Решение 2-107 по жилищному спору



Дело 2- 107/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дд. мм. года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего Черниковой И.А.,

с участием помощника прокурора г. Белокурихи Абашева С.Н.,

при секретаре Филипповой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белокурихи в интересах Клищар Феклы Васильевны к администрации г.Белокурихи об оспаривании решения жилищной комиссии администрации г.Белокурихи, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Белокурихи в интересах Клищар Ф.В., 1922 года рождения, Ветерана Великой Отечественной войны, обратился в суд с исковым заявлением о признании решения жилищной комиссии при администрации г. Белокурихи от 20.02.2009 года об отказе признать Клищар Ф.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным, возложения обязанностей поставить Клищар Ф.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 г. В обоснование своих требований указал, что 17.02.2009 года Клищар Ф.В. обратилась в администрацию г. Белокурихи о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии администрации г. Белокурихи от 20.02.2009 года Клищар в постановке на учет было отказано, так как 03.08.2005 года Клищар Ф.В. продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом. Прокурор г. Белокурихи считает, что Клищар Ф.В. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованно, так как при продаже жилого дома в 2005 году у Клищар Ф.В. отсутствовал умысел на совершение действий по продаже жилого дома, для постановки в последующем на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 3-6)

В судебном заседании помощник прокурора Абашеев С.Н. от требований о признания решения жилищной комиссии от 20.02.2009 г. отказался, исковые требования уточнил, подал новое исковое заявление, просил признать решение жилищной комиссии администрации города Белокурихи от 28.12.2009 г. незаконным, остальные требования поддержал. В обоснование своих исковых требований указал на то, что Клищар Ф.В. необоснованно отказано в постановке на учет решением жилищной комиссии при администрации г.Белокурихи от 28.12.2009 г., поскольку в ее действиях не было умысла на намеренное ухудшение жилищных условий. Считает, что при принятии решения по ее заявлению от 17.12.2009 г., жилищная комиссия не исследовала вопрос о наличии в действиях Клищар Ф.В. намеренных действий по продаже принадлежащего ей жилого дома, с целью последующей постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что данный умысел у истицы отсутствовал, так как с заявлением о постановке ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий Клищар Ф.В. обратилась спустя 4 года, после продажи жилого дома. Проданный истцом жилой дом не был благоустроенным и истец в силу своего возраста не могла самостоятельно в нем проживать.

Определением судебного заседания производство в части признания решения жилищной комиссии при администрации г.Белокурихи от 20.02.2009 г. в связи с отказом от иска, прекращено.

В судебном заседании Клищар Ф.В., ее представитель ФИО6 исковые требования в уточненном виде поддержали по основаниям, указанных в иске. В судебном заседании они пояснили, что более 50 лет Клищар Ф.В. проживала в ... по ..., в ..., .... 3.08.2005 г. она продала свой дом и земельный участок ФИО7 за 100 000 рублей, в связи с тем, что не могла самостоятельно проживать одна в доме. Жилой дом был ветхий, старой постройки, переоборудованный в 50-е годы в жилое помещение из нежилого. Клищар Ф.В. в силу возраста не могла самостоятельно отапливать дом, ухаживать за ним и собой, нуждалась в постоянном уходе, который не могли ей оказать родственники постоянно по ее месту жительства, была вынуждена продать дом. С августа 2005 г. по февраль 2007 г. она проживала у своей дочери в ..., с февраля 2007 г. по декабрь 2007 г. она проживала в ... в доме престарелых, с 17.12.2007 г. проживает у внучки, представителя, ФИО6 в .... С заявлением о постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий Клищар Ф.В. обратилась лишь в 2009 г. - 1.02.2009 г., 17.12.2009 г., после того, как у ФИО6 родился сын Антон, дд. мм. года рождения, жилищные условия ухудшились, в квартире, где она проживает, стало тесно. Просили исковые требования удовлетворить, признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г.Белокурихи от 28.12.2009 г., обязать поставить Клищар Ф.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включить в список участников Великой отечественной войны, вставших на учет после 01.03.2005 г.

Представитель администрации г. Белокурихи Мусина Е.Р., с иском не согласна, считает, что решение об отказе Клищар Ф.В. в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий 28.12.2009 г.принято обоснованно, так как на момент обращения Клищар Ф.В. 17.12.2009 г. с заявлением о постановке ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий не истек пяти летний срок со дня продажи ею жилого дома, предусмотренный ст.53 ЖК РФ.

Представитель жилищной комиссии при администрации г.Белокурихи не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля ФИО9, изучив материалы дела, считает, что иск прокурора г. Белокурихи подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В ст. 54 ЖК РФ установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1 - 3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если:

не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Как следует из материалов дела Клищар Ф.В.,дд. мм. года рождения, житель ..., ветеран Великой Отечественной войны, до дд. мм. г. проживала в ..., по ... в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности. 3.08.2005 г. продала ... по ..., в ..., принадлежащий ей на праве собственности. 17.02.2009 г., обратилась в администрацию ... с заявлением о постановке ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий л.д.15). 20.02.2009 года Клищар Ф.В. решением жилищной комиссии ей было отказано в постановке на учет, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ л.д.22). 17.12.2009 г. Клищар Ф.В. вновь обратилась в администрацию г.Белокурихи по вопросу признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. 28.12.2009 г. Клищар Ф.В. решением жилищной комиссии ей вновь было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по тем основаниям, что она 29.08.2005 г. намеренно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении - продала по договору купли-продажи, принадлежащий ей на праве собственности жилой дом в с. Старобелокуриха (л.д. 23).

