Дело № 2-965/11. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Белореченск. 18 октября 2011 года. Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С. с участием: прокурора - заместителя Белореченского межрайонного прокурора Рыжкова А.В., представителя ответчицы Дилбандян (Назаровой) А.С. - Василенко А.В., представителей ответчика администрации МО Белореченский район - Белоус Е.Н., Низаевой Ю.В., представителя третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ - Вороновой Г.Н., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности Белореченского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по КК - Лазаренко Ю.Б., при секретаре Разуменко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белореченского межрайонного прокурора к администрации МО Белореченский район, Дилбандян (Назаровой) А.С. о признании сделок недействительными, У С Т А Н О В И Л: Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Белореченский район, Дилбандян (Назаровой) А.С. и просит суд признать не соответствующими закону и недействующими постановление администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года № 2735 «О предоставлении в аренду земельного участка площадью 926 кв. метров, расположенного по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, Дилбандян (Назаровой) А.С., для размещения автостоянки» и акт выбора земельного участка от 27.10.2010 года; признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка № 3900004568 от 28.12.2010 года площадью 926 кв. метров, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:25, для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, сроком на 5 лет; обязать МО Белореченский район привести вышеуказанный земельный участок в первоначальное состояние, а также обязать Дилбандян (Назарову) А.С. демонтировать возведенное сооружение автостоянки и привести земельный участок в первоначальное состояние. Впоследствии Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с уточненными исковыми требованиями к администрации муниципального образования Белореченский район, Дилбандян (Назаровой) А.С. и просит суд признать не соответствующими закону и недействующими постановление администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года № 2735 «О предоставлении в аренду земельного участка площадью 926 кв. метров, расположенного по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, Дилбандян (Назаровой) А.С., для размещения автостоянки» и постановление администрации МО Белореченский район от 31.12.2010 года № 2756 «О предоставлении в аренду земельного участка площадью 322 кв. метров, расположенного по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, Дилбандян (Назаровой) А.С., для размещения автостоянки»; признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № 3900004568 от 28.12.2010 года площадью 926 кв. метров, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:25, для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, сроком на 5 лет, заключенный между МО Белореченский район и Назаровой А.С.; признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № 3900004571 от 12.01.2011 года площадью 322 кв. метров, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:26, для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, сроком на 5 лет, заключенный между МО Белореченский район и Назаровой А.С., а также применить последствия недействительности ничтожных сделок: обязать муниципальное образование Белореченский район и Дилбандян (Назарову) А.С. привести земельные участки площадью 926 и 322 кв. метров с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 соответственно, расположенные по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, в первоначальное состояние. В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал уточненные исковые требования и пояснил, что на основании постановления администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года № 2735 между МО Белореченский район и Дилбандян (Назаровой) А.С. заключен договор аренды земельного участка № 3900004568 от 28.12.2010 года площадью 926 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:25, для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск ул. Мира, сроком на 5 лет. Договор зарегистрирован Белореченским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, запись № 23-23107002/2011-120 от 08.12.2011. На основании постановления администрации МО Белореченский район от 31.12.2010 года № 2756 МО Белореченский район и Дилбандян (Назаровой) А.С. заключен договор аренды земельного участка № 3900004571 от 12.01.2011 года площадью 322 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:26, для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск ул. Мира, сроком на 5 лет. Названный договор также зарегистрирован Белореченским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Данные договоры аренды являются недействительными (ничтожными), как заключенные с нарушением требований действующего законодательства по следующим основаниям. Из документов администрации МО Белореченский район, а именно постановления администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года № 2735 и акта выбора и обследования участка для размещения автостоянки г. Белореченск, ул. Мира, б/н от 27.10.2010 года, следует, что указанный земельный участок предоставлен Дилбандян А.С. с предварительным согласованием места размещения объекта. Предоставление земельных участков с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выделения земельного участка для строительства. Намерения администрации предоставить земельный участок с кадастровым номером 23:39:1101227:25 для целей строительства подтверждаются пп. 3 п. 2 постановления № 2735, согласно которому Дилбандян (Назарова) А.С. обязана не допускать строительство новых объектов до разработки проектной документации, а также оформления разрешения на строительство. Кроме того, п. 5.1.3 договора аренды № 3900004568 предусматривает право арендатора возводить на земельном участке здания, сооружения или иные объекты недвижимости. Вместе с тем, как следует из постановления администрации № 2735, земельный участок предоставлен арендатору для целей, не связанных со строительством. Таким образом, в нарушение ст. 34 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, администрация фактически предоставила Дилбандян (Назаровой) А.С. земельный участок для строительства. Аналогичные противоречия содержатся в постановлении администрации МО Белореченский район от 31.12.2010 года № 2756, которым земельный участок с кадастровым номером 23:39:1101227:26 площадью 322 кв.м предоставлен Дилбандян (Назаровой) А.