Решение по иску о взыскании денежной компенсации



Дело 11-30/2012

Апелляционное определение

12 октября 2012 года                                                               г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего, судьи Черниковой И.А.

при секретаре Ворожцовой О.И.

с участием сторон:

помощника прокурора города Белокурихи Лихторовича А.А.,

представителя ответчика - Управление социальной защиты населения по городу Белокуриха - Шеболдиной И.В., действующей на основании доверенности от 14.09. 2012 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления социальной защиты населения по городу Белокурихе на решение мирового судьи судебного участка г. Белокурихи от 09.08.2012 г., гражданское дело по иску прокурора города Белокурихи в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ОАО «ФИО10», филиалу ОАО «ФИО11» «ФИО12» о признании бездействий незаконными и взыскании денежной компенсации льготы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Белокурихи обратился в суд в интересах Клишиной В.О. с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ОАО «ФИО13», филиалу ОАО «ФИО14» «ФИО15 сети» о признании незаконными действия ОАО «ФИО16» по начислению Клишиной В.И. денежного эквивалента льготы по оплате услуг электроснабжения в размере 50%, исходя из норматива потребителя 50кВт/ч. Просил обязать ОАО «ФИО17» произвести Клишиной В.И. перерасчет денежного эквивалента 50% льготы за электроснабжение, исходя из норматива потребления 169 кВт/ч до 31.07.2010г., 266 квт/ч с 01.08.2010г., за период с апреля 2010г по декабрь 2010 года, с января по декабрь 2011г., с января по март 2012г. Взыскать с Управления социальной защиты населения по г.Белокурихе в пользу Клишиной В.И. компенсацию не предоставленной льготы по оплате потребленной электроэнергии за период с апреля 2010 года по февраль 2012 года в размере <данные изъяты> рублей. Обязать ОАО « ФИО18» рассчитывать Клишиной В.И. денежный эквивалент 50% льготы за электроснабжение исходя из норматива потребления, начиная с апреля 2012г. Обязать Управление социальной защиты населения по г.Белокурихе, произвести Клишиной В.И. назначение и выплату компенсации по оплате за электроснабжение в размере 50%, исходя из норматива потребления 169 кВт/ч до 31.07.2010г, 266 кВт/ч с 01.08.2010г. оплаты жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. Б<адрес> ( л.д. 2-5).

Решением мирового судьи судебного участка г. Белокурихи от 09.08.2012г. исковые требования прокурора удовлетворены частично, а именно: действия ОАО «ФИО19» по расчету ФИО1 денежного эквивалента льготы по оплате услуг электроснабжения в размере 50%, исходя из норматива 50кВт/ч признаны незаконными. ОАО «ФИО20» обязано рассчитывать Клишиной В.И. денежный эквивалент 50% льготы за электроснабжение, исходя из норматива потребления, начиная с апреля 2012 года. С Управления социальной защиты населения по г.Белокурихе в пользу Клишиной В.И., проживающей в <адрес>, ул. Б<адрес>, взыскана компенсация по льготе на оплату потребленной электрической энергии за период с апреля 2010 года по март 2012 года в размере <данные изъяты> копейки, из средств краевого бюджета, через Управление Главалтайсоцзащиты. В остальной части исковых требований прокурору <адрес> отказано. С ОАО «ФИО21» в пользу местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> ( л.д. 37- 39).

Не согласившись с решением мирового судьи, И.о. начальника Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе Шеболдина И.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи судебного участка г. Белокурихи от 09.08.2012 г. по иску прокурора г. Белокурихи в интересах Клишиной В.И. о взыскании компенсации по льготе на оплату потребленной электрической энергии за период с апреля 2010 г. по март 2012 г. в размере <данные изъяты> копейка, из средств краевого бюджета, через Управление Главалтайсоцзащиты. В обоснование своих доводов Шеболдина И.В. указывает, что действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями-поставщиками услуг, на основании чего просит исключить Управление социальной защиты населения по г. Белокурихе из числа ответчиков и привлечь к участию в деле в качестве третьего лица. Расчет суммы недополученной компенсации расходов на оплату электроэнергии является неверным. При расчете суммы оплаты, следует учитывать тариф в размере <данные изъяты> руб./кВт, в ноябре 2011 года истице выплачена сумма <данные изъяты> рублей, однако прокурором учтена сумма - <данные изъяты>., соответственно размер недополученной компенсации за период, заявленный прокурором, с 01.04.2010г. по 31.03.2012г. составляет <данные изъяты>., вместо -<данные изъяты>.( л.д. 56-57).

