Решение о признании действий незаконными



Дело N

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дд. мм. года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего Черниковой И.А.,

при секретаре Филипповой Е.Н.,

с участием заместителя прокурора г.Белокурихи Долиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белокурихи в защиту неопределенного круга лиц к администрации Общества с ограниченной ответственностью «Автовокзал» о признании действий незаконными, возложении обязанностей не взимать с пассажиров при продаже билетов на проезд 5% от стоимости билета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Белокурихи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Общества с ограниченной ответственностью «Автовокзал» (далее по тексту ООО «Автовокзал») о признании действий ООО «Автовокзал» по повышению установленных перевозчиками тарифов при продаже пассажирам билетов на проезд и провоз багажа на 5% незаконным, возложении обязанности на ООО «Автовокзал» не взимать с пассажиров при продаже билетов на проезд и провоз багажа 5% от стоимости билета с момента вступления решения суда в законную силу. Свои требования обосновал тем, что при проверке исполнения законодательства о пассажирских перевозках ООО«Автовокзал», установлено, что ответчик при продаже билетов за перевозку пассажиров и провоз багажа по регулярным пригородным и междугородним автобусным маршрутам, увеличивал стоимость билетов на 5% от стоимости тарифов перевозчиков. Согласно заключенных ООО «Автовокзалом» договоров поручения с ООО «Автотрейдинг», ООО «Автотрансиб», ООО «Баранча», ООО «Дебют», ООО «Кузбасские МП», МУ «Алтайское», МСТП Смоленское, ООО «Магистраль», ЧП «ФИО6», ООО Новосибирск Гортранс, ЧП «Десятов», ООО «Рубцовское ПАТП», ЧП ФИО8, ООО «Спектр-Сервис», ОАО МПП ... и другими перевозчиками, предусмотрено повышение установленных перевозчиком тарифом при продаже пассажирам билетов на проезд и провоз багажа на 5%. Однако считает что, данное действие и условие договоров поручения противоречит Указу Президента РФ 28.02.1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» а так же Постановлению администрации Алтайского края от 20.08.2003г. № 429 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Определением судебного заседания от 25.05.2010 г. производство по делу в части возложения обязанности на ООО « Автовокзал» не взимать с пассажиров при продаже билетов на проезд и провоз багажа 5% от стоимости билета в пригородном сообщении прекращено.

Решением Белокурихинского городского суда от 25.05.2010 г. исковые требования прокурора г.Белокурихи были удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от дд. мм. г. решение Белокурихинского гордского суда отменено, с направлением дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Белокурихи Долина Т.В. просила признать действия ответчика по повышению установленных перевозчиками тарифов при продаже пассажирам билетов на проезд и провоз багажа на 5% незаконным, возложить на общество с ограниченной ответственностью «Автовокзал» обязанность не взимать с пассажиров при продаже билетов на проезд и провоз багажа в автобусах междугородних маршрутов, 5% от стоимости билета.

В судебном заседании представители ООО «Автовокзал» ФИО4, ФИО3 с иском не согласны, указав, что за услуги автовокзала с пассажиров деньги не взимаются. Согласно договоров поручения, заключенных перевозчиками с ООО «Автовокзал», последний имеет право при продаже пассажирам билетов на проезд на рейсы перевозчика повышать установленные перевозчиками тарифы не более, чем на 5%. Размер вознаграждения ООО «Автовокзал» по договорам поручения с перевозчиками за обилечивание пассажиров составляет 15% на основании п. 2.1 договоров поручений +5% на основании п. 3.2.1. договоров поручений, итого 20%. 5% сбор - вознаграждение автовокзала, это затраты перевозчика из которых складывается полная себестоимость при формировании ими тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом. С 26 мая 2010 г. с пассажиров, 5% -ый сбор от стоимости билета, автовокзалом не взимается.

Представитель третьего лица Управления АК по государственному регулированию цен и тарифов в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дне и месте слушания.

Привлеченные определениями суда от 2.08.2010 г., 16.08.2010г., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования перевозчики ООО «Дебют», ООО «Рубцовское ПАТП», ООО «Спектр-Сервис», ООО «Новосибмежгортранс», ОООМКП ПАТП N, ООО «ПАТП ...», ООО «Кузбасские междугородние перевозки», ОАО « ПАТП N», ГПАТП « Междуреченское»,ООО«Автоколонна1967,ОАО«Междугородние Пассажирские перевозки», ООО «Автотрансиб», ООО «Алтранс-Авто», ООО « Автотрейдинг», ИП ФИО8, ООО «Алтайрегионтранс», ИП ФИО7, ООО «Баранча», ООО «Магистраль», МСТП с Смоленское, МУ Алтайское, ИП ФИО6, ИП ФИО5 в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела.

В порядке ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора г. Белокурихи подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Статья 26 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает право пассажиров бесплатно пользоваться залами ожидания, туалетами, размещенными в автовокзале.

