Дело № 2- 396/2010 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациидд. мм. года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего Омелько Л.В.,
с участием помощника прокурора города Белокурихи Шмыревой Е.П.,
при секретаре Филипповой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белокурихи в интересах Лаврова Юрия Александровича к Управлению социальной защиты населения по г.Белокурихе о признании бездействия по не предоставлению льготы незаконным
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Белокурихи обратился в суде с иском в интересах Лаврова Ю.А. к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха о признании бездействий по не предоставлению льготы незаконными, обосновывая его тем, что Лавров Ю.А. является инвалидом 3 группы по состоянию здоровья и имеет право на получение льгот по оплате коммунальных услуг в т.ч. за потребленную электроэнергию в размере 50%.
Лавров Ю.А. проживает в квартире N, дома N, по ..., в ..., которая принадлежит ему на праве собственности. До 2003 года Лавров Ю.А. проживал в указанной квартире вместе с супругой, которая в 2003 году скончалась. При жизни супруги, льготы по оплате коммунальных услуг предоставлялись отдельно на каждого из проживающих в квартире, однако с 2003 года Лавров Ю.А. проживает в квартире N, названного дома один, следовательно льготы по оплате коммунальных услуг должны начисляться на одного, однако энергоснабжающей организацией Филиалом ОАО «...» начисление льгот в размере 50% по оплате потребленной электроэнергии произведено за апрель 2008 - май 2009 года, январь месяц 2010 года из расчета на два человека, в то время как в квартире проживает один Лавров Ю.А., в связи с чем образовалась недоплата по предоставленной льготе в размере 917 рублей 88 копеек.
По мнению прокурора города, согласно закону Алтайского края, размер компенсации определяется Управлением социальной защиты населения, сведения о льготниках энергоснабжающей организации предоставляется также Управлением социальной защиты населения, следовательно надлежащим ответчиком является Управление социальной защиты населения г.Белокурихи.
В судебном заседании помощник прокурора города Белокурихи Шмырева Е.П. уточнила исковые требования, просила суд признать бездействие ответчика незаконными и обязать ответчика произвести выплату недоначисленной суммы компенсации за апрель месяц 2008 года в размере 50 рублей 08 копеек, отказалась от остальной части требований по причине добровольного исполнения ответчиком.
В судебном заседании истец Лавров Ю.А. исковые требования прокурора г.Белокурихи поддержал, суду пояснил, что ранее он проживал в квартире со своей супругой, которая как и он являлась льготником, следовательно 50% льгота предоставлялась каждому из них в отдельности, т.е. оплаченная сумма делилась в равных долях на двоих и из каждой доли вычиталось 50%. С 2003 года, после смерти супруги, он проживает в квартире один и льготу получает на одного в размере 50% от 100% стоимости услуг, в т.ч. платы за потребленную электроэнергию. Льготой он пользуется как инвалид 3 группы, однако в период времени с апреля месяца 2008 года по май месяц 2009 года, данная льгота ему предоставлялась из расчета двух лиц проживающих в квартире, т.е. возврат производился в размере 50% от произведенной фактической оплаты исходя из 1/2 доли в квартире. Начиная с июня месяца 2009 года по декабрь месяц 2009 года льгота предоставлялась как положено с учетом одного проживающего в квартире, в январе месяце 2010 года, вновь было ограничено предоставление льготы, начиная с февраля месяца 2010 года, льгота вновь предоставлена в полном объеме.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г.Белокурихи Шеболдина И.В. исковые требования не признала, полагает, что Управлением социальной защиты населения расчет суммы подлежащей возврату не производится, а лишь выплачивается на основании расчетов предоставленных энергоснабжающей организацией. Ежемесячно Управлением, в энергоснабжающие организации предоставляются обновленные сведения о льготниках, на основании которых и производится расчет суммы подлежащей возврату. Эти сведения сбрасываются на флэшкарту и копируются для всех энергоснабжающих организаций. В базе данных Управления, Лавров Ю.А. значится один еще с 2003 года. Во все энергоснабжающие организации сведения направляются одинаковые, однако в оспариваемые периоды времени Теплоцентраль, Водоканал Лаврову Ю.А. предоставлял льготу как положено на одного человека, в то время как МЭС ограничивал предоставление льготы. Из изложенного следует, что виновные действия Управления отсутствуют, а имеет место вина МЭС. После того, как в Управление была предоставлена МЭС справка уточняющая сумму подлежащую возврату за период с мая 2008 года по май 2009 года, январь 2010 года, недовыплаченная сумма льготы Лаврову Ю.А. в размере 867 рублей 79 копеек Управлением была выплачена.
