Дело № 2-430/2010 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации22 октября 2010 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего Омелько Л.В.,
при секретаре Филипповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 действующего через своего представителя ФИО2 к Закрытому акционерному обществу «Теплоцентраль Белокуриха» о внесении изменений в договор, обязании предоставления льготы
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, действуя через своего представителя ФИО2 обратился в суде с иском к закрытому акционерному обществу «Теплоцентраль Белокуриха» (далее по тексту ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха») о признании действий ответчика по непринятию факта демонтажа технически устаревших неэффективных приборов отопления, произведенных его представителем ФИО2 недействительным, обязании ответчика внести изменения в договор энергоснабжения от 20.09.2010г. исключив услугу «поставка отопления», обязании ответчика предоставить ему льготу в виде 50% скидки при оплате ГВС через приборы учета как лицу имеющему статус «Ветеран труда», обосновывая исковые требования тем, что 26.08.2009г. ФИО2, действующей на основании доверенности выданной ФИО3 были демонтированы радиаторы отопления в квартире N, дома N, по ..., в г.Белокурихе, собственником которой он является.
Демонтаж радиаторов отопления произведен слесарем ООО «ЖКХ» в частном порядке, в свободное у него от работы время, о чем ФИО2 выдан слесарем ООО «ЖКХ» акт.
Демонтаж радиаторов отопления вызван тем, что в квартире N, по ..., в г.Белокурихе в течении многих лет ни кто не проживает, т.к. все собственники и члены их семей выехали на постоянное место жительства в г.Москву. Радиаторы отопления устарели, стали малоэффективны, поэтому демонтированы, т.е. срезаны сами радиаторы и установлены «заглушки».
В настоящее время квартира переведена на автономное отопление в виде четырех масляных обогревателей.
Ответчик по делу отказывается в добровольном порядке принять произведенный демонтаж радиаторов отопления ссылаясь на отсутствие разрешения администрации города Белокурихи на переустройство квартиры.
По мнению истца, в квартире не было произведено переустройство, радиаторы отопления являются его собственностью, поэтому для их демонтажа не требуется получения разрешения, а демонтаж радиаторов не является переустройством квартиры.
Кроме того, после демонтажа радиаторов отопления собственники квартиры не пользуются такой услугой как «поставка отопления», в связи с чем истец просит суд обязать ответчика внести изменения в договор энергоснабжения, исключив из числа услуг «поставка отопления».
Истец ФИО3 имеет статус «Ветеран труда», поэтому просил суд обязать ответчика предоставить ему льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50% скидки при оплате ГВС.
В судебном заседании представитель ФИО3 ФИО2 уточнила, что ею предъявлены требования в отношении наличия льготы у ФИО3 и предоставления такой льготы именно ему.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям. Суду дополнительно пояснила, что поскольку ФИО3 является льготником федерального значения, то льгота ему должна предоставляться по месту требования, без ограничений. В настоящее время он проживает в Московской области, там прописан, получает пенсию и пользуется всеми льготами, в т.ч. и по оплате коммунальных услуг, однако данное обстоятельство не является препятствием к получению льгот по оплате коммунальных услуг на территории г.Белокурихи. В Управление социальной защиты по г.Белокурихе с вопросом формирования данных о льготополучателе, ФИО3 не обращался, поскольку считает, что предоставление льгот осуществляется не социальной защитой населения, а поставщиком услуг, поэтому и обязанность по предоставлению льготы ФИО3 должна быть возложена на ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха».
Истец ФИО3, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен телеграммой, направленной по месту его жительства указанном в иске, Московская область, Подольский район, д/о Пахра, ..., .... Причина его неявки в судебное заседание суду не известна, об отложении слушания по делу не просил.
Представитель ответчика ЗАО «Теплоцентраль-Белокуриха» ФИО4 исковые требования не признал, суду пояснил, что радиаторы отопления являются общим имуществом сособственников многоквартирного жилого дома N, по ..., в г.Белокурихе, поскольку отапливают не только квартиру N, но и стены смежных квартир, а демонтаж радиаторов отопления нарушает теплоотдачу стен смежных квартир.
