Дело № 2-723/2010 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2 декабря 2010 г. г. БеломорскБеломорский районный суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием: представителя истца (ответчика) Б., ответчиков (истцов) Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю., представителя третьего лица АМО «Беломорский муниципальный район» К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям:
у с т а н о в и л:
ЗАО «Беломорская ПМК» обратилась в суд с иском к Шелонникову С.Ю. по тем основаниям, что ЗАО «Беломорская ПМК» является собственником земельного участка, на котором в 2000-2003 г. ответчик без соответствующих разрешительных документов построил гаражные боксы. Строительство гаражей осуществлялось потому, что было очень дешевым, так как две стены из четырех примыкали к существующим зданиям ЗАО «Беломорская ПМК».
Начинать строительство на основании «Разрешения» на строительство было нельзя, так как сначала Беломорский Горисполком должен был сделать отвод земельного участка. Однако, отвод земельного участка не производился, поскольку он принадлежал тресту «С.». ЗАО «Беломорская ПМК» в процессе приватизации выкупало у государства землю и все постройки, принадлежащие ранее тресту «С.». В нарушение условий «Разрешения» строительство велось без учета требований ПМК, что привело к тому, что гаражи пристроены к стенам зданий, принадлежащих ПМК без какого-либо разрыва, что в дальнейшем не позволяет производить их ремонт и реконструкцию. Гаражи до сих пор не достроены и не сданы в эксплуатацию, так как не выполнена площадка из асфальтобетона с бортовым камнем, ворота не покрашены, и обшиты железом. Согласование «Разрешения» К. является недействительным, так как он не обладал полномочиями действовать от имени юридического лица треста «С.», в собственности которого находилась территория промбазы.
В соответствии со ст.219 и 222 ГК РФ, указанные гаражи являются самовольными постройками, поскольку право собственности на них не оформлено, возведены они на земельном участке, принадлежащем ЗАО «Беломорская ПМК» на праве собственности, поэтому подлежат сносу лицом, осуществляющем его строительство.
Истец просил вынести решение о сносе незаконно простроенных гаражей.
На основании заявления истца от 07.10.2010 г. в качестве соответчика по заявленному иску был привлечен Шелонников И.Ю.
Шелонников И.Ю. обратился в суд с встречным иском к ЗАО «Беломорская ПМК» по тем основаниям, что 05.09.1991 г. главным архитектором района А. ему и Ж. было выдано разрешение на строительство вставки из 2-х боксов для хранения автотранспорта между складом материального склада и зданием проходной базы ПМК-<данные изъяты> Был выдан план с указанием места размещения и согласованный с начальником ОГПН и ПО Беломорского РОВД, а также с начальником ПМК-<данные изъяты>. В 1992 г. указанные гаражи были построены и использовались в личных целях. В 1993 г. его брат Шелонников С.Ю. купил гараж у Ж.
Намного позже, ЗАО «Беломорская ПМК», при регистрации земельного участка, оформило землю в собственность предприятия вместе с возведенными на этой земле гаражами. При этом ответчиков никто не уведомил о том, что земля на участке под гаражами, как и сами гаражные боксы им не принадлежат.
В 2002 г. им была предпринята попытка сдать свой гараж в эксплуатацию. Однако на его заявление АМО «Беломорский муниципальный район» ответило, что сначала необходимо решить вопрос об отводе земли под строительство. Затем ему было рекомендовано обратиться в суд для признания прав на гараж. Он просил суд признать за ним право собственности на объект незавершенного строительства - кирпичный гараж, расположенный по адресу: <адрес>.
Шелонников С.Ю. также обратился в Беломорский районный суд с иском к ЗАО «Беломорская ПМК» о признании за ним права собственности на объект незавершенного строительства - гараж, расположенный по адресу: <адрес> по тем основаниям, что в 1993 г. он купил этот гараж у Ж., который, как и его брат Шелонников И.Ю. получил разрешение на постройку гаража у главного архитектора района.