На основании ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

ООО «Автовокзал» незаконно требует от пассажиров оплаты 5% от цены билета на содержание здания автовокзала и прилегающей к нему территории, так как в тариф билета перевозчиком заложено вознаграждение автовокзалу за организацию продажи билетов, размещению в залах ожидания, информирование о прибытии и отправлении рейсов, расписание движения и другие услуги, в размере 15% от тарифа.

Во исполнение Указа Президента РФ 28.02.1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, в том числе и регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта на пригородных, внутриобластных и межобластных маршрутах.

Постановлением администрации Алтайского края от 20.08.2003г. № 429 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги» утвержден предельный уровень рентабельности к полной себестоимости при формировании организациями и индивидуальными предпринимателями тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутрикраевым и межобластным маршрутам в размере 15%.

Размер тарифа на перевозки пассажиров и багажа на междугородних и межобластных маршрутах определяется перевозчиком с учетов уровня рентабельности. Предельно максимальные тарифы на услуги по перевозке пассажиров автомобильным общественным транспортом в пригородном и междугородном сообщении устанавливает Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, а тарифы на муниципальные пассажирские перевозки устанавливает орган местного самоуправления.

Решением Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края № 45 от 03.08.2009 г. « Об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа в пригородном и междугородном сообщении Алтайского района и городском сообщении села Алтайское», утвержден предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров автомобильным общественным транспортом в пригородном и междугородном сообщении на территории Алтайского района в размере 1,46 рублей за один пассажирокилометр; утвержден тариф на услуги по перевозке багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении на территории Алтайского района в размере 20% от тарифов на услуги по перевозке пассажиров, утвержденных пунктом 1, 2 настоящего решения, иные тарифы.

Решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 26.05.2009 N 29 «Об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском сообщении города Белокуриха и в пригородном сообщении Смоленского района» 1. Утвердить предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров автомобильным общественным транспортом в пригородном сообщении на территории Смоленского района в размере 0,90 рублей за один пассажирокилометр; установлен тариф на услуги по перевозке багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении на территории Смоленского района и городском сообщении на территории города Белокуриха в размере 20% от тарифов на услуги по перевозке пассажиров, утвержденных пунктами 1, 2 настоящего решения, иные тарифы.

Судом установлено, что ООО « Автовокзал» по договорам поручения с перевозчиками осуществляет продажу билетов на проезд в автобусах пригородных, междугородных маршрутов ( ст. 4 Устава )

Из договоров поручений между ООО «Автовокзал» и перевозчиками следует, что за организацию ответчиком продажи пассажирам билетов на проезд и провоз багажа на автобусы перевозчика, перевозчик оплачивает ООО « Автовокзал» 15% от стоимости реализации пассажирских билетов, 50% от стоимости реализации билетов на провоз багажа (п. 2.1 договора). Вознаграждением поверенного являются так же суммы полученные в результате продажи пассажирам билетов увеличенным поверенным в соответствии с п. 3.2.1, 3.2.2. договора. При продаже пассажирам билетов на проезд на рейсы перевозчика поверенный вправе повышать установленные перевозчикам тарифы не более чем на 5%. Аналогично за провоз багажа ( п. 3.2.1, 3.2.2)

В судебном заседании установлено, что продажа билетов и принятие оплаты за провоз багажа в пригородном сообщении осуществляется ответчиком без 5% сбора автовокзала с 1.04.2010 г., а с 26.05.2010 г.- по междугородным автобусным маршрутам. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Между тем, до указанных дат стоимость билета на проезд и провоз багажа была увеличена на 5 % в связи с взиманием сбора автовокзала.

Суд не может согласиться с доводами представителей ООО «Автовокзал» о том, что 5% является законным размером вознаграждения по договору поручения с перевозчиками, так как цена ( тариф) является итоговой цифрой, указанной в билете. Перевозчиками установлены тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа, с учетом требований постановления Администрации Алтайского края № 429 от 20.08.2003 г. При этом в стоимость билета включено вознаграждение ООО «Автовокзал», в т.ч. за организацию продажи билетов на проезд пассажиров на автобусы, в размере 15% от тарифа. Данное обстоятельство подтверждается информацией ООО « Автотрейдинг», отзывом на исковое заявление МУ Алтайское АТП. При этом стоимость провоза багажа включено также вознаграждение ООО «Автовокзал» за организацию продажи билетов на провоз багажа автобусами ООО « Автотрейдинг» в размере 50% от тарифа.(л.д. 18). Кроме того, тарифы проезда пассажиров на междугородних сообщениях утверждены перевозчиками без учета 5 % ( сбора автовокзала). Данное обстоятельство подтверждено ответчиком и представленными тарифами на проезд в автобусе по маршруту « Междуреченск-Новокузнецк-Белокуриха», Новокузнецк-Белокуриха, Белокуриха-Барнаул, Рубцовск-Белокуриха, автоперевозчиками Междуреченское ГПАТП КО, ОАО «ПАТП №1», ОАО«Междугородние перевозки», Рубцовское ПАТП, соответственно. Из объяснения МКП « ПАТП-4» на исковое заявление, следует, что они ведут продажу билетов в соответствии с установленными тарифами и не могут объяснить причину большей стоимости билетов на 5 % в направлении « Белокуриха- Новосибирск», чем « Новосибирск-Белокуриха».