По его мнению для демонтажа радиаторов отопления являющихся общим имуществом сособственников многоквартирного жилого дома, требуется получение разрешения на переустройство с внесением соответствующих изменений в техническую документацию, чего истцами не было сделано. Демонтаж радиаторов отопления произведен слесарем ООО «ЖКХ» без разрешения руководства, т.е. самовольно. Вместе с тем радиаторы срезаны, однако система отопления в виде стояков не убрана и проходит по прежнему по квартире ФИО3, через которые продолжает поступать услуга отопления, хотя и не в полном объеме, что по мнению представителя ФИО4 исключает обязанность по внесению изменений в договор энергоснабжения.
В части предоставления льгот, представитель ФИО4 суду пояснил, что льготы предоставляются по одному месту указанному льготополучателем. В Московской области он уже пользуется такими льготами, поэтому в Белокурихе, они не могут быть предоставлены до тех пор, пока ФИО3 не предоставит сведения о том, что он не использует свое право на получение льгот по оплате коммунальных услуг в другом месте.
Представитель третьего лица ФИО5 суду пояснила, что она не признает требования ФИО3 по тем основаниям, что Управление социальной защиты населения формирует списки льготополучателей, которые передает в энергоснабжающие организации. ФИО3 в Управление социальной защиты населения не обращался с вопросом получения льгот.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим причинам.
В исковом заявлении соединены три самостоятельных исковых требования, однако представитель истицы ФИО2 выразила отказ от выделения требований в отдельное производство, полагает, что в представленной суду редакции иска верно отражены как требования, так и верно определены надлежащие ответчики по делу.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреление правом в иных формах.
Статьей 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением законодательства по согласованию с органом местного самоуправления. Изменение инженерного оборудования должно соответствовать техническим требованиям, содержащихся в подзаконных нормативных актах.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственниками квартиры N, дома N, по ..., в г.Белокурихе являются ФИО7, ФИО3, ФИО6 л.д. 33).
Как следует из пояснения сторон, квартира N, дома N, по ... в г.Белокурихе, расположена на 9 этаже, девятиэтажного многоквартирного жилого дома, в среднем подъезде, не является угловой.
Система отопления в данном доме проходит по всем девяти этажам по стоякам расположенным внутри каждой комнаты, каждой квартиры, развод отопления берет начало с девятого этажа.
Между истцом ФИО3 и ответчиком ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» 20.09.2010г. заключен договор энергоснабжения N, согласно условий которого энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту услуги теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение).
Правоотношения по предоставлению услуги теплоснабжения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг.в соответствии со ст. ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пояснения сторон, 26.08.2009г. ФИО2, действующая по доверенности выданной ФИО3 произвела демонтаж радиаторов отопления.
Из материалов дела следует, и не опровергается истицей, что демонтаж радиаторов отопления произведен без оформления надлежащего разрешения в администрации города Белокурихи, а также без оформления соответствующей заявки в ООО «ЖКХ», слесарем ООО «ЖКХ» самовольно.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 суду пояснила, что изменения в технический паспорт квартиры N, не вносились в связи с демонтажем радиаторов отопления.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).
Правительство Российской Федерации, исходя из полномочий, предоставленных ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
При таких суд приходит к выводу о том, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
Подпунктом "д" п. 2 Правил определено, что в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно п. 5 Правил в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Из пояснения сторон следует, что радиаторы отопления демонтированные представителем истца ФИО2 были расположены на ответвлении от общих стояков отопления.
Положения п. 6 Правил во взаимосвязи с пп. "д" п. 2 и п. 5 этих Правил, говорят о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).
Верховный Суд РФ, в определении от 24.11.2009 № КАС09-547 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 22.09.2009 № ГКПИ09-725, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491», указал, что находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как уже отмечено выше, и не оспаривается истцом по делу, такого разрешения истцом не получено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании решения ответчика о непринятии факта демонтажа радиаторов отопления, недействительным.
Истцом предъявлены требования о внесении изменений в договор энергоснабжения, путем исключения услуги «поставка отопления».
