Решение о признании права собственности на жилой дом от 02.08.2011 г.



Дело № 2 - 233/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2011 года        г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия

в составе: председательствующего судьи Сидорова А.А.,

при секретаре Павлюк Н.Н.,

с участием истцов Богдановой Н.С. и Шутова И.И., представителя ответчика П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богдановой Н.С. и Шутова И.И. к АМО «Беломорский муниципальный район» о признании права собственности на жилой дом,

у с т а н о в и л:

Богданова Н.С. и Шутов И.И. обратились в суд с иском к АМО «Беломорский муниципальный район» и Чалкиной З.Т. по тем основаниям, что в ХХ.ХХ.ХХХХ г. БГТ предоставил их матери Б. в пользование квартиру в одноэтажном трехквартирном доме по адресу: <адрес>. ХХ.ХХ.ХХХХ г. их мать умерла. Они и их семьи до настоящего времени продолжают проживать в указанном доме. Кроме них в доме оставалась проживать лишь Чалкина З.Т., которую медицинские работники увезли в дом престарелых. Остальные жильцы дома с ХХ.ХХ.ХХХХ г. были сняты с регистрационного учета по указанному адресу и выехали по другим адресам проживания.

После отъезда соседей, они владеют и пользуются всеми помещениями дома, поддерживают их в надлежащем санитарно-техническом состоянии, производят ремонт, обеспечивают сохранность дома.

Собственник дома - БГТ был ликвидирован ХХ.ХХ.ХХХХ г., однако он не передал дом муниципалитету либо в собственность жильцов, поэтому в настоящее время дом не имеет собственников.

Они открыто и непрерывно пользуются и владеют спорным домом на протяжении более 15 лет и считают, что на основании ч.3 ст.218 и ч.1 ст.234 ГК РФ приобрели право собственности на дом в силу приобретательной давности.

Они просили признать за каждым из них право собственности на 1/2 долю дома по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истцы Богданова Н.С. и Шутов И.И. заявленные требования поддержали, пояснив, что кроме них и членов их семей в спорном доме никто не проживает. Они следят за состоянием всех помещений в доме. Дом старый и требует большого ремонта. Однако нести затраты на ремонт дома в настоящее время для них не имеет смысла, так как они не обладают какими-либо правами на этот дом.

Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» П. не возражал против заявленного иска, пояснив, что спорный дом не передавался в собственность муниципалитета. Ранее дом принадлежал БГТ.

Ответчик Чалкина З.Т. в судебное заседание не явилась. Согласно справки ОЗАГС Беломорского района Чалкина З.Т. умерла ХХ.ХХ.ХХХХ г.

Представитель Управления ФСГРКиК по РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, представили отзыв, в котором указали, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права на дом <адрес>. Они не возражали против удовлетворения иска.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд удовлетворяет заявленный иск.

Согласно ч.3 ст.218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника…

В силу ч.1 ст.234 ГК РФ, лицо - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Согласно ч.ч.1 и 3 ст.244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Согласно ч.1 ст.245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

Дом <адрес> является одноэтажным каркасно-засыпным зданием общей площадью <данные изъяты> кв. метра. Право собственности на указанный дом было зарегистрировано за БГТ на основании решения Исполкома Беломорского райсовета от ХХ.ХХ.ХХХХ г. Указанные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом дома, справкой ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и регистрационным удостоверением от ХХ.ХХ.ХХХХ г.

БГТ (ранее БОК) образовался ХХ.ХХ.ХХХХ г. и был ликвидирован ХХ.ХХ.ХХХХ г. на основании распоряжения Главы администрации Беломорского района от ХХ.ХХ.ХХХХ г., что подтверждается архивной справкой от ХХ.ХХ.ХХХХ г.

Дом <адрес> в муниципальную собственность не передавался, начисление коммунальных услуг по указанному дому не производится, на обслуживании в МП «Ж.» дом не состоит, права на земельный участок на котором расположен дом, не зарегистрированы, что следует из справок администрации Беломорского городского поселения, МП «Ж.», ООО «Э.» и ФБУ «Кадастровая палата» по РК.

Истец Шутов И.И. зарегистрирован проживанием в доме <адрес> с ХХ.ХХ.ХХХХ г. по настоящее время. Истица Богданова Н.С. зарегистрирована проживанием по указанному выше адресу с ХХ.ХХ.ХХХХ г. по настоящее время, что подтверждается записями в домовой книге и справками отдела УФМС по Беломорскому району. Вместе с истцами в доме зарегистрированы члены их семей: <данные изъяты>. Иных граждан, зарегистрированных в качестве проживающих в доме, не имеется, что следует из содержания домовой книги и справок АМО «Беломорское городское поселение».

Свидетели Ф. и Ф. пояснили суду, что они были зарегистрированы и проживали в доме <адрес> до ХХ.ХХ.ХХХХ г. Этот дом из административного здания был приспособлен под жилое. Они были вселены туда БГТ. После ликвидации БГТ за этим домом никто не ухаживал, кроме проживавших в нем жильцов. Они выехали из этого дома после того, как построили собственный. Они знают, что Богданова Н.С. и Шутов И.И. проживали в доме ранее и проживают в нем до настоящего времени.

Свидетели Л., Ш. и Л. пояснили суду, что истцы были вселены в дом <адрес> вместе со свой матерью Б.. С ХХ.ХХ.ХХХХ годов в доме проживают только Богданова Н.С. и Шутов И.И., а также их несовершеннолетние дети. Богданова Н.С. и Шутов И.И. производят текущий ремонт конструкций дома, поддерживают его в необходимом санитарном состоянии.

В судебном заседании установлено, что ХХ.ХХ.ХХХХ г. был ликвидирован БГТ, который являлся собственником дома <адрес>. В ходе ликвидации указанного выше юридического лица право собственности на дом иным лицам в установленном порядке не передавались. Однако в доме проживали и проживают до настоящего времени истцы Шутов И.И. и Богданова Н.С., которые на протяжении более 15 лет добросовестно открыто и непрерывно пользовались домом, осуществляли его текущий ремонт. Таким образом, в соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ истцы приобрели право собственности на дом в силу приобретательной давности. Требование истцов о признании их права собственности на дом является обоснованным и подлежит удовлетворению на основании абз.2 ст.12 ГК РФ.

Учитывая, что дом является неделимым имуществом, на основании ч.3 ст.244 и ч.1 ст.245 ГК РФ, суд признает за каждым из истцов право на 1/2 долю этого дома.

Право долевой собственности истцов на дом подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для чего Богдановой Н.С. и Шутову И.И., после вступления настоящего решения в законную силу, необходимо в установленном порядке обратиться в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК для регистрации своего права.

Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Признать за Богдановой Н.С. право собственности на 1/2 долю одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Шутовым И.И. право собственности на 1/2 долю одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 (десяти) дней через Беломорский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья        А.А. Сидоров