Дело N
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дд. мм. года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего Черниковой И.А.
при секретаре Филипповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баевой Нины Алексеевны к администрации г.Белокурихи о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Решением Белокурихинского городского Совета народных депутатов Алтайского края от 25.12.1991 г., изъят из земель совхоза «Пригородный» и предоставлен земельный участок для коллективного садово-огородного общества «Связист».
Постановлением администрации г.Белокурихи от 31.05.2000 г. Баевой Н.А. дано разрешение на строительство дачного домика.
30.06.2010 г. Баева Н.А. обратилась в суд с иском о признании права собственности на земельный участок. В обоснование своих требований ссылалась на то, что в 1992 году, ей по заявлению был предоставлен земельный участок в садово-огородном обществе «Связист», как его члену, под сад-огород, расположенный в г.Белокурихе, примерно в 50 м по направлению на запад от ориентира ..., расположенного за пределами участка, общей площадью 1000 кв м, кадастровый номер 22:64:013201:9. Однако своевременно правоустанавливающие документы ей получены не были. С указанного времени по настоящий момент, на данном участке выращивала садовые и овощные культуры, следила за его состоянием, уплачивала земельный налог. 31.05.2000 г. ей было разрешено строительство дачного домика на этом участке. Своевременно возвести объект не удалось, муж умер, в настоящее время на участке находится фундамент. Просит признать право собственности на земельный участок, считая, что оно у нее имеется с 1992 года, но своевременно документы, подтверждающие право собственности оформлены не были. В настоящее время отсутствует иная возможность надлежаще оформить право собственности на земельный участок, так как на данный момент садово-огородническое общество «Связист» не осуществляет свою деятельность.
В судебном заседании Баева Н.А., ее представитель ФИО3 исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Полагают, что право собственности на участок возникло с 1992 года, при выделении ей участка в собственность. В обоснование своих требований ссылаются на список плательщиков земельного налога, где указан вид права- собственность 2004 г., выданный сотрудниками Росреестра, на копию списка членов садово-огороднического товарищества « Связист», за подписью и.о. председателя СОТ «Связист», плана границ земельного участка N с кадастровым номером N, выданного комитетом по земельным ресурсам, квитанциями об уплате земельного налога.
Представитель администрации г.Белокурихи ФИО4 с иском не согласна, указав, что на основании ст. 7 Земельного Кодекса РФ в редакции 25.04.1991 г. земельные участки бесплатно передавались в собственность граждан для садоводства - все ранее предоставленные, а так же вновь предоставленные для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли. Оспариваемый участок к таковым не относится, кроме того выделялся СОО «Связист» 25.12.1991г., т.е. после введения в действие ЗК. СОО « Связист» не было зарегистрировано, участок не был сформирован, кадастровый учет не проходил. Виду отсутствия у истицы документов подтверждающих передачу ей участка в собственность, а так же правовых оснований, просит в иске отказать.
Привлеченные определением суда от 10.08.2010 г. третьи лица Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Комитет по управлению имуществом г.Белокурихи в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, заслушав свидетелей ФИО6, ФИО5, подтвердивших о фактически пользовании земельным участком Баевой Н.А., изучив материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 28 ЗК РФ Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков органами местного самоуправления осуществляется в настоящее время в соответствии с положениями ст. ст. 30-39 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 28 ФЗ Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ
(ред. от 30.12.2008) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан » предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
На основании ст. 28 ФЗ Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ ( в редакции № 66- ФЗ от 15.04. 1998 г.) садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки.
На основании ст. 14 ФЗ № 66 в редакции 15.04.1998 г., после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земли общего пользования предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.
Таким образом, если садоводческому товариществу как юридическому лицу земля была предоставлена на праве срочного безвозмездного пользования, то передача земельных участков членам садоводческого товарищества по Федеральному закону от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" возможна двумя путями. Во-первых, безвозмездно, так как на момент оформления технической документации на право срочного безвозмездного пользования юридического лица сразу же могли быть переоформлены земельные участки гражданам в собственность в общем порядке в соответствии с действующим законодательством, т.е. за плату, либо бесплатно при наличии льгот. Это имело место с 15.04.98, т.е. с момента вступления в силу Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан". Во-вторых, местная администрация по Федеральному закону N 66-ФЗ сразу выделяла земельные участки членам садоводческого товарищества за плату в совместную собственность.