В судебном заседании представитель истца (ответчика) ЗАО «Беломорская ПМК» Б. заявленные требования поддержал и пояснил, что ЗАО «Беломорская ПМК» было образовано в результате акционирования ХХ.ХХ.ХХХХ. Предприятие получило земельный участок <адрес> и расположенную на нем производственную базу. Позднее земельный участок и здания были выкуплены в собственность предприятия. Он не помнит, когда началось строительство гаражей ответчиками. Ранее у них претензий к ним не было, так как территория, на которой ответчики строили два гаража - между зданиями проходной и складом, не использовалась. Кроме того, ответчики говорили о том, что у них есть необходимые документы на гаражи. Трения с ответчиками начались в 2000-х годах, когда здания складов ПМК были приспособлены под магазины и появилась необходимость в расширении торгового центра и организации надлежащего подъезда. Ответчики не представили каких-либо документов на землю под гаражами. Налог за землю платит предприятие. Ответчики приезжали к нему с главным архитектором района А., чтобы уговорить отдать им землю, но эта земля очень нужна предприятию. Они готовы были выплатить ответчикам компенсацию за гаражи, которая соответствует фактическим затратам на их постройку. Но ответчики хотели получить большую цену. Поэтому они вынуждены были обратиться с иском в суд.
Встречные исковые требования Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю. о признании за ними прав на объекты незавершенного строительства представитель ЗАО «Беломорская ПМК» не признал по изложенным выше основаниям.
Ответчик (истец) Шелонников И.Ю. в судебном заседании исковые требования ЗАО «Беломорская ПМК» не признал, и поддержал свои исковые требования, пояснив, что ранее он работал в тресте «С.». В 1991 г. руководство предприятия разрешило ему и Ж. построить два гаража между зданиями склада и проходной базы ПМК-<данные изъяты>. Эти гаражи должны были выполнять роль ограждения базы ПМК-<данные изъяты>. Они обратились с заявлением в исполком и в сентябре 1991 г. получили разрешение на пристройку двух боксов с планом, в котором было указано точное место постройки боксов. Этот план был согласован с руководством ПМК-<данные изъяты>. В том же году началось возведение гаражей. В 1992 г. гаражи были построены. Строительство велось открыто, стройматериалы закупались в ПМК-<данные изъяты>. Позже предприятие подключило их к электроснабжению. Летом 1993 г. Ж. продал свой гараж Шелонникову С.Ю. О том, что надо было отводить землю под постройку гаража они не знали, так как полагали, что имеют необходимые документы на постройку гаража. В 90-х годах гаражи в эксплуатацию не вводились, так как ничего не мешало им пользоваться гаражами. В 2000-х годах у них начались трения с ЗАО «Беломорская ПМК», которое стало использовать в качестве магазина здание склада, к которому пристроены гаражи. Он пытался ввести гараж в эксплуатацию, обращался в администрацию района, но им было предложено сначала решить вопрос с землей с ЗАО «Беломорская ПМК». Последнее добровольно землю не отдает.
Ответчик (истец) Шелонников С.Ю. в судебном заседании исковые требования ЗАО «Беломорская ПМК» не признал, и поддержал свои исковые требования, дав пояснения по существу дела аналогичные пояснениям Шелонникова И.Ю., уточнив при этом, что свой гаражный бокс он приобрел в 1993 г. у Ж., незадолго до его смерти. В тот период строительство гаражей и жилых домов производилось на основании разрешения на строительство. Отвод земли не производился. Таким же образом он построил себе дом. Поэтому он не сомневался в законности прав на постройку гаражей.
В судебном заседании представитель третьего лица АМО «Беломорский муниципальный район» К. пояснила суду, что она поддерживает требования Шелонниковых о признании за ними прав на гаражные боксы. В 1991 г. основным документом на постройку гаража являлось разрешение, выданное отделом архитектуры горисполкома. Такое разрешение было получено. Беломорское отделение Головного хозрасчетного проектно-производственного архитектурно-планировочного бюро при Госстрое было выполнен проект с указанием места расположения гаражей. Земля находилась в пользовании треста «С.», но начальник ПМК-<данные изъяты> не возражал против постройки гаражей на их территории, что подтверждается его подписью. На тот момент территория, занятая гаражами, не нужна была ПМК-<данные изъяты>. В целом возведенные гаражи соответствуют тем требованиям, что перечислены в «разрешении» на постройку. Позже при передаче земли в собственность ЗАО «Беломорская ПМК» были нарушены права Шелонниковых, так как они не были привлечены для участия в проведении межевания границ земельного участка.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования ЗАО «Беломорская ПМК» и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Согласно архивной справки № от ХХ.ХХ.ХХХХ ПМК-<данные изъяты> входило в государственное предприятие трест «С.» и с ХХ.ХХ.ХХХХ ему был отведен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. под прирельсовый склад и бетонно-растворный завод (Решение Исполкома Беломорского горсовета от ХХ.ХХ.ХХХХ)
На основании Распоряжения Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом № от ХХ.ХХ.ХХХХ трест «С.» был реорганизован путем разделения имущества треста и образовании на его основе двух государственных предприятий с правом юридического лица: ГП «С.» и ГП «Б.».
