№ 11-19/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 октября 2010 года Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего Омелько Л.В.,
при секретаре Филипповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Белокурихи на решение мирового судьи судебного участка г. Белокурихи от 01 сентября 2010 г. по иску прокурора города Белокурихи в интересах ФИО1 к администрации города Белокурихи о признании права владения и пользования земельным участком
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Белокурихи обратился в суде с иском в интересах ФИО1 о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м., расположенный в г.Белокурихе, примерно в 3 100 м. по направлению на северо-восток от ориентира ..., обосновывая требования тем, что в 1991 году ФИО1 был выделен указанный земельный участок который расположен в СОО «Радуга» для использования под сад-огород, которым она до настоящего времени открыто и непрерывно пользуется.
В судебном заседании, истица ФИО1 и прокурор г.Белокурихи исковые требования уточнили, просили суд признать за ФИО1 право владения и пользования названным земельным участком.
Решением мирового судьи судебного участка г.Белокурихи, исковые требования прокурора города Белокурихи, действующего в интересах ФИО1 удовлетворены, за ФИО1 признано право владения и пользования земельным участком, площадью 1000 кв.м. + 55 кв.м., в СОО «Радуга», с кадастровым номером N, расположенный примерно в 3 100 м. по направлению на северо-восток от ориентира ..., с администрации города Белокурихи взыскана государственная пошлина в пользу местного бюджета в размере 974 рубля 90 копеек.
Не согласившись с решением мирового судьи, администрация города Белокурихи подала в суд апелляционную жалобу отменить по тем основаниям, что правоустанавливающие документы на земельный участок ФИО1 не оформляла ранее по независящим от администрации города причинам, в связи с чем, в настоящее время иск не может быть удовлетворен. Кроме того, в силу п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, администрация органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, о чем подала заявление.
Помощник прокурора города Белокурихи Абашев С.Н., с доводами апелляционной жалобы в части взыскания государственной пошлины согласился, в части возражений по существу иска не согласился, полагает, что признание права владения и пользования земельным участком повлечет для ФИО1 возникновение преимущественного права аренды на спорный земельный участок.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора города Белокурихи Абашева С.Н. суд приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы и считает необходимым решение мирового судьи судебного участка г.Белокурихи отменить в полном объеме и вынести новое решение.
В соответствии со ст. 84 ЗК РСФСР, от 01.07.1970 года, земельные участки в городах предоставляются в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов.
Предприятия, организации и учреждения из закрепленных за ними земель могут по решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов предоставлять земельные участки во временное пользование для культурно-бытового обслуживания, сельскохозяйственных и других целей.
В п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков органами местного самоуправления осуществляется в настоящее время в соответствии с положениями ст. ст. 30-39 ЗК РФ.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Из п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001) следует, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В судебном заседании установлено, что 25 декабря 1991 года, на основании решения Белокурихинского городского Совета народных депутатов «Об изъятии и предоставлении земельного участка объединению «Алтайкурорт» под садово-огородное общество «Радуга», земельный участок пашни 77,8 га, пастбища - 4,2 га. изъят из земель совхоза «Пригородный» и предоставлен садово-огородному обществу «Радуга» л.д. 21).
Согласно первичному списку физических лиц-плательщиков земельного налога в границах земель г.Белокурихи садово-огородного общества «Радуга» ФИО1 значится под номером 19 л.д. 22).
Как следует из информации Межрайонной ИФНС № 3, в период времени с 2000 по 2009 год ФИО1 являлась плательщиком земельного налога на земельный участок с кадастровым номером N л.д. 10).
Однако из пояснений помощника прокурора города Белокурихи Абашева С.Н., сведений администрации города Белокурихи л.д. 20), следует, что СОО «Радуга» в настоящее время не действует.
Кроме того, из анализа имеющихся в материалах гражданского дела документов следует, что ФИО1 производила оплату земельного налога в период времени с 2000 по 2009 год на земельный участок с кадастровым номером N, в то время как просила суд признать за ней право владения и пользования земельным участком с кадастровым номером N, выделенным ей в 1991 году.
Истица полагает, что признание за ней права владения и пользования земельным участком, будет являться основанием для регистрации ее права собственности на спорный земельный участок в силу положений ч. 2 ст. 59 ЗК РФ.
Помощник прокурора города Белокурихи Абашев С.Н. в судебном заседании пояснил, что признание права владения и пользования земельным участком повлечет для ФИО1 возникновение преимущественного права заключения договора аренды этого земельного участка.
В соответствии со ст. 25.2 Закона № 122-ФЗ, от 21.07.1997г. (в ред. от 17.06.2010г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
По смыслу п. 2 ст. 25.2 названного Закона, если при государственной регистрации права собственности основанием является акт о предоставлении гражданину земельного участка (распоряжение, постановление и т.п.) или свидетельство о праве гражданина на земельный участок, то такой документ должен быть издан (выдан) уполномоченным органом в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания (выдачи) такого документа на момент его издания (выдачи). Несмотря на то, что данный пункт не устанавливает аналогичного требования относительно иных, не названных в нем документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на соответствующий земельный участок, достаточно очевидно, что в любом случае представляемый при государственной регистрации права собственности на земельный участок документ должен быть оформлен (издан, выдан) с соблюдением действовавшего на день его оформления (издания, выдачи) законодательства. Ибо незаконность оформления (издания, выдачи) документа исключает возможность подтверждения им юридического факта существования права, и соответственно такой документ не может рассматриваться в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок. При этом следует обратить внимание, что в данном случае речь должна идти о законодательстве, действовавшем именно на день оформления (издания, выдачи) документа, поскольку п. 2 ст. 25.2. названного Закона, не обращается в этой части непосредственно к законодательству Российской Федерации в отличие от того, как это сделано в п. 1 ст. 17 Закона: "иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав".
Из пояснения сторон и материалов дела следует, что нормативные акты о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ФИО1, в т.ч. государственные акты, не выносились. Документы свидетельствующие об отводе земельного участка СОО «Радуга», установлении границ земельного участка, межевании - отсутствуют.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Действующий Земельный кодекс РФ не предусматривает регистрации такого права как право владения и пользования земельным участком.
Из изложенного следует, что признание права владения и пользования земельным участком, для истицы ФИО1 не повлечет возникновения юридических последствий, а именно не будет являться основанием для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании права владения и пользования земельный участком с кадастровым номером N за ФИО1
Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика об освобождении органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, поскольку данная позиция изложена в п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка г.Белокурихи, от 01 сентября 2010 года, отменить и вынести новое решение.
Исковые требования прокурора города Белокурихи в интересах ФИО1 о признании права владения и пользования земельным участком, оставить без удовлетворении.
Решение Белокурихинского городского суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В.Омелько