Правоустанавливающим документом для оформления права собственности гражданина на земельный участок является имеющийся у этого гражданина документ о предоставлении ему земли на соответствующем вещном праве, которое прекращается с момента государственной регистрации права собственности (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Из п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001) следует, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с Законом РСФСР от 23.11.1990г. № 374-1 «О земельной реформе», утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, в собственность гражданам могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства (статья 4). При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов (статья 8). Приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок (статья 9).
В период с 1991 г. до 30 октября 2001 г. право граждан на получение в собственность земельных участков предусматривалось так же ст.ст. 7, 11, 30 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 г.
При этом, согласно статье 7 Земельного кодекса РФ от 25.04.1991 г., № 1103, которая действовала до 24.12.93, граждане имеют право на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для ведения садоводства. Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Бесплатно земельные участки передаются в собственность граждан для садоводства - все ранее предоставленные земельные участки, а так же вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
За плату земельные участки передаются в собственность граждан для садоводства при предоставлении для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Согласно п. 11 рекомендации Роскомзема от 11.08.1992 г.» По применению основных положений Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 23 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» земельные участки выделенные для коллективного садоводства, передаются в собственность граждан бесплатно на основании заявления граждан, подаваемых в правление садоводческого товарищества, которое направляет ходатайство и список членов товарищества в администрацию.
В соответствии с п. 14 Указа Президента РФ от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", вступившим в силу 02.01.1992, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно.
На основании п. 5 ст. 20 ЗК РФ, в редакции от 25.10.2001 г. ФЗ № 136, действующей до 30.06.2006 г.граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
При этом действующий ранее порядок предоставления гражданам земельного участка в собственность сохранен.
В частности, пунктом 3 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса.
Таким образом, подача гражданином в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления письменного заявления о предоставлении земельного участка в собственность предусматривалась законом в качестве обязательного условия для предоставления этому гражданину земельного участка в собственность.
Судом установлено, что решением Белокурхинского городского совета народных депутатов от 25.12.1991 г. изъят из земель совхоза « Пригородный» и предоставлен ГУС земельный участок, общей площадью 3,0 га пастбищ для коллективного садово-огродного общества « Связист». Этим же постановлением комитету по земельной реформе предложено произвести комплекс землеустроительных работ по установлению границ земельного участка на местности и выдать государственный акт на право пользования землей. Так же постановлено приступить к освоению земельного участка после установления границ на местности и в соответствии плана организации территории ( п. 2, 3)
Как следует из справки комитета по управлению имуществом № 797 от 24.08.2010 г., предоставленный участок сформирован надлежащим образом не был, кадастровый учет не проходил.
31.05.2000 г. постановлением администрации г.Белокурихи N /2, Баевой Н.А. разрешено строительство дачного домика (л.д.26) при этом документальные обоснования нахождения земельного участка в собственности СОО «Связист», как указано в данном постановлении, суду не представлены.
Сведения о регистрации садово-огородного общества « Связист» отсутствуют. Как следует из справки архивного отдела Администрации .... на постоянное хранение в архивный отдел администрации ... не передавались. Кроме того, как следует из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., по акту приема передачи дел государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства за 1992 -2009 г., согласно описям к ним, сведений о выделении земельных участков в садово-огороднических обществах, в том числе СОО « Связист», так же как и списков членов садово-огороднических обществ передано не было. Белокурихинский отдел не имеет документов о предоставлении земельного участка Баевой Н.А.
Исходя из справки МИФНС N по ..., садово-огородное общество « Связист» не зарегистрировано.
Из справки комитета по управлению имуществом следует, что спорный земельный участок относится к категориям земель- земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно Баевой Н.А. не предоставлялся. Кроме того, в указанном месте в 1991 г. земельные участки для садоводства в собственность граждан бесплатно не предоставлялись.
Так же в администрации ... заявления Баевой Н.А., поданного в правление садоводческого товарищества, с ходатайством общества и списком членов товарищества о передаче земельного участка в собственность не имеется.