С. для целей, не связанных со строительством, при одновременном запрете на возведение объектов недвижимости в отсутствии разрешительной документации, а также включении в договор аренды № 3900004571 от 12.01.2011 года права арендатора возводить на земельном участке здания, сооружения или иные объекты недвижимости. Кроме того, на земельный участок с кадастровым номером 23:39:1101227:26 также оформлен акт выбора от 05.07.2010 года, который противоречит постановлению администрации от 31.12.2010 года № 2756 и договору аренды. Так, согласно постановлению и договору земельный участок предоставляется Дилбандян (Назаровой) А.С. для размещения автостоянки, в то время как акт выбора предусматривает иное назначение участка - для размещения временных торговых павильонов - и по заявке иного лица - Назарян Э.А. Изложенное свидетельствует о том, что постановления администрации МО Белореченский район от 31.12.2010 года № 2756 и от 28.12.2010 года № 2735 противоречат требованиям ст. 34 ЗК РФ, поскольку предоставляют в аренду земельные участки для целей, не связанных со строительством, с одновременным указанием на недопустимость строительства только в случае отсутствия разрешительной и проектной документации. Следует также отметить, что в нарушение требований ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ акты выбора земельных участков, впоследствии предоставленных Дилбандян (Назаровой) А.С., в надлежащем порядке решением исполнительного органа местного самоуправления не утверждены. Более того, земельные участки с кадастровыми номерами 3:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 вообще не могли быть предоставлены Дилбандян (Назаровой) А.С. для размещения автостоянки по следующим причинам. Согласно Правилам оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 года № 795, под автостоянкой понимается здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Основные требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, в том числе при возведении автостоянок, предусмотрены норами и правилами (СНиП 2.07.01-89*) Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений. Так, согласно п. 6.39 СНиП расстояния от наземных и наземно- подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в таблице № 10. По показателям данной таблицы расстояние от автостоянки до жилых домов должно быть не менее 15 метров, расстояние до общеобразовательных школ - 25 метров. Помимо прочего, сооружение автомобильных стоянок также регламентируется санитарными нормами и правилами, которые в соответствии с частью 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утверждены расстояния разрывов от автостоянок до зданий различного назначения. В соответствии с таблицей 7.1.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применяется расстояние от открытых автостоянок до фасада жилых домов в размере 15 метров, до территории школ, детских учреждений - 50 метров. Действующим законодательством также установлены ограничения для размещения автомобильных стоянок в целях обеспечения требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 02.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от открытых организованных автостоянок на территориях поселений до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону. Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки. Согласно указанной таблице № 16 приложения к Закону № 123-ФЗ противопожарное расстояние от автостоянки количеством машиномест от 11 до 50 ед. до границы земельного участка общеобразовательного учреждения должно составлять 25 метров. Как установлено в ходе прокурорской проверки, Дилбандян (Назаровой) А.С. на земельных участках с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 начато строительство автостоянки на 30 машиномест, произведена отсыпка ГПС двух площадок первая: по ул. Мира от № 108 до № 118, вторая: от № 100 до № 104. Одна из площадок на момент проверки забетонирована. В результате замеров фактическое расстояние от открытой автостоянки, размещаемой на земельных участках с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 до фасада жилых домов составляет 10 метров, а до территории образовательного учреждения - 20 метров. Проезды и подъезды к зданиям жилых домов, расположенных напротив строящейся автостоянки, не обеспечивается в соответствии с требованиями ст. 67 и ст. 90 Закона № 123-Ф3, а именно: ширина проездов для пожарной техники должна составлять 6 метров (п.6 ст. 67), по фактическому замеру составляет 3-3,5 метра; расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант (п. 17 ст. 68). Фактически противопожарное водоснабжение на автостоянки не обеспечивается. Частью 3 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков в городских и сельских поселениях осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В силу положений ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, выбор земельного участка осуществляется органами местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В нарушение вышеперечисленных требований закона при предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 администрацией МО Белореченский район не учтены градостроительные, противопожарные и санитарно- эпидемиологические условия размещения автомобильной стоянки. Статья 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает на стадии предоставления земельных участков для строительства обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки и зафиксировано в решении Белореченского районного суда от 28.06.2011 года, вступившем в законную силу, согласование с уполномоченными органами Роспотребнадзора на предмет соответствия предоставляемых земельных участков требованиям санитарных правил не проводилось. Статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна. Таким образом, договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26, заключенные между Дилбандян (Назаровой) А.С. и администрацией МО Белореченский район от 28.12.2010 года и 12.01.2011 года соответственно, являются ничтожными, поскольку заключены с нарушением требований ст. 31, 34 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 72 Федерального закона от 02.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В ходе проверки, проведенной департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, установлено, что вышеуказанный вид разрешенного использования - размещение автостоянки - отмечен в постановлении как единственный и является основным. Вместе с тем, согласно Правилам землепользования и застройки территории Белореченского городского поселения, утвержденным решением Совета Белореченского городского поселения 29.04.2009, земельный участок с кадастровым номером 23:39:1101227:25 находится в зоне транспортной инфраструктуры ИТ-2. Для земельных участков, находящихся в границах зоны ТИ-2, в качестве основного или условно разрешенного вида использования размещение автостоянок не предусмотрено. Изложенное свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:39:1101227:25 не мог быть предоставлен Дилбандян (Назаровой) А.