Решение по иску Белореченского межрайонного прокурора в интересах Пелипенко О.А. к Администрации муниципального образования Белореченский район о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



        К делу № 2-1178/2011г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года                                          Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи                     Пятигоры А.И.

при секретаре        Архиповой Л.А.

с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Смородиной Т.В., представителя администрации муниципального образования Белореченский район Матушкиной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белореченского межрайонного прокурора в интересах Пелипенко Ольги Анатольевны к Администрации муниципального образования Белореченский район и Администрации Краснодарского края о предоставлении Пелипенко О.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площади не ниже установленных социальных норм, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и администрацию Краснодарского края предоставить Пелипенко Ольге Анатольевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был установлено, что Пелипенко О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы муниципального образования Белореченский район № 1669 от 14.08.2009г. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Е.Н. решением Белореченского районного суда от 11.08.2004 года лишена родительских прав, а сведения об отце в актовую запись о рождении внесены со слов матери. В связи с этим над несовершеннолетней Пелипенко О.А. была определена опека, на момент которой жилая площадь за ней не закреплялась. Договор социального найма жилого помещения не заключался. По достижению совершеннолетия и окончания опеки Пелипенко О.А. также не была обеспечена жилым помещением вне очереди. Кроме того, до настоящего времени Пелипенко О.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Необеспечение Пелипенко О.А. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель истца - помощник Белореченского межрайонного прокурора Смородина Т.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просит суд в целях реализации прав Пелипенко О.А. на обеспечение жилым помещением обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и администрацию Краснодарского края предоставить Пелипенко О.А. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Белореченский район в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истица Пелипенко О.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть иск прокурора без ее участия, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Белореченский район Матушкина Е.Б. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ-184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Местное самоуправление согласно Конституции РФ может наделяться законом отельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно ч. 7 ст. 19 ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положения законов органов местного самоуправления, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрено выделение субвенций на 2011 год бюджету муниципального образования Белореченский район на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. № 250-О-П «По жалобе муниципального образования» предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Поскольку законами Краснодарского края о бюджете субъекта РФ на 2010-2011 финансовые годы не предусмотрено предоставление субвенций бюджету муниципального образования Белореченский район на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то положения Закона Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ в части наделения муниципального образования Белореченский район отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц не ведено в действие и поэтому орган местного самоуправления Белореченский район не несет ответственности за осуществление указанных полномочий. В связи с этим считает, что администрация муниципального образования Белореченский район не является надлежащим ответчиком и подлежит исключению из его числа.

Представитель ответчика - администрации Краснодарского края Цыганкова А.А. в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть иск в ее отсутствие. В отзыве относительно иска прокурора указала, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку отдельным муниципальным образованиям из краевого и федерального бюджетов ежегодно в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» выделяются денежные средства на приобретение жилья в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В частности, в 2010 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» выделено из краевого бюджета 275932 тыс. руб., из федерального бюджета 11290,4 тыс.руб., куда вошли муниципальные образования Динского, Каневского, Красноармейского, Тимашевского, Тихорецкого, Мостовского, г.г.Новороссийска, Армавира, Сочи, Белоглинского, Гулькевического, Ейского, Курганинского, Павловского, Северского районов. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тыс.руб., за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года. Жилые помещения предоставляются гражданам исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. В течение 2009 года Белореченскому району была выделена субвенция для приобретения жилых помещений детям-сиротам, в результате чего был построен и сдан в эксплуатацию один многоквартирный дом, в котором 30 граждан указанной категории из числа состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях были обеспечены квартирами. В 2010-2011 годах Белореченскому району денежные средства на приобретение (строительство) квартир не выделялись. Поскольку данная программа рассчитана до 2013 года, то Пелипенко О.А. до указанного срока будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма по мере выделения субвенций муниципальному образованию для приобретения или строительства жилых помещений. В случае реализации права Пелипенко О.А. на жилье вне очереди будет нарушено право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников, также относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит признать право Пелипенко О.А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Как установлено в судебном заседании истица Пелипенко О.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено письменными доказательствами по делу: решением Белореченского районного суда от 11.08.2004 года о лишении матери Е.Н. родительских прав, сведения об отце в актовую запись о рождении внесены со слов матери., постановлением главы муниципального образования Белореченский район Краснодарского края № 2746 от 27.12.2006г. о назначении несовершеннолетней Слемзиной (Пелипенко) О.А. опекуна (л.д.10-15).

Постановлением администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края № 1669 от 14.08.2009г. Пелипенко О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с одновременным включением в льготный список детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.23), поскольку не имеет в собственности жилья, согласно информации из филиала ГУП «Краевая техническая Инвентаризация» по г. Белореченску, Регистрационной службы УФРС Белореченского отдела (л.д.18-21).

Очередь данной категории граждан в муниципальном образовании Белореченский район ведется с 2000 года. Пелипенко О.А поставлена на льготный учет 14 августа 2009 года под порядковым номером 8 (л.д.25-27).

Согласно ст.1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно Закону Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 - КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

В соответствии с п.1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских, округов Краснодарского края.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 - КЗ в

Краснодарском крае», приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 ст. 5 указанного закона осуществляются за счет средств краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Как установлено в судебном заседании в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию которой в 2009 году выделено 339 млн.рублей, на реализацию подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено 275932 тыс. рублей, из них 11290,4 тыс. рублей из федерального бюджета. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тысяч рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем 500 человек.

В 2010-2011 годах администрации муниципального образования Белореченский

район субвенции на приобретение либо строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не распределялись.

Однако в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани», рассчитанной до 2013 года, муниципальному образованию Белореченский район до указанного времени будет распределены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей путем приобретения (строительства) жилья, что следует из отзыва представителя Администрации Краснодарского края относительно иска прокурора Белореченского района в интересах Пелипенко О.А.

Таким образом, Пелипенко О.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы по мере выделения субвенции муниципальному образованию, и администрация муниципального образования Белореченский район, обоснованно указанная прокурором ответчиком по делу, обязана предоставить ему жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Белореченский район, за счет средств бюджета Краснодарского края в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Белореченский район для обеспечения исполнения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, в том числе Пелипенко О.А., в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани».

При таких обстоятельствах иск прокурора о понуждении администрации муниципального образования Белореченский район и администрации Краснодарского края в устранении нарушений законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК. РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Белореченского межрайонного прокурора в интересах Пелипенко Ольги Анатольевны к Администрации муниципального образования Белореченский район и Администрации Краснодарского края о предоставлении Пелипенко О.А. жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Белореченский район и Администрацию Краснодарского края предоставить Пелипенко Ольге Анатольевне жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней.

         

                Судья: подпись                                                        А.И.Пятигора