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС
"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов.

В силу ст. 6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 г. граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 г. № 115-ЗС, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по спискам очередности. На основании п. 1.2 ст. 9 учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется раздельно по каждой из категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма, то он может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Списки очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируются ежегодно по состоянию на 1 декабря текущего года с учетом даты поданных ими заявлений. Номер установленной очередности доводится до сведения граждан, состоящих на учете ( ч. 2 ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 г. № 115-ЗС).

По смыслу статьи 53 ЖК Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, выяснение обстоятельств в отношении истца, по поводу наличия права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и наличия в ее действиях намерения по ухудшению ею своих жилищных условий для получения права состоять на учете, а так же является ли это препятствием для признания Клищар Ф.В. нуждающейся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе и при рассмотрения заявления на заседании жилищной комиссии.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд признает, что договор купли-продажи земельного участка и жилого дома Клищар Ф.В. осуществила в виду имеющихся обстоятельств, поскольку она имеет преклонный возраст, не могла самостоятельно проживать в жилом ... по ..., в ..., осуществлять его содержание. При этом суд принимает во внимание возраст истицы, ее состояние здоровья, наличие второй группы инвалидности, нуждаемости в уходе за истицей, обстоятельства при которых Клищар Ф.В. продавала дом, когда после смерти супруга она три года проживала одна, ей было затруднительно обслуживать и содержать дом, осуществлять самостоятельно отопление, ремонт дома. Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что ... по ..., в ..., находился в неудовлетворительном состоянии, требовал ремонта и постоянного обслуживания, на которое у Клищар Ф.В. не было физических сил, материальных возможностей.

Стоимость проданного имущества-100 000 рублей, из них стоимость земельного участка- 30 000 рублей, стоимость дома -70 000 рублей (л.д. 10-13), из чего следует что в 2005 г. Клищар Ф.В. не могла на вырученные деньги приобрести иное жилье.

Согласно договора купли-продажи, дом и земельный участок продан 3.08.2005 г., т.е. после покупки квартиры внучкой ФИО6, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права квартиры 29 в ... по ... в ... правообладателя ФИО6, кредитным договором N, заключенного между Акционерным коммерческим банком РФ и ФИО6 о предоставлении ей кредита 11.04.2005 г. в сумме 259 000 рублей. В связи с чем, суд соглашается с доводом представителя истицы ФИО6 о том, что продажа дома Клищар Ф.В. не была связана с приобретением ею (ФИО6) квартиры.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что после продажи Клищар Ф.В. в 2005 г дома, она проживала у своей дочери в ..., затем в доме престарелых в г.Барнауле, а с декабря 2007 г. у ФИО6, при этом, не обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья до 2009 ... обращения в 2009 г. объясняются отсутствием жилья и невозможностью проживания с внучкой ФИО6. у которой изменился состав семьи- родился дд. мм. г. сын Антон. Данное обстоятельство подтверждает довод Клищар Ф.В., что в момент продажи жилого дома, она не была намерена обращаться в органы местного самоуправления с заявлением о постановки на учет с целью получения жилого помещения по договору социального найма, намерено не ухудшала свои жилищные условия.

Доказательств того, что в действиях истца, при продаже жилого дома имелись намерения ухудшить свои жилищные условия, суду не предоставлены.

С учетом указанных обстоятельств, суд считает, что Клищар Ф.В. не умышленно продала дом, принадлежащий ей, не ухудшала свои жилищные условия, была вынуждена продать дом, перейти в квартиру дочери, престарелый дом, а затем к внучке, так как не имела иной возможности улучшить и изменить свои жилищные условия. В настоящее время Клищар Ф.В. проживает в квартире у внучки ФИО6, каких-либо прав на указанное жилье не имеет.

Предоставив в администрацию города все документы, подтверждающие право на постановку на очередь на улучшение жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны, жилищная комиссия 28.12.2009 г. не исследовала все обстоятельства дела, приняла необоснованное решение, отказав в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Кроме того, согласно п. 3.5 Положения о жилищной комиссии администрации г.Белокурихи, утвержденного Постановлением администрации г.Белокурихи от 23.10.2006 г.№ 747, решения жилищной комиссии принимаются в присутствии не менее 2/3 ее состава открытым голосованием простым большинством голосов.

Исходя из этого, правомочным является состав комиссии в количестве не менее 4 человек. Как следует из выписки из протокола № 18 от 28.12.2009 г., копии протокола заседания жилищной комиссии от 28.12.2009 г., на заседании жилищной комиссии присутствовало 3 человека из 5, что свидетельствует о неправомочности вынесенного решения.

При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора г.Белокурихи обоснованным, подлежащим удовлетворению.

На основании ст. 51 ЖК РФ, ст. 10 ГК РФ, Закона Алтайского края от 09.12.2005 г.115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», руководствуясь ст. ст. 194-199, 103 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Белокурихи удовлетворить.

Признать решение жилищной комиссии при администрации города Белокурихи от 28.12.2009 г. об отказе признать Клищар Феклу Васильевну нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным.

Обязать администрацию г.Белокурихи поставить Клищар Феклу Васильевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 г. с даты поданного заявления- 17.12.2009 г.

Взыскать с администрации г.Белокурихи в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Белокурихинского горсуда И.А.Черникова