В 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» ГП «Б.» было реорганизовано в АО «Беломорская ПМК» на основании распоряжения Государственного комитета РК по управлению государственной собственностью № от ХХ.ХХ.ХХХХ г. Новая форма предприятия зарегистрирована Распоряжением мэра Беломорского района № от ХХ.ХХ.ХХХХ г.
Распоряжением мэра города Беломорска № от ХХ.ХХ.ХХХХ в постоянное пользование АО «Беломорская ПМК» переданы земельные участки, в том числе промышленной базы <адрес> площадью <данные изъяты> га.
Распоряжением главы самоуправления Беломорского района № от ХХ.ХХ.ХХХХ были уточнены границы промышленной зоны АО «Беломорская ПМК» и ей был передан дополнительный земельный участок площадью <данные изъяты> га. Из схемы земельного участка, приложенной к распоряжению следует, что боксы гаражей Шелонникова С.Ю. и Шелонников И.Ю. получили свое схематическое отражение и расположены на территории, закрепленной за АО «Беломорская ПМК».
На основании договора купли-продажи земельных участков от ХХ.ХХ.ХХХХ и распоряжения главы самоуправления Беломорского района № от ХХ.ХХ.ХХХХ в собственность ЗАО «Беломорская ПМК» передан земельный участок площадью <данные изъяты> га <адрес> (переданный ранее в пользование).
Распоряжением главы местного самоуправления Беломорского района № от ХХ.ХХ.ХХХХ был утвержден проект границ земельного участка ЗАО «Беломорская ПМК», расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. На плане земельного участка (кадастровый номер №) гаражи возведенные Шелонниковыми, находятся на территории земельного участка ЗАО «Беломорская ПМК».
Как следует из Разрешения на пристройку двух боксов от ХХ.ХХ.ХХХХ (далее «Разрешение»), выданного главным архитектором района А., Шелонникову И.Ю. и Ж. разрешалось произвести строительство вставки из 2-х боксов для хранения автотранспорта, между зданиями материального склада и зданием проходной базы ПМК-<данные изъяты>. Строительство должно было вестись с учетом требований администрации ПМК-<данные изъяты>. Беломорским отделением Головного хозрасчетного проектно-производственного архитектурно-планировочного бюро при Госстрое КАССР был составлен проект размещения гаражей, согласованный с главным архитектором А., начальником ОГПН и ПО Беломорского РОВД Ч. и начальником ПМК-<данные изъяты> треста «С.» К.
Согласно накладных на отпуск товаров на имя Шелонникова И.Ю. и Ж. на имя последних в период с 1991 по 1993 г.г. отпускался силикатный кирпич, цемент, шунгизит и шлак.
Из свидетельства о смерти № следует, что Ж. умер ХХ.ХХ.ХХХХ г.
Свидетель Ж. пояснила суду, что ее муж - Ж., в начале 90-х годов получил разрешение на постройку гаража и строил гаражи вместе с Шелонниковым И.Ю. у проходной ПМК. Муж умер в 1993 г. Незадолго до своей смерти муж продал гараж Шелонникову.
Как следует из сообщений начальника Беломорского отдела УФСГРКК по РК от 24.11.2010 г. и директора МУ «Архив Беломорского района» в указанных организациях отсутствуют документы об отведении земельных участков Шелонникову С.Ю. и Шелонникову И.Ю. под строительство гаражей в районе Беломорской ПМК.
12.02.2002 г. Шелонников И.Ю. обращался с заявлением к Главе местного самоуправления МО «Беломорский район» по вопросу принятия в эксплуатацию завершенного строительством объекта - гаража. 02.12.2002 г. он получил ответ, в котором ему предлагалось сначала решить вопрос с отведением земельного участка под гараж.
На момент получения «разрешения» на строительство гаражей отношения между сторонами регулировались Гражданским Кодексом РСФСР, принятым в 1964 г. По смыслу норм ст.109 и 110 ГК РСФСР, регулирующих сходные отношения по самовольной постройке гражданами жилого дома, предусматривалось, что для возведения постройки должен был быть заключен договор о предоставлении гражданину в бессрочное пользование земельного участка под строительство. В случае расторжения договора на предоставление земельного участка под застройку, для размещенных на нем строений предусматривались те же последствия, что и для построек возведенных без разрешения, т.е. возведение постройки без получения прав на земельный участок являлось самовольной постройкой.