Как следует из сообщения ООО «Автотрейдинг» тариф проезда пассажира от г.Бийска до г.Белокурихи составляет 100 рублей, размер полной себестоимости тарифа проезда пассажира составляет 100 рублей, рентабельность, заложенная при формировании тарифа, составляет 15 %. При этом в тариф на перевозку пассажиров заложено вознаграждение автовокзалу в размере 15 % от тарифа.

Аналогичным образом формированы тарифы иными автоперевозчиками. Ответчиком не предоставлены суду доказательства о том, что в размер полной себестоимости тарифа проезда пассажира учитываются, в том числе сборы автовокзала в размере 5% и ответчик вправе повышать установленные перевозчиком тарифы с пассажира в размере 5 %, поскольку в противном случае, фактическое увеличение стоимости билета не основано на нормах действующего законодательства, приводит к ущемлению прав и законных интересов пассажиров и является злоупотреблением ответчиком своего положения при предоставлении услуг пассажирам.

При этом, суд принимает пояснения ответчика о том, что информация о взимании данной суммы (5%) в счет оплаты на содержание здания автовокзала и прилегающей к нему территории не была доведена до сведения пассажиров каким-либо способом. Таким образом, суд считает, что на пассажира приобретающего билет, и оплачивающего дополнительный сбор 5 % от тарифа установленного перевозчиком, с учетом установленного предельного уровня рентабельности, необоснованно взыскивается дополнительный сбор на содержание автовокзала, отказаться от уплаты которого пассажир не может.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что ООО «Автовокзал» вправе повышать стоимость тарифа на 5% и расходовать эту сумму в том числе на содержание здания автовокзала и прилегающей к нему территории, поскольку применение сбора автовокзала приводит к увеличению общей стоимости билета на проезд в автобусах, необоснованно увеличивая размер цены на услуги по перевозке пассажиров и багажа, установленные перевозчиком, в нарушение законодательства, регулирующего цены(тарифы).

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела в суде, сбор автовокзала в размере 5% прекращен. Между тем, суд считает, что действия по взиманию 5 % был не допустим, поскольку завышение стоимости перевозок по данным направлениям противоречат законодательству, в связи с чем соглашается с доводом прокурора о признании в этой части действия ответчика незаконными.

Суд признает убедительным довод прокурора о том, что в тариф на перевозку пассажиров в «статью общехозяйственный расходы» включены затраты автоперевозчиков на услуги автовокзала ( организацию продажи билетов, размещения в залах ожидания информирования о прибытии и отправлении автобусов, расписания движения, другие услуги. Данное обстоятельство подтверждается информацией Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о завышении цен на билеты ООО «Автовокзал» на маршруты пригородного и междугородного сообщения.

Поэтому дополнительное взимание с пассажиров денежных средств за услуги автовокзала (на содержание здания автовокзала и прилегающей территории) при продаже билетов пассажиром не может считаться допустимым, влечет нарушение прав пассажиров, рассчитывающих на соблюдение тарифов, а действия ответчиков возможно расценить как злоупотреблением правом при изменении сформированного перевозчиком тарифа при перевозке.

Суд считает, что административное дело, возбужденное Федеральной антимонопольной службой в отношении ООО «Автовокзал» о нарушении антимонопольного законодательства не имеет по данному делу преюдициального значения, в связи с чем настоящее гражданское дело не подлежит приостановлению до разрешения административного дела. Как следует из приказа № 162 от 24.05.2010 г., определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства, по мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, в действиях ООО «Автовокзал» усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. « О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 14.31, 14.31.1 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность за злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке, в то время как предметом судебного разбирательства хотя и являлась деятельность ответчика, связанная с нарушением ценообразования при установлении 5% сбора автовокзала при продаже билетов пассажирам, тем не менее не связанная с вопросами монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, с его положением как хозяйствующего субъекта.

Таким образом, сбор автовокзала в размере 5 %, является повышением установленных перевозчиками тарифов при продаже пассажирам билетов на проезд и провоз багажа. Данный сбор не основан на законе, является нарушением прав потребителей, в связи с чем условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами по установлению ценообразования на проезд и провоз багажа, должны признаваться недействительными.

Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что с 26.05.2010 г. общество с ограниченной ответственностью «Автовокзал» не взимает с пассажиров при продаже билетов на проезд и провоз багажа в автобусах междугородних маршрутов, сбор автовокзала - 5% от стоимости билета, а следовательно отсутствуют основания для наложения на ответчика обязанности не взимать с пассажиров при продаже билетов данного сбора( 5% от стоимости билета)

На основании ст. 786 ГК РФ, Указом Президента РФ 28.02.1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлением администрации Алтайского края от 20.08.2003г. № 429 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Уставом Автомобильного транспорта, руководствуясь ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Белокурихи удовлетворить частично.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Автовокзал» по повышению установленных перевозчиками тарифов при продаже пассажирам билетов на проезд и провоз багажа на 5% незаконным.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автовокзал » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня оглашения.

Белокурихинского городского суда И.А.Черникова