В судебном заседании представитель ответчика Шеболдина И.В., на удовлетворении доводов апелляционной жалобы настаивала, по изложенным в ней основаниям. Просила решение суда отменить, принять новое решение о выплате Клишиной В.И. недополученной компенсации расходов на оплату электроэнергии за период, заявленный прокурором, с 01.04.2010г. по 31.03.2012г., в размере <данные изъяты> рублей 58копеек.

Истица Клишина В.И. в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть жалобу без ее участия.

В судебном заседании 09.08.2012 г. помощник прокурора г. Белокурихи Лихторович А.А. просил учесть доводы апелляционной жалобы, учесть тариф за электроснабжение - <данные изъяты> руб/кВт, вместо <данные изъяты> руб/кВт с февраля 2011 г. по январь 2012 г., а так же      выплаченную компенсацию <данные изъяты> рублей, вместо <данные изъяты> копеек. Изменить решение мирового судьи,      признать, что сумма компенсации фактически недополученной истцом составляет <данные изъяты> копеек.

Представитель ответчика - открытого акционерного общества «ФИО23» Черепанова О.Л. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица - главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представитель филиала ОАО «ФИО24» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В порядке     ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд, находит решение мирового судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.

Клишина В.И., согласно постановления администрации Алтайского края № 71 от 02.03.2010г., является ветераном труда Алтайского края, что подтверждается удостоверением установленного образца серии Т , выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), зарегистрирована и одна проживает в трехкомнатной квартире, оборудованной электроплитой, в многоквартирном доме с лифтом, по адресу: <адрес>, ул. <адрес> (л.д. 9, 14). Является собственником квартиры в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности (л.д.11).

Согласно п. "ж" ч. 1, ч. 3 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии со ст. 22 Федерального Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее ФЗ «О ветеранах») меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 ФЗ «О ветеранах»). Начиная с 1 января 2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Согласно ст. 3 Закона Алтайского края от 15.04.2005г. № 24-ЗС «О присвоении звания Ветеран труда Алтайского края» - лица, удостоенные звания "Ветеран труда Алтайского края", получают право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда законом Алтайского края от 03.12.2004г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", п. 4 ч. 1 ст. 3 которого установлено, что ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в жилом помещении, в том числе электроснабжения - в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных услуг по доставке топлива.

Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяются главой администрации Алтайского края» (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС), в соответствии с п. 19 Постановления администрации Алтайского края от 01.08.2006 N 327 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В соответствии с законом Алтайского края от 27.12.2007г № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещений и коммунальных услуг.

Порядок определения размера названных компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".

Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потреблений коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» с изменениями, внесенными Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 01.04.2009г. № 14, действующим до 01.08.2010г. и Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010г. № 22 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» установлены нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. Суммы данной компенсации, согласно ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27.12.2007г № 156-ЗС, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации - поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Судом первой инстанции установлено, что согласно расчету, произведенному ОАО «ФИО25» после обращения прокурора с иском в суд, сумма денежной компенсации льготы, недополученной Клишиной В.И. по вине организации - поставщика услуг за период с апреля 2010г. по март 2012г., составляет <данные изъяты> копейки.

С августа 2010 г. норматив потребления электроэнергии, согласно решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010г. № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», исходя из характеристик жилого помещения истца, составляет 266 кВт/ч.

Применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 50 кВт/час до обращения прокурора в суд с иском в интересах Клишиной В.И., противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, в связи с чем, мировым судьей судебного участка г.Белокурихи правильно сделан вывод о том, что действия ОАО «ФИО26» по расчету суммы компенсации истице, следует признать незаконными, а также, в решении правильно указано, что начиная с апреля 2012года, следует рассчитывать Клишиной В.И. денежный эквивалент льготы за электроснабжение, исходя из норматива потребления, установленного Главным управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы ответчиком ОАО «ФИО27» предоставлены расчеты суммы фактически выплаченной и суммы недополученной компенсации, которыми установлено, что имело место ошибочное начисление компенсации за ноябрь 2011 г., а именно: согласно карточки начисления льгот по ЕДК, ошибочно начислена сумма оплаты компенсации в размере <данные изъяты> рублей, тогда как следовало начислить всего <данные изъяты> копейку. За указанный месяц сумма <данные изъяты> копеек излишне перечислена Клишиной В.И. (л.д.74, 81). Согласно расчетам ОАО «ФИО28» размер невыплаченной истице компенсации за период с апреля 2010 г. по март 2012 г. должен составлять <данные изъяты> копейки (л.д.74-80).