С. для размещения автостоянки. Аналогичная ситуация имеет место при вынесении постановления администрации МО Белореченский район от 31.12.2010 № 2756 и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:39:1101227:26. Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Следует отметить, что Правила землепользования и застройки предусматривают в зоне ИТ-2 такой вид разрешенного использования как сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств, однако данный вид отмечен как вспомогательный и может быть допущен только при наличии основного вида разрешенного использования (например, для размещения АЗС или автобусного парка и т.п.). В указанных случаях при предоставлении земельных участков Дилбандян (Назаровой) А.С. основной вид разрешенного использования изначально определен неправильно и не соответствует требованиям ПЗЗ. В связи с тем, что использование в дальнейшем вышеуказанных земельных участков для размещения автостоянки приведет к существенным нарушениям правил пожарной безопасности, требований санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства, которые неизбежно повлекут за собой нарушение прав и охраняемых интересов неопределенного круга лиц, пользователей, в том числе проживающих и находящихся на территории вблизи автостоянки, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд для защиты этих интересов. Представитель ответчика администрации муниципального образования Белореченский район Белоус Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что по существу заявленных исковых требований, администрация муниципального образования Белореченский район возражает по следующим основаниям. Спорные земельные участки предоставлены для целей не связанных со строительством, для размещения автостоянок без строительства капитальных сооружений, в соответствии с процедурой предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством. Поэтому доводы прокуратуры о несоблюдении процедуры предоставления земельных участков являются несостоятельными и не соответствуют законодательству. Дилбандян (Назарова) А.С. 20.09.2010 года обратилась в администрацию МО Белореченский район с заявлением о передаче в аренду земельного участка, площадью 926 кв.м., с кадастровым номером 23:39:1101227:25, расположенного по адресу: г. Белореченск ул. Мира б/н, для размещения автостоянки. 27.10.2010 года на основании пункта 7.4 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Белореченский район, утвержденного решением Совета МО Белореченский район № 158 от 31.03.2009 года, составлен акт выбора и обследования земельного участка площадью 926 кв.м., г. Белореченск ул. Мира, для размещения автостоянки, где имеются согласования соответствующих служб и организаций. Комиссией рекомендовано к утверждению размещение объектов согласно варианта 1 (графический материал), который является приложением к акту выбора. При размещении автостоянки согласно предложенному варианту, соблюдаются архитектурные, санитарные и противопожарные нормы и требования. В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Согласно Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Белореченский район, утвержденным решением Совета МО Белореченский район № 158 от 31.03.2009 года, земельные участки предоставляются на основании заявлений заинтересованных лиц без проведения торгов, если по истечении 30 дней со дня публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка на соответствующем праве поступила единственная заявка. Формирование земельного участка произведен в соответствии с разделом 7 вышеуказанного Положения, на основании согласований соответствующих служб, что подтверждается актом выбора земельного участка. Утверждение акта выбора земельного участка не предусмотрено законодательством, таким образом, довод прокуратуры о не утверждении актов выбора земельных участков является несоответствующим законодательству. 20.11.2010 года администрацией муниципального образования Белореченский район опубликована информация в газете «Огни Кавказа» № 129, о наличии земельного участка для дальнейшего предоставления с указанием кадастрового номера, площади, места положения, вида разрешенного использования, с указанием об отсутствии обременений в использовании и правом заинтересованных лиц на подачу заявления в администрацию в течение месяца со дня публикации на испрашиваемый земельный участок. В течение месяца со дня публикации в администрации МО Белореченский район, ни одного заявления не поступило. Постановлением администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года № 2735 земельный участок площадью 926 кв.м., с кадастровым номером 23:39:1101227:25, расположенный по адресу: г. Белореченск, ул. Мира б/н, предоставлен Дилбандян (Назаровой) А.С. для размещения автостоянки, в аренду на 5 лет. При предоставлении земельного участка в аренду, администрация руководствовалась нормами Земельного кодекса РФ, регламентирующего предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством. Пункт в постановлении об обязанности Дилбандян (Назаровой А.С.) не допускать строительства новых объектов, реконструкцию существующих до разработки проектной документации говорит о невозможности строительства новых объектов, указывает на запрет строительства новых объектов. При разработке проекта планировки территории под автостоянки по ул. Мира напротив жилых домов № 108-118 в г. Белореченске соблюдены требования СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». На графическом материале курсивом синего цвета указано расстояние от автостоянок на 15 и 5 машиномест до существующих жилых домов (15 и 10 метров), что соответствует пункту 6.39* таблица 10* (страница номер 21 СНиПа «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), который предусматривает минимальное расстояние 15м и 10м. Расстояние от границы земельного участка школы до автостоянки на 5 машиномест составляет 26.5м, до автостоянки на 15 машиномест - 57.5м. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных 25.09.2007г., таблица 7.1.1, расстояние от границы земельного участка школы до автостоянки с количеством машиномест до 10 должно быть 25м, от 11 до 50 машиномест - 50м. Ширина полосы проезда для пожарного транспорта предусмотрена 6 метров в соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Оспариваемое межрайонным прокурором постановление администрации муниципального образования Белореченский район о предоставлении в аренду земельного участка принято в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, в пределах полномочий органа местного самоуправления, на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Белореченский район, утвержденного решением Совета МО Белореченский район № 158 от 31.03.2009 года. Договор аренды земельного участка заключен в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством. Договор аренды земельного участка № 3900004568 от 28.12.2010 года, площадью 926 кв.