Представитель третьего лица ОАО «...» ФИО5 с учетом уточненных исковых требований, иск прокурора г.Белокурихи признала в полном объеме, суду пояснила, что возврат по оплате услуг за потребленную электроэнергию льготной категории граждан предоставляется на основании сведений предоставленных Управлением. В базе на 2008-2009 год значилось 2 человека, следовательно льгота была предоставлена на двоих, после обращения Лаврова Ю.А. с заявлением в МЭС, в 2010 году был произведен перерасчет и направлено письмо о доплате ему суммы подлежащей возврату в качестве льготы.
Представитель третьего лица филиала ОАО «...», в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В порядке ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя Филиала.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд признает требования прокурора города Белокурихи в интересах Лаврова Ю.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справки ВТЭ-1 Лавров Ю.А. является инвалидом 3 группы л.д. 11).
В соответствии со ст. 17 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг, в т.ч. за потребленную электроэнергию в размере 50%.
Согласно ст. 2 Закона АК № 156-ФЗ от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
В силу ст. 4 Названного Закона, размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг).
В соответствии с п. 3 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - "орган социальной защиты населения") на основании представленных льготополучателем документов, указанных в статье 3 Закона Алтайского края N 156-ЗС (далее - "необходимые документы"). По месту пребывания или по месту фактического проживания компенсация назначается соответствующим органом социальной защиты населения при представлении льготополучателем сведений о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства.
В судебном заседании установлено, Лавров Ю.А. является собственником квартиры N, дома N, по ..., в ..., где зарегистрирован и проживает один л.д. 13).
В судебном заседании представитель ответчика Шеболдина И.В. не отрицала того факта, что инвалидом Лавровым Ю.А. в Управление социальной защиты населения города Белокурихи были представлены документы для получения льгот в полном объеме., а также то, что Управлению Социальной защиты населения было известно о смерти супруги Лаврова Ю.А. с 2003 года.
Право Лаврова Ю.А. на получение льготы в виде 50% стоимости коммунальных услуг, в т.ч. потребленной электроэнергии, сторонами не оспаривалось.
Факт проживание Лаврова Ю.А. в квартире N, дома N, по ..., в ... одного с 2003 года, сторонами не оспаривался, напротив, стороны утвердительно сообщили суду о том, что Лавров Ю.А. с 2003 года проживает в квартире один.
Из лицевого счета получателя компенсации Лаврова Ю.А. следует, что в апреле месяце 2008 года за услуги МЭС (электроэнергия) Лавровым Ю.А. оплачено 200 рублей - выплачена компенсация в размере 49 руб. 92 коп., в июне месяце 2008 года оплачено 268 рублей - выплачена компенсация 67 рублей, в июле месяце 2008г. оплачено 100 рублей - компенсация 25 рублей, в августе месяце 2008 года оплачено 243 рубля - компенсация 60 рублей 97 копеек, в сентябре месяце 2008 года оплачено 365 рублей - компенсация 91 рубль 25 копеек, в октябре месяце 2008г. оплачено 241 рубль 20 копеек - компенсация 60 рублей 30 копеек, в ноябре месяце 2008г. оплачено 305 рублей 52 копейки - компенсация 76 рублей 38 копеек, в декабре месяце 2008г. оплачено 249 рублей 24 копейки - компенсация 62 рубля 31 копейка, в январе месяце 2009 года оплачено 227 рублей 80 копеек - компенсация 56 рублей 95 копеек, в феврале месяце 2009 года оплачено 341 рубль 96 копеек - компенсация 85 рублей 49 копеек, в марте месяце 2009 года оплачено166 рублей - компенсация 41 рубль 50 копеек, в апреле месяце 2009 оплачено 280 рублей 54 копейки - компенсация 70 рублей 14 копеек, в мае месяце 2009 года оплачено 147 рублей 74 копейки - компенсация 36 рублей 94 копейки л.д. 8-10).