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно условий договора энергоснабжения, в лице ответчика по делу обязуется обеспечить истца услугой теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммутационному комплексу № 170 от 27.09.2003г. устанавливают, что переоборудование жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных сетей и установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускается (п. 1.7.2.).
На территории города Белокурихи существует лишь одна теплоснабжающая организация ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха», которая является монополистом в области теплоснабжения города.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 суду пояснила, что она перевела квартиру на автономное отопление при помощи четырех масляных обогревателей.
Согласно пояснению ФИО11 допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста, при переходе на автономную систему теплоснабжения увеличивается количество потребляемой электроэнергии, в то время как внутренняя электропринимающая линия рассчитана на количество потребляемой электроэнергии без учета перехода на автономную систему отопления квартир. По вопросу получения таких разрешений в Белокурихинские МЭС ни ФИО3 ни управляющая компания ООО «ЖКХ» не обращались.
Согласно правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго № 6 от 13.01.2003г., новые или реконструированные электроустановки и пусковые компасы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке изложенном в п. 1.3.1. Правил, а именно до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организацией, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и органом государственного энергетического надзора.
Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и быть согласован с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые системы отопления.
Из пояснения представителя ФИО2 следует, что технические условия, проект и прочая необходимая документация ею не получалась, с таким вопросом она ни куда не обращалась, поскольку полагает, что масляные обогреватели гораздо безопаснее других средств отопления и потребляют малое количество электроэнергии, в связи с чем не происходит увеличения объемов потребления электроэнергии.
В судебном заседании установлено, что представителем истца, в квартире N, дома N, по ул.Партизанской были сняты лишь радиаторы отопления, однако стояки, по которым происходит теплоснабжение все квартир, не демонтированы.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводом представителя ответчика о том, что услуга теплоснабжения через общие стояки продолжает поставляться истцу.
Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об внесении изменений в договор энергоснабжения, путем исключения услуги «поставка отопления».
Кроме того, истцом предъявлены требования об обязании ответчика предоставления ему 50 % льготы по оплате коммунальных услуг за горячее водоснабжение.
Согласно копии удостоверения N, ФИО3 является «Ветераном труда».
В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
гласно ст. 2 Закона АК № 156-ФЗ от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
В силу ст. 4 Названного Закона, размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг).
В соответствии с п. 3 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - "орган социальной защиты населения") на основании представленных льготополучателем документов, указанных в статье 3 Закона Алтайского края N 156-ЗС (далее - "необходимые документы"). По месту пребывания или по месту фактического проживания компенсация назначается соответствующим органом социальной защиты населения при представлении льготополучателем сведений о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства.
П. 27 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» гласит, орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Согласно Названному Постановлению, орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес. Передача списков в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.
Организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Передача сведений о денежных эквивалентах в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа.
Из пояснения представителя ФИО2 следует, что ФИО3, в т.ч. и она не обращались в органы социальной защиты населения в г.Белокурихе по вопросу получения льгот. Пенсию и другие льготы она получают по месту своего постоянного жительства в Московской области.
Согласно ст. 23.1 ФЗ «О Ветеранах» если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
В соответствии с Постановления Администрации Алтайского края от 10.10.2008 N 433 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты гражданам, работающим и проживающим в сельской местности" льготополучатели обращаются с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Как отмечено выше и подтверждается выписками из лицевого счета ФИО3 в г.Белокурихе не проживает л.д. 61-62).
Кроме того, согласно информации Подольского районного Управления социальной защиты населения, от дд. мм.г, ФИО3 зарегистрирован в Московской области, Подольский район, п.Дом Отдыха «Пахра», ..., ... в соответствии Законом Московской области № 36/2006-ОЗ пользуется установленными льготами ежемесячно, в т.ч. ежемесячной денежной компенсацией в размере 50% платы занимаемой общей площади жилого помещения, в размере 50% стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление теплоснабжение) л.д. 95).
Из изложенного следует, что истцом уже используется льгота по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению и не находит оснований для удовлетворения исковых требований об обязывании ответчика предоставить льготу по оплате коммунальных услуг.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 действующего через представителя ФИО2, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2010 года в 15 часов.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В.Омелько