м., с кадастровым номером 23:39:1101227:25, расположенный по адресу: Краснодарский край г. Белореченск ул. Мира, отнесенный к землям населенных пунктов, с целевым назначением - для размещения автостоянки, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был зарегистрирован в Белореченском отделе управления Федеральной регистрационной службе по Краснодарскому краю, запись от 08.02.2011 года №23-23-197/002/2011-120. В связи с чем, передача в аренду вышеуказанного земельного участка осуществлена согласно нормам действующего законодательства, с учетом всех требований. Данный вопрос о правомерности предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, рассматривался Белореченским районным судом (дело № 2-693/11), решением которого, была запрещена деятельность Дилбандян (Назаровой) А.С. по строительству и эксплуатации объекта- автостоянки, по адресу: г. Белореченск ул. Мира на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером 23:39:1101227:25, до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Таким образом, суд проанализировав представленные доказательства сторон, допустил возможность размещения автостоянки по указанному адресу при условии устранения нарушений. Аналогичные нарушения указаны и по процедуре предоставления земельного участка площадью 332 кв.м., с кадастровым номером 23:39:1101227:26, для размещения автостоянки по адресу г. Белореченск ул. Мира. 28.05.2010 года в администрацию муниципального образования Белореченский район обратилась Назарян Э.А. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для размещения остановки общественного транспорта с торговым павильоном. Рассмотрев данное заявление на заседании технического совета принято решение предоставить земельный участок в соответствии с действующим законодательством. В ноябре 2010 года, с учетом кадастровой выписки о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости), указанный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для размещения автостоянки. В 1998 году предварительно согласовано место размещения платной автостоянки по ул. Мира, квартал 204 Акционерному обществу открытого типа «Белореченскстрой», что подтверждается постановлением главы города Белореченска № 1405 от 03.08.1998 года «О предварительном согласовании места размещения платной автостоянки по ул. Мира, квартал 204 Акционерному обществу открытого типа «Белореченскстрой», подготовленным на основании акта выбора земельного участка для организации платной автостоянки по ул. Мира, квартал 204, 205, 226, 227 АООТ «Белореченскстрой». Акт выбора участка согласован и подписан членами комиссии, представителями соответствующих санитарно-эпидемиологических и противопожарных служб. Земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2003 году. 10.11.2011 году рассмотрено заявление Назарян Э.А. о не рассмотрении предыдущего заявления, а рассмотреть вопрос о размещении автостоянки. На заседании технического совета рассмотрен вопрос об отмене предыдущего решения о предоставлении спорного земельного участка для размещения торговых павильонов. Составлен акт выбора земельного участка от 15.11.2011 года под размещение автостоянки г. Белореченск ул. Мира б/н, согласованный с представителями соответствующих служб. 22.11.2011 года Назарян Э.А. обратилась в администрацию муниципального образования Белореченский район с заявлением об отказе от передачи ей земельного участка с кадастровым номером 23:39:1101227:26. 24.12.2010 года Назарова А.С. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 332 кв.м., с кадастровым номером 23:39:1101227:26, для размещения автостоянки по адресу г. Белореченск ул. Мира. Соблюдая процедуру предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, установленную гражданским и земельным законодательством, учитывая, что после публикации в газете «Огни Кавказа» не поступило ни одного заявления, администрация муниципального образования Белореченский район издает постановление от 31.12.2010 года № 2756 «О предоставлении в аренду земельного участка площадью 322 кв.м., расположенного по адресу: г. Белореченск ул. Мира, Назаровой А.С., для размещения автостоянки». При разработке проекта планировки территории под автостоянки по ул. Мира напротив жилых домов № 104-100 в г. Белореченске соблюдены требования СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». На графическом материале курсивом синего цвета указаны расстояния от автостоянки на 6 машиномест (18.13м, 11.58м, 19.44м), что соответствует пункту 6.39* таблица 10* (страница номер 21 СНиПа «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), который предусматривает минимальное расстояние 10м. Расстояние от границы земельного участка школы до автостоянки на 6 машиномест составляет 25м. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных 25.09.2007 года, таблица 7.1.1, расстояние от границы земельного участка школы до автостоянки с количеством машиномест до 10 должно быть 25м. Имеется возможность для проезда пожарного транспорта к жилым домам с разворотом с двух сторон автостоянки в соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». 12.01.2011 года между администрацией муниципального образования Белореченский район и Назаровой А.С. заключен договор аренды земельного участка № 3900004571, площадью 322 кв.м. по ул. Мира в г. Белореченске. Таким образом, на основании вышеуказанных документов, заявления, поступающие от Назарян Э.А. и Дилбандян (Назаровой А.С.) рассмотрены в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством. Земельные участки предоставлены для целей не связанных со строительством, для размещения автостоянки без строительства капитальных объектов, администрацией муниципального образования Белореченский район соблюдена процедура предоставления данной категории земельных участков. Белореченский межрайонный прокурор указывает, что основанием для признания договора аренды земельного участка недействительным (ничтожным) является то, что при предоставлении администрацией МО Белореченский район вышеуказанного земельного участка не соблюдены нормы противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности. Данное требование считаем необоснованным по следующим основаниям. Согласно генерального плана г. Белореченска, утвержденного Правилами землепользования и застройки Белореченского городского поселения Краснодарского края, принятого в 2007 году, разрешенным использованием вышеуказанного земельного участка является размещение автостоянки. Таким образом, на основании вышеизложенного, оснований для признания договора аренды земельного участка ничтожным нет. Просит отказать Белореченскому межрайонному прокурору в заявленных исковых требованиях в полном объеме. Представитель ответчика администрации муниципального образования Белореченский район Низаева Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала пояснения Белоус Е.