белореченского района, устранить выявленные нарушения в МОУ СОШ № 30, а именно: восстановить ограждение по периметру МОУ СОШ № 30; принять надлежащие меры по обеспечению охраны МОУ СОШ № 30; установить систему видеонаблюдения. В остальной части заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий: А.И. Пятигора