В соответствии с п. 16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г., № 126 (далее по тексту Правила), денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

В предоставленном ОАО «ФИО29» расчете суммы недополученной компенсации истицей за период с апреля 2010 г. по март 2012 г., ответчиком не учтена фактически оплаченная сумма истицей за март 2010г. - предшествующему месяцу (апрелю 2010г.), в котором Управлением социальной защиты населения по г.Белокурихе Клишиной В.И. осуществлена выплата компенсации из расчета: доля оплаты - <данные изъяты>; предел по нормативу - <данные изъяты>; верный размер компенсации <данные изъяты>; фактически выплаченная компенсация - <данные изъяты>, недоплата - <данные изъяты> руб., что подтверждается копией лицевого счета получателя компенсации расходов на оплату коммунальных услуг Клишиной В.И., предоставленного управлением социальной защиты населения по г. Белокурихе (л.д.17-18, 46-49) и предоставленным Управлением Главалтайсоцзащиты расчетом недополученной коменсации (л.д.42-45).

В соответствии с информацией, представленной Алтайкрайэнерго, в квартире Клишиной В.И. оплата производится по тарифам: с апреля 2010 г. по декабрь 2010 г. - <данные изъяты> рублей за 1 кВт/час., с января 2011 г. по декабрь 2011 г. <данные изъяты> руб. за 1 кВт/час., с января 2012 г. по март 2012 г. - <данные изъяты> рублей за 1 кВт/час. (л.д. 76-81)

Таким образом, суд соглашается с расчетом недополученной Клишиной В.И. компенсации по льготе на оплату потребленной электрической энергии за период с апреля 2010 года по март 2012 года, предоставленным Управлением социальной защиты населения по г. Белокурихе, равным <данные изъяты> копейкам.

В соответствии с ч.7 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г № 156-ЗС, размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки (льгот) по каждой потребляемой гражданином жилищно- коммунальной услуге, определенных в размере 50 процентов оплаты, внесенной гражданином за месяц, предшествующий начислению компенсации. Денежные эквиваленты рассчитываются организациями-поставщиками услуг и передают суммы денежных эквивалентов органам социальной защиты населения в срок до 12 числа текущего месяца.

Согласно части 8 статьи 4 этого же Закона денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации - поставщики услуг). Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями - поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.

Согласно пункту 37 Правил ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. В соответствии с Правилами, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного орган (п.31). Финансирование осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый период (п.32). Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно предоставленным заявкам (п. 33). Контроль за целевым расходованием средств осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и социальной защиты населения (п.39). Между тем, мировым судьей при подсчете размера недополученной компенсации не учтена ошибка расчета ОАО «ФИО30» фактически полученной компенсации ФИО1, а именно за ноябрь 2011 г. учтена сумма <данные изъяты> рублей, тогда как Клишиной В.И. подлежало перечислить компенсацию за указанный месяц в сумме <данные изъяты> копейку, сумма <данные изъяты> копеек излишне перечислена Клишиной В.И., не учтена сумма невыплаченной компенсации (март-апрель 2010 г.) в размере - <данные изъяты> копейки. Соответственно компенсация по льготе на оплату потребленной электроэнергии за период с апреля 2010 года по март 2012 года, равна <данные изъяты> копеек.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что социальные права Клишиной В.И. как ветерана труда нарушены, суд считает необходимым взыскать в ее пользу с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе компенсацию по льготе на оплату потребленной электроэнергии за период с апреля 2010 года по март 2012 года, в сумме <данные изъяты> копек., за счет денежных средств из краевого бюджета, через Управление Главалтайсоцзащиты.

В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Так как фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно и не требуется собирания новых доказательств, суд считает возможным изменить решение, взыскав с Управления социальной защиты населения по городу Белокуриха в пользу Клишиной В.И. компенсацию по льготе на оплату потребленной электроэнергии за период с апреля 2010 года по март 2012 года, в сумме <данные изъяты> копеек, в остальной части решения оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка г. Белокурихи от 09 августа 2012 г. изменить в части размера взыскиваемой суммы.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе в пользу ФИО1, проживающей в <адрес>, <адрес>, компенсацию по льготе на оплату потребленной электроэнергии за период с апреля 2010 года по март 2012 года, в сумме <данные изъяты> копеек, из средств краевого бюджета, через Управление Главалтайсоцзащиты.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка г. Белокурихи оставить без изменения.

                                                                     

Судья Белокурихинского горсуда                                                       И.А.Черникова