Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года гор. Белореченск Белореченский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Храпылиной Т.Н., при секретаре Сгибневой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Залесской Натальи Георгиевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Белореченском районе об отмене решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Истица просит: отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от 06.05.2011 года о невключениив трудовой стаж работы периодов: с 25.01.1985 года по 01.09.1986 года - 1 год 7 месяцев 7 дней в должности заведующей фельдшерского пункта х. Фокин Белореченской районой больницы; с 10.10.1986 года по 01.03.1988 года - 1 год 4 месяца 22 дняв должности медсестры- воспитателя колхоза детского сада колхоза им. Кирова; с 13.02.1988 года по 30.06.1991 года - 3 года 4 месяца 18 днейв должности медицинского регистратора Рязанской участковой больницы; с 20.02.1992 года по 31.10.1999 года - 7 лет 8 месяцев 11 днейв должности палатной медицинской сестры ГУ социального обслуживания «Нижневеденеевский психоневрологический интернат», и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 08 февраля 2011 года, и пояснила в судебном заседании, что 08 февраля 2011 года обратилась в Управление пенсионного фонда в гор. Белореченске с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, в назначении пенсии ей было отказано в виду отсутствуя требуемого по закону стажа работы. Управлением пенсионного фонда при исчислении требуемого стажа не учтены вышеуказанные периоды работы, поскольку наименование должностей «заведующая фельдшерским пунктом», «медсестра-воспитатель», «медицинский регистратор» и наименование учреждения «детский сад»по каждому периоду не соответствует наименованиям учреждений и должностям в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781. Полагает, что ее право на включение спорных периодов вытекает не из наименования образовательного учреждения и должности, а из самого факта занятия лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения в сельской местности. № (4)"> Представитель управления пенсионного фонда РФ в Белореченском районе Дегерменжиева М.С. просит в иске отказать. Пояснила в судебном заседании, что Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Белореченском районе 06.05.2011 года вынесено решение об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с тем, что истицей не выработан установленный законом требуемый специальный стаж. Просит отказать в зачете в специальный стаж оспариваемых периодов работы, поскольку нормы Постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 года не содержат наименования должностей «заведующая фельдшерским пунктом», «медсестра-воспитатель», «медицинский регистратор» и наименование учреждения «детский сад». Также просит не рассматривать вопрос о включении в трудовой стаж истицы периода ее работы с 20.02.1992 года по 31.10.1999 года, так как период работы Залесской Н.Г. с 20.02.1992 года по 08.02.2011 года в качестве палатной медицинской сестры ГУ «Нижневеденеевский психоневрологический интернат» Комиссией засчитан в специальный медицинский стаж.Период работы с 10.10.1986 года по 01.03.1988 года - 1 год 4 месяца 22 дняв должности медсестры- воспитателя колхоза детского сада колхоза им. Кирова вообще относится к специальному стажу работников образования, а не к стажу медицинских работников. Во все периоды работы истицы действовали различные Списки должностей и наименований учреждений, дающих право на досрочную пенсию (№ 464, № 1066, № 781), которые были также утверждены Правительством РФ. Однако каждому Списку соответствуют периоды работы истицы без выработки полного стажа, дающего право на досрочную пенсию. Ответчик же считает специальный стаж на момент действия последнего Списка, по которому у истицы также не набирается необходимого количества лет специального стажа работы, поэтому ей и отказано в просьбе. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает правильным исковые требования удовлетворить частично, по следующим основаниям. Согласно выписке из протокола № 18 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.05.2011 года истице отказано в зачете в специальный стаж работы спорных периодов работы и в назначении досрочной трудовой пенсии (л.д. 7-13). В трудовой книжке на имя Залесской Натальи Георгиевны от 25 января 1985 года указаны спорные периоды работы (л.д. 14,15). Согласно справке № 364 от 27.02.2009 года, ГО СОКК «Нижневеденеевский дом-интернат» (1992-2009 г. г.) расположен в сельской местности - на территории Бжедуховского сельского поселения (л.д. 21). В соответствии со справкой № 2017 от 28.07.2011 года, ФАП х. Фокин (в период 25.01.1985 года по 01.09.1986 года) и Рязанская участковая больница (в период с 13.02.1989 года по 18.02.1992 года) расположены в сельской местности - на территории Рязанского сельского поселения (л.д. 22). Справками и.о. главы Рязанского сельского поселения и главного врача МБУЗ ЦРБ МО БР подтверждаются периоды работы истицы: с 25.01.1985 года по 01.09.1986 года в должности заведующей фельдшерского пункта х. Фокин Белореченской районной больницы; с 13.02.1988 года по 30.06.1991 года в должности медицинского регистратора Рязанской участковой больницы (л.д. 23-25). В соответствии с нормами подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, независимо от их возраста. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисляется в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии». В судебном заседании достоверно установлено, что в специальный стаж истицы ответчиком не засчитаны периоды работы в должности: заведующей фельдшерского пункта х. Фокин Белореченской районой больницы, медсестры- воспитателя колхоза детского сада колхоза им. Кирова и медицинского регистратора Рязанской участковой больницы по тем основаниям, что Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривает должностей «заведующая фельдшерским пунктом», «медсестра-воспитатель», «медицинский регистратор» и наименование учреждения «детский сад». Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с которыми в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и пп. пп. 7 -13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. В оспариваемый период с 25.01.1985 года по 01.09.1986 года истицаработала в должности заведующего фельдшерским пунктом х. Фокин Белореченской районой больницы.Согласно должностной инструкции фельдшера фельдшерско-акушерского пункта Фокинскийфельдшер относится к категории специалистов, в должностные обязанности которого входит осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Из справки за № 3219 от 26.08.2011 года усматривается, что в указанный период Залесская Н.Г. работала в ФАП х. Фокин одна, т.е. кроме нее больше никаких сотрудников не было. Данный факт подтверждает занятость истицы в оспариваемый период именно и в качестве фельдшера. Поэтому данный период работы подлежит включению в специальный стаж. Период работы Залесской Н.Г. с 13.02.1988 года по 30.06.1991 года в качестве медицинского регистратора Рязанской участковой больницы также подлежит включению в стаж истицы, поскольку согласно Постановлению Совета Министров № 464 от 06.09.1991 года, средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилаткических учреждений (к которым и относится Рязанская участковая больница) имели право на получение пенсии за выслугу лет (досрочно), а согласно ЕТКС медицинский регистратор относится к среднему медицинскому персоналу. Суд считает правильным удовлетворить и исковые требования Залесской Н.Г. в части включения в трудовой стаж периода ее работы с 20.02.1992 года по 31.10.1999 года в качестве палатной медицинской сестры ГУ «Нижневеденеевский психоневрологический интернат», так как период работы Залесской Н.Г. в данной должности соответствует Постановлению Правительства № 781 от 29.10.2002 года. Кроме того, право истицы на включение данных периодов в трудовой стаж, вытекает не из наименования должности, а из самого факта занятия лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения в сельской местности, предусмотренной Списком. Всоответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий, при этом, в силу ч.1 ст. 15 Конституции РФ, он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. Применительно к оспариваемым периодам, вышеназванное конституционное предписание следует рассматривать, как гарантию равенства пенсионных прав работников осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Таким образом, оспариваемые периоды должны быть включены в специальный стаж, поскольку иное приводит к нарушению конституционных принципов справедливости и равенств, а также к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости в сравнении с лицами, выполнявшими аналогичную работу. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464) работа в должности «заведующая фельдшерским пунктом» и «медицинский регистратор» включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку данные работники относятся к среднему медицинскому персоналу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности «заведующая фельдшерским пунктом» и «медицинский регистратор». Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в действующей редакции - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности «заведующая фельдшерским пунктом» и «медицинский регистратор». После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 работникам указанных профессий стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности вышеуказанных специалистов применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Исходя из изложенного, суд считает правильным засчитать в специальный стаж работы, дающей право для назначения досрочной пенсии по старости истице оспариваемые ею периоды работы. Что касается доводов истицы о включении в ее трудовой стаж периода работы с 10.10.1986 года по 01.03.1988 года в должности медсестры-воспитателя детского сада колхоза им. Кирова, то они не подлежат удовлетворению, так как в соответствии с законом, правом на пенсионное обеспечение пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности независимо от их возраста. Поскольку учреждение «детский сад колхоза им. Кирова» не является учреждением здравоохранения, данный период работы не подлежит зачету в специальный медицинский стаж. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления пенсионного фонда РФ в Белореченском районе от 06.05.2011 года в части отказа включения в специальный трудовой стаж Залесской Натальи Георгиевны периодов работы: с 25.01.1985 года по 01.09.1986 года - 1 год 7 месяцев 7 дней, в должности заведующей фельдшерского пункта х. Фокин Белореченской районной больницы; с 13.02.1988 года по 30.06.1991 года - 3 года 4 месяца 18 дней, в должности медицинского регистратора Рязанской участковой больницы, с 20.02.1992 года по 31.10.1999 года - 7 лет 8 месяцев 11 дней в должности палатной медицинской сестры ГУ социального обслуживания «Нижневеденеевский психоневрологический интернат», признать неправомерным. Засчитать Залесской Наталье Георгиевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности указанные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 08 февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий Т.Н. Храпылина