Судом установлено, что земельный участок не входит в территорию некоммерческого объединения, является землями населенных пунктов, садово-огородное общество « Связист» не было зарегистрировано в ....
В судебном заседании Баевой Н.А. не представлено суду доказательств, что земельный участок ей предоставлялся в собственность, как члену садоводческого товарищества, поскольку при разрешении спора установлено, что садоводческое товарищество как юридическое лицо не было организовано, земля не предоставлялась как юридическому лицу на праве срочного безвозмездного пользования, в связи с чем передача земельного участка Баевой Н.А. не могла быть передана безвозмездно.
Анализ правовых норм и представленных суду доказательств позволяют суду согласиться с доводом представителя администрации г.Белокурихи о том, что решением Белокурихинского гоодского Совета народных депутатов от 25.12.1991 г., т.е. в период действия ст. 7 Земельного кодекса РФ от 25.04.1991, земельный участок не мог предоставляться для садоводства бесплатно.
Приобретение в собственность земельного участка, в том числе бесплатно, предполагает осуществление определенных процедур, связанных с обращением в органы местного самоуправления, обладающими правом предоставления земельного участка, наличие акта, свидетельства или другого документа устанавливающего или удостоверяющего право на земельный участок. Между тем судом установлено, что Баева Н.А. с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно, в период пользования, начиная, с 1992 г. не обращалась.
Таким образом, суд считает, что у Баевой Н.А. не могло возникнуть право собственности на спорный участок с 1992 г. в связи с его предоставлением на основании решения № 91 от 25.12.1991 г., так же как и не возникло в будущем.
Суд не может согласиться с доводом истицы о том, что список физических лиц -плательщиков земельного налога СОО «Связист», представленный с иском нал.д. 10 является доказательством того, что она является собственником земельного участка. Ее пояснения о том, что данный список ей предоставлен сотрудниками Росреестра опровергается информацией Росреестра, о том, что сведения о выделении земельных участков в ООО « Связист», а так же списки членов садово-огородного общества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - отсутствуют. В связи с чем, суд не признает убедительными доводы истицы о том, что бывшие сотрудники Росреестра, в том числе, ФИО7, являющийся в прошлом руководителем горкомзема, подтверждали наличии документов о СОО «Связист» в Росреестре.
Суд так же не признает в качестве доводов истицы в обоснование иска светокопию списка № 2 нал.д. 11, поскольку СОО « Связист» зарегистрировано не было, а в соответствии со ст. 13 ФЗ № 66, в редакции 15.04. 1998г., регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Довод истицы о наличии права собственности на земельный участок в связи с тем, что она осуществляла земельный налог, суд не может признать безусловным обстоятельством признания права собственности на земельный участок. Кроме того, часть представленных истицей квитанций об уплате земельного налога, свидетельствует об уплате за земельный налог за иной земельный участок.
Так же не является доказательством приобретенного права собственности на спорный земельный участок план № 659 границ земельного участка в собственности, с печатью и подписью руководителя горкомзема, поскольку кадастровый номер земельного участка не соответствует кадастровому номеру спорного участка, не соответствует площадь земельного участка, кроме того, действующее законодательство не признает план границ земельного участка в качестве документа, удостоверяющего право на земельный участок, а иных документов, которые бы свидетельствовали о приобретении спорного земельного участка Баевой Н.А., бесплатно в собственность, суду не представлено.
Суд считает, что в судебном заседании Баевой Н.А. подтверждено фактическое пользование земельным участком с 1992 года. Между тем указанного обстоятельства не достаточно для того, что бы считать, что земельный участок ей был выделен бесплатно в собственность.
Судом установлено, что земельный участок не входит в территорию некоммерческого объединения, у истца не имеется документов о предоставлении ей до 30 октября 2001 года ( введение в действие ЗК РФ) земельного участка для садоводства и огородничества на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или праве, вид которого определить невозможно, поэтому такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность бесплатно. Заинтересованное лицо вправе поставить вопрос о передаче земельного участка в собственность за плату либо в аренду в общем порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Баевой Нины Алексеевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Белокурихинского горсуда И.А.Черникова