Н., дополнительно пояснив, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для размещения автостоянки, согласно утвержденного генерального плана города, соответствующего всем предъявляемым требованиям. Кроме того, по результатам предварительного согласования со всеми контролирующими службами в 1998 году было принято решение о размещении на спорном земельном участке площадью 322 кв. метра платной автостоянки, в 2003 году данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет. В связи с вышеизложенным, считает, что иск заявлен необоснованно. Представитель ответчицы Дилбандян (Назаровой) А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы представителей администрации МО Белореченский район и просил суд отказать в заявленных исковых требованиях в полном объеме. Дополнительно пояснил, что производство строительства на спорных земельных участках возможно при выполнении определенных норм и требований на основании представленной в суд технической документации. Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями и пояснила, что согласно статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, должны соблюдаться санитарные правила. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. При выборе и обследовании вышеуказанных участков для размещения автостоянки по ул. Мира в г. Белореченске в состав комиссии не привлекался представитель Роспотребнадзора. В июне 2011 года по поручению Белореченской межрайонной прокуратуры производилась проверка соответствия осуществляемого Дилбандян /Назаровой/ А.С. строительства автомобильной стоянки по ул. Мира в г. Белореченске санитарно-эпидемиологическим требованиям. В результате произведенных замеров были установлены указанные участвующим в деле прокурором существенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Представитель отдела надзорной деятельности Белореченского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по КК в судебном заседании согласился с исковыми требованиями и пояснил, что считает уточненное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании сделок недействительными, обоснованным по всем основаниям в части обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности. В июне 2011 года по поручению Белореченской межрайонной прокуратуры производилась проверка соответствия требованиям норм пожарной безопасности при строительстве Дилбандян /Назаровой/ А.С. автомобильной стоянки по ул. Мира в г. Белореченске. В результате произведенных замеров были установлены указанные участвующим в деле прокурором существенные нарушения норм пожарной безопасности. Являясь представителем уполномоченного государственного органа в сфере пожарной безопасности, учитывая вышеперечисленное и проанализировав имеющиеся на строящемся объекте нарушения требований пожарной безопасности, считает уровень защищенности проектируемого объекта недостаточным, характеризуемый наличием угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара при его эксплуатации. Он не согласен с показаниями, допрошенного в судебном заседании специалиста о том, что при производстве ею проектных работ на предмет возможности размещения на земельных участках автомобильных стоянок было установлено, что при соблюдении определенных требований возможно размещение на них автомобильных стоянок, и, при этом, будут соблюдены нормы пожарной безопасности, поскольку невозможно сделать такой вывод, не основываясь непосредственно на нормы законов, регламентирующих пожарную безопасность. Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, показания специалиста, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного Кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В соответствии со статьей 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 30 Земельного Кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1. без предварительного согласования мест размещения работ по их формированию; 2. с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: - выбор земельного участка и принятие в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного учета; - принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса В соответствии с частями 1,2,5,6,8 ст. 31 Земельного Кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства и необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения участка является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 72 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону. Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки. В соответствии с таблицей 16 приложения к Федеральному закону от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарное расстояние от автостоянки количеством машиномест от 11 до 50 ед. до границы земельного участка общеобразовательного учреждения должно составлять 25 метров. В соответствии с ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров. В соответствии с ч. 17 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждены расстояния разрывов от автостоянок до зданий различного назначения. Разрыв от автостоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1. В соответствии с таблицей 7.1.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, применяется расстояние от открытых автостоянок до фасада жилых домов в размере 15 метров, до территории школ, детских учреждений - 50 метров. В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. В судебном заседании с достоверностью установлено, что согласно заявления от 20.08.2010 года на имя главы МО Белореченский район, Назарова А.С. просит предоставить на праве аренды сроком 49 лет земельный участок, площадью 926 кв. метров, расположенный в г. Белореченске по ул. Мира напротив развлекательного комплекса «Олимпийский» для размещения автостоянки. При этом к заявлению прилагается лишь картографический материал на одном листе /л.д. 28/. Постановлением администрации муниципального образования Белореченский район № 2735 от 28.12.2010 года, Назаровой А.С., в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, был представлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: г. Белореченск ул. Мира, площадью 926 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:25, для размещения автостоянки. Подпунктом 3 пункта 2 данного постановления установлено: не допускать строительство новых объектов, реконструкции существующих до разработки проектной документации, согласования, проведения экспертиз и утверждения, а также оформления разрешения на строительство в установленном порядке /л.д. 29-30/. Согласно представленных в суд письменных доказательств, одним из документов, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, является схема организации дорожного движения на автостоянке на 30 машиномест по ул. Мира в г. Белореченске, утвержденная исполняющим обязанности главы Белореченского городского поселения Назарян В.