Согласно списку № 12 доплат по компенсации расходов на оплату, 14.09.2010г. Лаврову Ю.А. произведена доплата компенсации в размере 867 рублей 79 копеек, однако из представленных суду расчетов следует, что в апреле месяце 2008 года последним была произведена оплата за электроэнергию в размере 200 рублей, в то время как компенсация предоставлена в размере 49 рублей 92 копейки, что менее 50%.
Стороны, в судебном заседании, признали то факт, что недоплата компенсации за потребленную электроэнергию в апреле месяце 2008 года составила 50 рублей 08 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца Лаврова Ю.А.
В судебном заседании представитель ответчика Шеболдина И.В. отрицала факт бездействия в сложившейся ситуации по недоначислению компенсации Лаврову Ю.А., со стороны Управления социальной защиты населения, ссылаясь на то обстоятельство, что согласно п. 7, 8 ст. 4 Закона АК размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, расчет которых осуществляют организации - поставщики жилищно-коммунальных услуг. По мнению представителя Шеболдиной И.В. Управление не несет ответственность за правильность расчета денежного эквивалента.
Вместе с тем, п. 27 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» гласит, орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Согласно Названному Постановлению, орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес. Передача списков в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.
Организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Передача сведений о денежных эквивалентах в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа.
Из анализа изложенной нормы закона следует, что размер компенсации определяется уполномоченным органом (Управлением социальной защиты населения) как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, предоставляющими такие услуги, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при этом орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Предметом настоящего спора явилось начисление компенсации за потребленную электроэнегрию лицу имеющему льготы по оплате коммунальных услуг, в т.ч. электроэнергии в течении времени с апреля месяца 2008 года по май месяц 2009 года, январь месяц 2010 года, в меньшем размере, по причине наличия у энергоснабжающей организации сведений не соответствующих действительности о количестве лиц проживающих в квартире, а именно МЭС располагали сведениями о двух лицах проживающих в квартире вместо одного.
В связи с тем, что МЭС были предоставлены сведения о двух лицах проживающих в квартире 17, дома N, по ..., в ..., то начисление компенсации (льготы) было произведено исходя из половины стоимости оплаченной услуги с начисление на нее 50% льготы (полная стоимость оплаченной услуги поделенная на двух проживающих с вычетом 50% в виде льготы из половины стоимости оплаченной услуги) в то время как для исчисления 50% льготы должна была быть учтена 100% оплата.
Списки льготников, формируются Управлением социальной защиты населения.
Из пояснения представителя третьего лица ОАО «...» ФИО5 следует, что начисление денежного эквивалента производится в соответствии со списками предоставленными Управлением социальной защиты населения.
Помощник прокурора города Белокурихи Шмырева Е.П. суду пояснила, что при первоначальной проверки базы данных Управления социальной защиты населения, после обращения Лаврова Ю.А. в прокуратуру города, в списках льготников в квартире N, дома N, по ..., в ... значилось двое Лавровых проживающих в спорной квартире, что свидетельствует о бездействии Управления.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с мнением представителя ответчика Шеболдиной И.В. об отсутствии признаков бездействия в деятельности Управления социальной защиты населения, в судебном заседании достоверно установлено, что размер рассчитываемой компенсации находится в непосредственной взаимосвязи с информацией со списками предоставленными Управлением о количестве лиц проживающих в квартирах.
Доводом представителя Шеболдиной И.В. о том, что сведения во все организации Управлением направляются одинаковые и если бы эти сведения содержали информацию о двух лицах проживающих в квартире Лаврова Ю.А., то заниженный размер компенсации был бы начислен и другими организациями оказывающими коммунальные услуги, однако такого не произошло, что свидетельствует о том, что предоставляемая Управлением информация не содержала неточностей, суд не дает оценку, поскольку предоставление информации о льготниках и лицах проживающих совместно с ними в другие энергоснабжающие организации (Теплоцентраль, Водоканал) не может свидетельствовать о содержании информации направленной в МЭС.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Белокурихи в интересах Лаврова Юрия Александровича, удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Управления социальной защиты населения по городу Белокурихи по предоставлению Лаврову Юрию Александровичу льготы по оплате услуг энергоснабжения не в соответствии с составом семьи.
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Белокурихи произвести выплату компенсации в части не предоставленной льготы по оплате потребленной электроэнергии за апрель месяц 2008 года в размере 50 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дд. мм. года в 14 часов.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В.Омелько