Решение по заявлению Власенко В.А. об оспаривании решения налогового органа.



                                                                                                                                                    Дело № 2-1459/11.

                                                          Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белореченск.                                                                            30 ноября 2011 года.

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.

с участием:

заявителя - Власенко В.А.,

представителя заявителя - Франка А.А.,

представителя Межрайонной Инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю - Еременко В.А.,

при секретаре Разуменко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Власенко В.А. об оспаривании решения налогового органа,

                                                     У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в Белореченский районный суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа и просит суд признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровым (номер) за налоговые периоды 2008-2009 годы от кадастровой стоимости, действовавшей до 01.01.2008 года; обязать межрайонную ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю внести коррективы в расчет земельного налога за 2008-2009 годы за земельный участок с кадастровым (номер) площадью 1000 кв. метров, расположенный (адрес), с разрешенным использованием «для размещения складских помещений для торговли строительными материалами», исчислив его от налоговой базы в размере 307 700 рублей, а также обязать межрайонную ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю возвратить ему излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 82 678 рублей 27 копеек.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования в части возврата ему излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 81 930 рублей 40 копеек, в связи с опечаткой в исковом заявлении и в обоснование уточненных заявленных требований пояснил, что Власенко В.А. является собственником земельного участка с кадастровым (номер) площадью 1000 кв. метров, расположенного (адрес), с разрешенным использованием «для размещения складских помещений для торговли строительными материалами». Власенко В.А. в полном объеме исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2008 и 2009 годы, задолженности за указанные периоды он не имеет. Согласно налоговым уведомлениям (номер) за 2008 год и (номер) за 2009 год, сумма земельного налога была рассчитана налоговым органом из кадастровой стоимости в размере 4 736 370 рублей. Власенко В.А. обратился к налоговому органу с заявлением о внесении корректив в расчет земельного налога за период с 2008 по 2009 годы и возврате излишне уплаченного земельного налога. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка указанная налоговым органом была применена незаконно, поэтому решение налогового органа противоречит действующему законодательству, так как для исчисления земельного налога в качестве налоговой базы необходимо использовать кадастровую стоимость земельных участков, использовавшуюся до 01.01.2008 года. Таким образом, общая сумма земельного налога, уплаченного в бюджет, составила 87 622 рубля 85 копеек. С учетом незаконности применения кадастровой стоимости в размере 4 736 370 рублей, расчет земельного налога должен быть представлен следующим образом: за 2008 год - 1 076 рублей 95 копеек и за 2009 год - 4 615 рублей 50 копеек, а всего должно поступить в бюджет - 5 692 рубля 45 копеек, исходя из кадастровой стоимости (налоговой базы) в размере 307 700 рублей. Разница составляет 81 930 рублей 40 копеек и должна быть возвращена заявителю, как излишне уплаченный налог.

Заявитель Власенко В.А. в судебном заседании полностью поддержал доводы своего представителя и просит суд удовлетворить заявление в полном объеме.

Представитель межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в судебном заседании не согласился с заявлением Власенко В.А. в связи с тем, что произвести перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды возможно только в том случае, если решением органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды.

Выслушав в судебном заседании пояснение сторон, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что заявление Власенко В.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечению одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В соответствии с п. 4 административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующую административную процедуру: определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков.

В соответствии с п. 2.1.3 методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 года № 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право: на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В соответствии со ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 23.09.2005 года и кадастрового паспорта земельного участка от 10.08.2010 года, Власенко В.А. является собственником земельного участка для размещения складских помещений для торговли строительными материалами площадью 1000 кв. метров, с кадастровым (номер) /л.д. 15, 16-18/.        

Согласно налоговых уведомлений (номер) за 2008 год и (номер) за 2009 год, сумма земельного налога рассчитана из кадастровой стоимости в размере 4 736 370 рублей /л.д. 10, 11/.

Согласно квитанций, Власенко В.А. фактически уплачено земельного налога в размере 87 622 рублей 85 копеек /л.д. 12/.     