Т., являющегося, как было установлено в ходе судебного заседания, родственником ответчицы Назаровой /Дилбандян/ А.С. /л.д. 31/. На основании оспариваемого постановления администрации МО Белореченский район № 2735 от 28.12.2010 года, между МО Белореченский район в лице главы администрации Белореченского района и Назаровой А.С. был заключен договор аренды земельного участка № 3900004568 от 28.12.2010 года, согласно которого муниципальное образование Белореченский район передало Назаровой А.С. в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: г. Белореченск ул. Мира, площадью 926 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1 101227:25, для размещения автостоянки. П.п. 5.1.3 данного договора определено, что Арендатор имеет право производить с согласия Арендодателя улучшения земельного участка, возводить на земельном участке здания, сооружения или иные объекты недвижимости /Улучшения/ и в соответствии с п.п. 5.1.4. требовать вознаграждения за Улучшения, произведенные с письменного согласия Арендодателя по рыночной стоимости или иной стоимости, оговоренной Сторонами. Согласно п. 12 вышеуказанного договора, к договору в качестве его неотъемлемой части приложены: план земельного участка, представленного в аренду, характеристика земельного участка и иных объектов недвижимости, расчет арендной платы, постановление администрации Белореченского района от 28.12.2010 года /л.д. 8-13/. Вышеизложенные в судебном заседании доводы участвующего в деле прокурора также нашли свое подтверждение наличием акта выбора и обследования для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск ул. Мира, б/н от 27.10.2010 года, произведенного на основании заявки Назаровой А.С., поскольку, в соответствии с положениями статей 30-32 ЗК РФ, данный акт составляется лишь при предоставлении гражданам земельных участков, предназначенных для строительства. Согласно акта выбора и обследования для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск ул. Мира, б/н от 27.10.2010 года, произведенного на основании заявки Назаровой А.С., был произведен выбор и обследование площадки для размещения автомобильной стоянки, ориентировочная площадь земельного участка составляет 926 кв. метров. При этом, разрешение о размещении автостоянки, отвечающей архитектурным, санитарным и противопожарным требованиям, было принято в нарушение требований подлежащего применению Федерального Закона без обязательного согласования /получения заключения/ с ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий Ключ /л.д. 21-24/. Также в нарушение требований ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, вышеуказанный акт выбора земельного участка, в надлежащем порядке решением исполнительного органа местного самоуправления утвержден не был. Несмотря на то, что положения ст. 34 Земельного Кодекса РФ, на основании которого было принято вышеуказанное оспариваемое постановление, регламентируют предоставление гражданам земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, факт представления Назаровой /Дилбандян/ А.С. данного земельного участка именно для целей строительства нашел свое подтверждение и дальнейшими действиями Назаровой /Дилбандян/ А.С. по осуществлению капитального строительства на спорном земельном участке, установленного решением Белореченского районного суда от 28.06.2011 года, и запретившего деятельность Назаровой /Дилбандян/ А.С. по строительству и эксплуатации объекта - автостоянки до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства /дело № 2-693, л.д. 72-78/, последующими действиями ответчицы, направленными на выполнение дополнительной технической документации, представленной в судебное заседание /л.д. 155-158/, показаниями специалиста - инженера-проектировщика управления архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район Родионовой Н.В., производившей такие проектные работы, причем без оплаты со стороны Назаровой /Дилбандян/ А.С., допрошенной по ходатайству ответчиков по делу, соответствующими разъяснениями за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район Осипова А.А., представленными в суд ответчиком - МО Белореченский район /л.д. 153-154/, а также пояснениями представителя ответчицы Дилбандян /Назаровой/ А.С. и представителя ответчика МО Белореченский район Низаевой Е.В. пояснивших суду, что производство строительства на спорных земельных участках возможно при выполнении определенных норм и требований на основании представленной в суд технической документации. Кроме того, данное обстоятельство нашло свое подтверждение сообщением за подписью руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 05.07.2011 года, согласно которого, в нарушение ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, а также Правил землепользования и застройки территории Белореченского городского поселения Белореченского района, утвержденных решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 29.04.2009 года № 9, постановление администрации МО Белореченский район от 28 декабря 2010 года № 2735 о предоставлении Назаровой А.С. в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 926 кв. метров по ул. Мира в г. Белореченске для размещения автостоянки, было принято без учета требований градостроительного регламента территориальной зоны «ИТ-2. Зона транспортной инфраструктуры», в которой расположен указанный земельный участок, и где размещение автостоянок в качестве основных и условно разрешенных видов использования земельного участка не предусмотрено. По вышеуказанному факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности департаментом подготовлено предписание в адрес главы МО Белореченский район /л.д. 177-178/. Таким образом, вышеуказанные доводы представителей МО Белореченский район, а также представителя ответчицы Назаровой /Дилбандян/ А.С., изложенные в судебном заседании, в том числе, о том, что данный земельный участок предоставлялся для целей, не связанных со строительством являются не состоятельными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям применяемых норм и законов. Аналогичные нарушения применяемого законодательства установлены судом при предоставлении ответчиком МО Белореченский район ответчице Назаровой /Дилбандян/ А.С. в аренду сроком на пять лет для размещения автостоянки смежного земельного участка, расположенного по адресу: г. Белореченск ул. Мира, площадью 322 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 23:39:1 101227:26. Так, согласно заявления от 24.12.2010 года на имя главы МО Белореченский район, Назарова А.С. просит предоставить на праве аренды земельный участок, площадью 322 кв. метров, расположенный в г. Белореченске по ул. Мира под кадастровым номером 23:39:1101227:26 для размещения автостоянки. При этом к заявлению прилагается лишь копия паспорта и копия ИНН /л.