30.05.1991 г. вступил в силу Земельный Кодекс РСФСР. Частью 2 ст.7 ЗК РСФСР было установлено, что земельные участки под постройку гаражей гражданам РСФСР предоставляются в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Указанная норма фактически дублировала действовавшую с 1990 г. норму ст.6 Закона РСФСР «О земельной реформе».
С 01.01.1995 г. вступил в силу и действует до настоящего времени ГК РФ. Части 1 и 2 статьи 222 ГК РФ предусматривают, что строение или сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившем ее лицом либо за его счет.
В судебном заседании установлено, что в сентябре 1991 г. Шелонников И.Ю. и Ж. (правопреемником которого является Шелонников С.Ю.) получили от архитектора района разрешение на возведение вставки из 2-х боксов для хранения автотранспорта между зданиями ПМК-<данные изъяты> треста «С.» на территории, которая находилась в бессрочном пользовании у указанного государственного предприятия. Руководство предприятия на тот момент не возражало против строительства, что подтверждается подписью начальника ПМК-<данные изъяты>.
В период получения «Разрешения» действовали нормы ГК РСФСР (ст.ст.109 и 110) и Земельного Кодекса РСФСР (ст.7 ), в соответствии с которыми возведение гражданами гаражей было возможно после отведения им земельных участков на праве пожизненного пользования или аренды. Для этого компетентный орган (исполком Совета народных депутатов - ст.19 и 20 ЗК РСФСР) должен был вынести решение об изъятии земельного участка у ПМК-<данные изъяты> треста «С.» и передаче его под застройку гаражей. Указанное обстоятельство подтвердили свидетели А. и Л. Такое решение не принималось. В связи с этим, возведение гаражей в 1991 и 1992 г.г. без выделения под эти цели земельного участка являлось не допустимым, и не порождало каких-либо прав у лиц, ее осуществивших.
В 1992 и 1993 г. ПМК-<данные изъяты> треста «С.», в чьем пользовании находился участок, преобразовалась в самостоятельное государственное предприятие, а затем в акционерное общество. Последнее получило всю производственную базу и земельный участок в постоянное пользование (1994 г.), а затем в собственность (1997). Из представленных в судебное заседание схем земельного участка следует, что участок под гаражами всегда относился к землям производственной базы предприятия.
Суд отмечает, что при передаче земельного участка в пользование и в собственность ЗАО «Беломорская ПМК» не надлежащим образом соблюдались требования о проведении межевания границ участка, а именно Шелонников С.Ю. и Шелонников И.Ю. не привлекались для участия в межевании. Однако учитывая, что действовавшие в тот период нормы права не закрепляли приоритетных прав на земельный участок за Шелонниковым С.Ю. и Шелонниковым И.Ю., данное обстоятельство не является существенным для настоящего спора, так как их участие в межевании не влекло за собой возникновения прав на спорный земельный участок.
Со своей стороны Шелонников С.Ю. и Шелонников И.Ю. не принимали мер для оформления своих прав на земельный участок и около 10 лет не принимали мер к вводу их в эксплуатацию.
Как на момент постройки гаражных боксов (1991-1993 г.), так и в настоящее время гаражные боксы, возведенные на земельном участке не отведенном под эти цели в установленном порядке, являются самовольными постройками и не порождают каких-либо прав у Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю. В связи с этим, на основании абз.1 ч.2 ст.222 ГК РФ, требования Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю. о признании за ними прав на объекты незавершенного строительства (гаражные боксы) не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
В силу абз.2 ч.2 ст.222 ГК РФ, суд удовлетворяет исковое требование собственника земельного участка ЗАО «Беломорская ПМК» и обязывает Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю. снести вставки для хранения автотранспорта, возведенные ими между зданием склада (в настоящее время магазина) и проходной на территории производственной базы ЗАО «Беломорская ПМК» по адресу: <адрес>.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ, с Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю. в пользу ЗАО «Беломорская ПМК» подлежат взысканию судебные издержки, связанные с уплатой госпошлины при подаче иска в равных долях по <данные изъяты> рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ЗАО «Беломорская ПМК» удовлетворить.
Обязать Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю. снести вставки для хранения автотранспорта, возведенные между зданиями ЗАО «Беломорская ПМК» по адресу: <адрес>.
Взыскать с Шелонникова С.Ю. и Шелонникова И.Ю. в пользу ЗАО «Беломорская ПМК» судебные расходы в размере по <данные изъяты> рублей с каждого.
В удовлетворении исков Шелонникову С.Ю. и Шелонникову И.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Сидоров А.А.