Согласно сообщения от 30.11.2011 года, Власенко В.А. за земельный участок с кадастровым (номер), расположенного (адрес), уплачен земельный налог за 2008 года в сумме 16 577 рублей 30 копеек, за 2009 года в сумме 71 045 рублей 55 копеек, по состоянию на 25.11.2011 года в лицевом счете налогоплательщика числится переплата в размере 29 840 рублей /л.д. 21/.

Согласно сообщения от 14.10.2011 года из межрайонной ИФНС России № 9 по КК на имя Власенко В.А., у налогового органа нет оснований для учета иной стоимости в качестве налогооблагаемой базы с 01.01.2008 года /л.д. 13-14/.

В судебном заседании установлено, чтозаявитель является собственником земельного участка с кадастровым (номер) площадью 1000 кв.м., расположенного (адрес). Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в адрес Власенко В.А., как физического лица, были направлены налоговые уведомления на уплату земельного налога за 2008-2009 годы, согласно которых налог был исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 4 736 370 рублей. Заявителем в полном объеме исполнена обязанность по уплате земельного налога за указанный период времени и задолженности он не имеет. Использованная кадастровая стоимость была изначально рассчитана с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением главы администрации Краснодарского края № 1202-р от 29.12.2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», которое 05.02.2010 года было отменено.Одновременно, постановлением главы администрации Краснодарского края № 58 от 05.02.2010 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» были вновь утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земли в размерах, ранее утвержденных распоряжением № 1202-р. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года № 165-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 НК РФ и абзаца 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ»,нормативно правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ. В связи с этим, постановление главы администрации Краснодарского края № 58 от 05.02.2010 года не может применяться раньше, чем с 01.01.2011 года, а ранее изданное распоряжение главы администрации Краснодарского края № 1202-р от 29.12.2007 года не подлежит применению. Следовательно, для исчисления земельного налога в качестве налоговой базы необходимо использовать кадастровую стоимость земельного участка, использовавшуюся до 01.01.2008 года. Основанием для расчета прежней кадастровой стоимости послужило постановление исполнительного комитета Апшеронского районного Совета депутатов № 199 от 24.12.2002 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Апшеронского района». Согласно приложения № 2 к вышеуказанному постановлению, удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом (номер) по соответствующему виду разрешенного использования составлял 332,2 рублей за 1 кв. метр. Следовательно, учитывая положения Методических указаний Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 года № 222, кадастровая стоимость (налоговая база) с учетом площади земельного участка должна составлять 307 700 рублей. Следовательно, за период 2008-2009 годы заявителем были уплачены в бюджет следующие суммы земельного налога: за 2008 год - 16 577 рублей 30 копеек; за 2009 год - 71 045 рублей 55 копеек, а всего 87 622 рубля 85 копеек. Однако, общая сумма земельного налога, подлежащая начислению, составляет 5 692 рубля 45 копеек, исходя из следующих расчетов: за 2008 год: 307700 рублей х 0,35% = 1 076 рублей 95 копеек; за 2009 год: 307700 рублей х 1,5% = 4 615 рублей 50 копеек. Таким образом, разница составляет 81 930 рублей 40 копеек и должна быть возвращена Власенко В.А., как излишне уплаченный налог.       

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

                                                          Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление Власенко В.А. об оспаривании решения налогового органа.

Признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровым (номер) за налоговые периоды 2008-2009 годы от кадастровой стоимости, действовавшей до 01.01.2008 года.

Обязать межрайонную ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю внести коррективы в расчет земельного налога за 2008-2009 годы за земельный участок с кадастровым (номер) площадью 1000 кв. метров, расположенный (адрес), с разрешенным использованием «для размещения складских помещений для торговли строительными материалами», принадлежащий Власенко Валерию Александровичу, исчислив его от налоговой базы в размере 307 700 рублей.

Обязать межрайонную ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю возвратить Власенко Валерию Александровичу излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 81 930 /восьмидесяти одной тысячи девятисот тридцати/ рублей 40 копеек.

    Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                              Судья                                                 А.С. Кириенко