д. 139/. Постановлением администрации муниципального образования Белореченский район № 2756 от 31.12.2010 года, Назаровой А.С., в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, был представлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: г. Белореченск ул. Мира, площадью 322 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1 101227:26, для размещения автостоянки. Подпунктом 3 пункта 2 данного постановления установлено: не допускать строительство новых объектов, реконструкции существующих до разработки проектной документации, согласования, проведения экспертиз и утверждения, а также оформления разрешения на строительство в установленном порядке /л.д. 84-85/. На основании оспариваемого постановления администрации МО Белореченский район № 2756 от 31.12.2010 года, между МО Белореченский район в лице главы администрации Белореченского района и Назаровой А.С. был заключен договор аренды земельного участка № 3900004571 от 12.01.2011 года, согласно которого муниципальное образование Белореченский район передало Назаровой А.С. в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: г. Белореченск ул. Мира, площадью 322 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1 101227:26, для размещения автостоянки. П.п. 5.1.3 данного договора определено, что Арендатор имеет право производить с согласия Арендодателя улучшения земельного участка, возводить на земельном участке здания, сооружения или иные объекты недвижимости /Улучшения/ и в соответствии с п.п. 5.1.4. требовать вознаграждения за Улучшения, произведенные с письменного согласия Арендодателя по рыночной стоимости или иной стоимости, оговоренной Сторонами. Согласно п. 12 вышеуказанного договора, к договору в качестве его неотъемлемой части приложены: план земельного участка, представленного в аренду, характеристика земельного участка и иных объектов недвижимости, расчет арендной платы, постановление администрации Белореченского района от 31.12.2010 года /л.д. 71-76/. При этом в судебном заседании было установлено, что ранее - 28.05.2010 года с заявлением на имя главы МО Белореченский район обратилась Назарян Э.А., также являющаяся родственницей заместителя главы Белореченского городского поселения Назаряна В.Т., в котором просит выделить в аренду земельный участок для строительства остановки с торговым павильоном, с обустройством пешеходной дорожки (тротуара) и пешеходным переходом напротив Торговой галереи по ул. Мира, 104 /л.д. 124/. Согласно акта выбора и обследования участка для размещения временных торговых павильонов с остановкой городского транспорта в г. Белореченске по ул. Мира напротив стадиона «Химик» от 05.07.2010 года на основании заявки Назарян Э.А., комиссия считает возможным разрешить размещение временных торговых павильонов с остановкой городского транспорта в г. Белореченске по ул. Мира напротив стадиона «Химик», ориентировочная площадь земельного участка составляет 401 кв.м. При этом, разрешение о размещении временных торговых павильонов с остановкой городского транспорта на ул. Мира напротив стадиона «Химик» в г. Белореченске принято без обязательного согласования /получения заключения/ с ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий Ключ /л.д. 86-89/. В последующем, 10.11.2010 года Назарян Э.А. обратилась с заявлением на имя главы МО Белореченский район, в котором просит ранее поданное 28.05.2010 года по вопросу представления земельного участка для строительства остановки с торговым павильоном не рассматривать, а рассмотреть вопрос о размещении автостоянки /л.д. 130/, после чего, согласно акта выбора и обследования участка для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск ул. Мира, б/н, произведенного на основании заявки Назарян Э.А., был произведен выбор и обследование площадки для размещения автостоянки по вышеуказанному адресу, ориентировочная площадь данного земельного участка составляет 322 кв. метра, при этом, разрешение о размещении автостоянки, отвечающей архитектурным, санитарным и противопожарным требованиям, было принято без обязательного согласования /получения заключения/ с ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий Ключ /л.д. 141-144/. В дальнейшем, согласно заявления на имя главы МО Белореченский район от 22.11.2010 года, Назарян Э.А. отказалась от передачи ей земельного участка с кадастровым номером 23:39:1 101227:26 /л.д. 136/, который впоследствии был предоставлен для размещения автостоянки Назаровой /Дилбандян/ А.С. Также в нарушение требований ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, вышеуказанные акты выбора земельного участка, в надлежащем порядке решением исполнительного органа местного самоуправления утверждены не были. Кроме того, в судебном заседании было установлено, что согласно сообщений от 08.06.2011 года и 10.06.2011 года на имя заместителя Белореченского межрайонного прокурора Рыжкова А.В., отделом надзорной деятельности Белореченского района 08.06.2011 года и ТО Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ 07.06.2011 года осуществлен выезд по месту размещения автостоянки, где выявлены нарушения противопожарной безопасности и нарушения санитарных требований /л.д. 32-33, 34/, что подтвердили в судебном заседании представители вышеуказанных государственных контролирующих органов. Согласно Правилам оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 года № 795, под автостоянкой понимается здание, сооружение /часть здания, сооружения/ или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Основные требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, в том числе при возведении автостоянок, предусмотрены норами и правилами /СНиП 2.07.01-89*/ Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений. Так, согласно п. 6.39 СНиП расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в таблице № 10. По показателям данной таблицы расстояние от автостоянки до жилых домов должно быть не менее 15 метров, расстояние до общеобразовательных школ - 25 метров. Помимо прочего, сооружение автомобильных стоянок также регламентируется санитарными нормами и правилами, которые в соответствии с частью 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утверждены расстояния разрывов от автостоянок до зданий различного назначения. В соответствии с таблицей 7.1.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применяется расстояние от открытых автостоянок до фасада жилых домов в размере 15 метров, до территории школ, детских учреждений - 50 метров. Действующим законодательством также установлены ограничения для размещения автомобильных стоянок в целях обеспечения требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 02.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от открытых организованных автостоянок на территориях поселений до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону. Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки. Согласно указанной таблице № 16 приложения к Закону № 123-ФЗ противопожарное расстояние от автостоянки количеством машиномест от 11 до 50 ед. до границы земельного участка общеобразовательного учреждения должно составлять 25 метров. Как было установлено в судебном заседании Дилбандян /Назаровой/ А.С. на земельных участках с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 начато строительство автостоянки на 30 машиномест, произведена отсыпка ГПС двух площадок первая: по ул. Мира от № 108 до № 118, вторая: от № 100 до № 104. Одна из площадок на момент проверки забетонирована. В результате замеров фактическое расстояние от открытой автостоянки, размещаемой на земельных участках с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 до фасада жилых домов составляет 10 метров, а до территории образовательного учреждения - 20 метров. Проезды и подъезды к зданиям жилых домов, расположенных напротив строящейся автостоянки, не обеспечивается в соответствии с требованиями ст. 67 и ст. 90 Закона № 123-Ф3, а именно: ширина проездов для пожарной техники должна составлять 6 метров (п.6 ст. 67), по фактическому замеру составляет 3-3,5 метра; расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант (п. 17 ст. 68). Фактически противопожарное водоснабжение на автостоянки не обеспечивается. Таким образом, нарушение вышеперечисленных требований закона при предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 администрацией МО Белореченский район не учтены градостроительные, противопожарные и санитарно- эпидемиологические условия размещения автомобильной стоянки. Учитывая вышеизложенное, а также объективные доказательства, исследованные в судебном заседании, принимая во внимание то обстоятельство, что согласование /получение заключения/ с уполномоченными органами Роспотребнадзора на предмет соответствия предоставляемых земельных участков требованиям санитарных правил не проводилось, суд полагает, что земельные участки с кадастровыми номерами 3:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 вообще не могли быть предоставлены Дилбандян /Назаровой А.С./ для размещения автостоянок. При таких обстоятельствах, принимая во внимание совокупность исследованных в судебном заседании объективных доказательств, их прямую взаимосвязь, суд приходит к выводу о том, что вышеизложенные в судебном заседании доводы участвующего в деле прокурора являются обоснованными, подлежащими принятию во внимание при вынесении решения по данному делу. Доводы допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста инженера-проектировщика управления архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район Родионовой Н.В., в том, что при соблюдении размеров, указанных в разработанной ею в 2011 году технической документации градостроительные, противопожарные и санитарно- эпидемиологические нормы не нарушаются, свидетельствует о том, что при вынесении оспариваемых постановлений необходимая для этого соответствующая техническая документация отсутствовала. Вместе с тем, исходя из показаний данного специалиста, а также вышеуказанных разъяснений по данному вопросу начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район /л.д. 153-154/ следует, что данные показания и разъяснения не могут быть приняты судом, поскольку основаны лишь на нормах СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», что является недопустимым. Доводы представителей ответчиков, изложенные в судебном заседании, в том числе, о том, что по результатам предварительного согласования еще в 1998 году со всеми контролирующими службами было принято решение о размещении на спорном земельном участке площадью 322 кв. метра платной автостоянки, после чего данный земельный участок в 2003 году был поставлен на кадастровый учет, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не основаны на нормах законов, подлежащих применению при рассмотрении в суде данного дела, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, противоречат совокупности объективных доказательств, исследованных в судебном заседании и основаны исключительно на доводах о предоставлении Дилбандян /Назаровой/ А.С. спорных земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством. Кроме того, доводы представителей ответчиков, основанные на показаниях специалиста и письменных разъяснениях начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район, в совокупности с исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе, представленными в суд представителями ответчика МО Белореченский район, не подтверждаются объективными доказательствами, свидетельствующими об экономической целесообразности размещения на таких условиях автостоянок на спорных земельных участках. Учитывая вышеизложенное, исковые требования Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Белореченский район, Дилбандян (Назаровой) А.С. подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Иск Белореченского межрайонного прокурора к администрации МО Белореченский район, Дилбандян (Назаровой) А.С. о признании сделок недействительными, удовлетворить полностью. Признать не соответствующими закону и недействующими постановление администрации МО Белореченский район от 28.12.2010 года № 2735 «О предоставлении в аренду земельного участка площадью 926 кв. метров, расположенного по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, Дилбандян (Назаровой) А.С., для размещения автостоянки» и постановление администрации МО Белореченский район от 31.12.2010 года № 2756 «О предоставлении в аренду земельного участка площадью 322 кв. метров, расположенного по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, Дилбандян (Назаровой) А.С., для размещения автостоянки». Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № 3900004568 от 28.12.2010 года площадью 926 кв. метров, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:25, для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, сроком на 5 лет, заключенный между МО Белореченский район и Назаровой Алиной Саркисовной. Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № 3900004571 от 12.01.2011 года площадью 322 кв. метров, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101227:26, для размещения автостоянки по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, сроком на 5 лет, заключенный между МО Белореченский район и Назаровой Алиной Саркисовной. Применить последствия недействительности ничтожных сделок: обязать муниципальное образование Белореченский район и Дилбандян (Назарову) Алину Саркисовну привести земельные участки площадью 926 и 322 кв. метров с кадастровыми номерами 23:39:1101227:25 и 23:39:1101227:26 соответственно, расположенные по адресу: г. Белореченск Краснодарского края ул. Мира, в первоначальное состояние. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: подпись А.С. Кириенко