Решение по заявлению Линиченко М.П. об оспаривании действий налогового органа.



                                                                                                                           К делу № 2-1336/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

            15 ноября 2011 года                                                                     гор. Белореченск                      

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                    Храпылиной Т.Н.,

при секретаре                                                    Сгибневой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Линиченко Марии Павловны о признании действий налогового органа незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Заявительница просит: признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по КК, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2008, 2009 и 2010 годы за земельный участок с кадастровым номером от налоговой базы 1 396 193 рубля; обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по КК внести коррективы в расчет земельного налога за 2008, 2009 и 2010 годы, пересчитав земельный налог за вышеуказанные периоды на земельный участок с кадастровым номером от налоговой базы по кадастровой стоимости земельного участка, использовавшейся до 01.01.2008 года - 194 080 рублей, и возвратить ей излишне уплаченную сумму земельного налога.

В обоснование заявленных требований Линиченко М.П. указала в заявлении, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровый номер .

Ею были полностью уплачены суммы земельного налога за 2008 год, 2009 год, 2010 год согласно налоговым уведомлениям МИФНС России № 9. Однако использованная кадастровая стоимость была рассчитана неверно - с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением главы администрации Краснодарского края № 1202-р от 29.12.2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Распоряжение № 1202-р, являясь нормативно-правовым актом, в нарушении статьи 15 Конституции РФ не было надлежащем образом опубликовано и соответственно не подлежало применению. Впоследствии данное распоряжение было отменено, однако постановлением главы администрации КК № 58 от 05.02.2010 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» были вновь утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель в размерах, ранее утвержденных распоряжением № 1202-р. Данное постановление предписано применять с 01.01.2007 года, что противоречит действующему законодательству, поскольку ухудшает положения налогоплательщиков.

Это свидетельствует о том, что постановление главы администрации КК № 58 от 05.02.2010 года не может применятся раньше, чем с 01.01.2011 года, а ранее изданное распоряжение главы администрации КК № 1202-р не подлежит применению.

18.10.2011 года ею в адрес Межрайонной инспекции ФНС было направлено заявление о перерасчете излишне начисленного земельного налога за 2008, 2009 и 2010 годы, но 26.10.2011 года в ее адрес поступил ответ инспекции о том, что у налоговой инспекции нет оснований внести коррективы в расчет земельного налога 2008, 2009 и 2010 годы и пересчитать земельный налог.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по КК Санжаровский Д.Н. требования заявительницы не признал, пояснил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

В 2007 году Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года (новая стоимость применяется с 01.01.2008).

В 2010 году Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 № 57-р Распоряжение № 1202-р признано утратившим силу. Данное Распоряжение вступило в силу со дня его официального опубликования, а именно с 09.02.2010г. Вслед за этим утверждено новое Постановление от 05.02.2010г. № 58 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края», которое вступило в силу 18.02.2010.

Так как, в соответствии с нормами НК РФ, налоги исчисляются на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, то при определении налоговой базы по земельному налогу в 2008-2009 гг., следует применять стоимость земельных участков, содержащихся в кадастре по состоянию на 1 января ежегодно.

Выслушав представителя МИФНС России № 9 по КК, исследовав письменные доказательства, суд считает правильным заявление удовлетворить по следующим основаниям.

В своем заявлении Линиченко М.П. просит МИФНС России № 9 по КК пересчитать излишне начисленную ей сумму земельного участка за 2008, 2009 и 2010 годы, в чем ей отказано (л.д. 4,5).

В соответствии с налоговым уведомлением от 07.04.2008 года, используемая налоговая база для исчисления земельного налога на земельный участок с кадастровым номером составляет 194 080 рублей, а в соответствии с налоговыми уведомлениями от 01.12.2008 года, 29.03.2009 года, 28.11.2009 года, 24.03.2010 года и 03.12.2010 года - 1 396 193 рубля (л.д. )

Согласно статье 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ, судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В судебном заседании достоверно установлено, что заявительница Линиченко М.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:39:1101078:7, в силу чего, являясь налогоплательщиком, уплатила земельный налог согласно налоговым уведомлениям МИФНС России № 9 за 2008, 2009 и 2010 годы от налоговой базы (кадастровая стоимость) - 1 396 193 рубля. Данное обстоятельство подтверждает и представитель МИФНС России № 9.

В соответствии со статьей 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Согласно пункту 4 статьи 391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель МИФНС России № 9 по КК пояснил в судебном заседании, что при исчислении налоговый базы для земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего заявительнице, они руководствовались постановлением главы администрации КК № 58 от 05.02.2010 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края», которым были вновь утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель в размерах, ранее утвержденных распоряжением № 1202-р. Данное постановление предписано применять с 01.01.2007 года. В соответствии с ним кадастровая стоимость земельного участка заявительницы составила 1 396 193 рубля.

Между тем, согласно правовой позицииКонституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

На основании статьи 5Налогового Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.При этом, положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Исходя из данных положений нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания пункта 5 статьи 5Налогового Кодекса действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.

Из изложенного следует, при отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды и утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

Данной позиции придерживается и Департамент налоговой и таможенной политики РФ (письмо от 10.03.2011 года № 03-05-04-02/20).

Таким образом, поскольку использованные налоговым органом результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговое периоды (2008,2009 и 2010 годы), ухудшают положения налогоплательщика Линиченко М.П., то суд считает правильным признать действия налогового органа незаконными.

Для исчисления земельного налога за указанные периоды в качестве налоговой базы необходимо использовать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , использовавшуюся до 01.01.2008 года, размер которой составляет 194 080 рублей.

Так как кадастровая стоимость земельного участка заявительницы в сумме 1 396 193 рублей налоговой инспекцией была применена незаконно, и налоговым органом были допущены излишние начисления земельного налога за 2008, 2009 и 2010 годы, то подлежит удовлетворению и требование Линиченко М.П. о возврате излишне уплаченных сумм за указанные периоды.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования Линиченко М.П. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,254,257,258 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по КК, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2008, 2009 и 2010 годы за земельный участок с кадастровым номером , принадлежащего Линиченко Марии Павловне, от налоговой базы 1 396 193 рубля.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по КК внести коррективы в расчет земельного налога за 2008, 2009 и 2010 годы, пересчитав земельный налог за вышеуказанные периоды на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащего Линиченко Марии Павловне, от налоговой базы по кадастровой стоимости земельного участка, использовавшейся до 01.01.2008 года, в размере 194 080 рублей.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по КК возвратить Линиченко Марии Павловне излишне уплаченную сумму земельного налога, перечислив ее на счет        в Предгорном ОСБ ОАО «Сбербанк России».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней.

                                                                    

Председательствующий:                                             Т.Н. Храпылина