Решение о признании незаконными бездействий



Дело № 2-456/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 декабря 2010 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего Черниковой И.А.,

при секретаре Филипповой Е.Н.,

с участием помощника прокурора г.Белокурихи Шмыревой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белокурихи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белокурихи о признании бездействий незаконными, понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Белокурихи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белокурихи о признании бездействий незаконными, указав, что при проверке на состояние противопожарного водоснабжения установлено, что на территории ..., отсутствуют гидранты - в восточном районе (ул. ... ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...), южном районе (ул. ...), северном районе (ул. ... ..., ...), северо-западном районе (ул. ... ..., ..., ..., ...), районах ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., что в соответствии ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения.

В целях устранения нарушений пожарного законодательства ТО №3 ГПН по г. Белокуриха неоднократно обращался в администрацию города Белокуриха с предложениями по укреплению пожарной безопасности объектов и жилого фонда в вышеуказанных районах, однако администрацией г. Белокуриха каких - либо мер по установке пожарных гидрантов в указанных микрорайонах в соответствии с письменными предложениями не принимались.

Просит суд признать незаконными бездействия администрации города Белокурихи выразившиеся в не обеспечение территории муниципального образования город Белокуриха первичными мерами пожарной безопасности, а так же возложить обязанность на администрацию г. Белокуриха создать условия для забора воды из источников наружного водоснабжения путем оборудования на водопроводных сетях пожарных гидрантов по ..., ..., ..., ..., ..., в районе ..., ..., ..., ..., ... в течении 2-месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г. Белокурихи Шмырева Е.П. отказалась от исковых требований в части возложения обязанности на администрацию г. Белокуриха создания условий для забора воды из источников наружного водоснабжения путем оборудования на водопроводных сетях пожарных гидрантов по ул. ..., в районе ..., ..., ..., ..., ... в связи с установлением пожарных гидрантов до судебного заседания, остальные требования поддержала, уточнив, что просит признать бездействие незаконным, возложить обязанность на ответчика по созданию условий для забора воды из источников наружного водоснабжения путем оборудования на водопроводных сетях пожарных гидрантов в районе ..., на ..., в районе ..., ...( в районе ...).

В судебном заседании представители администрации г. Белокуриха ФИО4, ФИО3 с исковыми требованиями не согласны, указав, что бездействие представляет собой невыполнение обязанностей или совершение определенного действия. Между тем, за период 2007-2010 г. на территории города установлено 20 пожарных гидрантов. Постановлением администрации г.Белокурихи от 22.11.2010 г. № 1596 была создана рабочая группа, которой 22.11.2010 г. поведено обследование улиц Славянская, Кольцевая, Алтайская, Строителей, Объездная, Садовая, Рабочая, Молодежная, Бажова,Чехова в целях выявления технологической возможности установки пожарных гидрантов. В результате пожарные гидранты установлены на перекрестке ..., ..., ..., осуществлен ремонт имеющихся пожарных гидрантов по ..., в районе ..., между ..., ..., таким образом всего установлено 23 гидранта. На момент рассмотрения дела в суде, после поступления искового заявления, в порядке подготовки к судебному разбирательству, установлены 2 гидранта по ...; в районе ..., ..., ..., ..., ... того, установлен один пожарный гидрант на ..., в начале улицы, а так же в перспективе, до 1.08.2011 г. установить на ... еще 2 гидранта, в районе пересечения с переулками .... В районе ... - 1 пожарный гидрант отремонтирован, в перспективе установка до 1.08.2011 г. двух гидрантов, в районе пересечения ... и ..., а так же в районе .... В районе ... отремонтировано 2 гидранта, в перспективе, в срок до 1.08.2011 г. установка гидрантов в районе ..., ... касается ..., то 3.11.2010 г. получено положительное заключение государственной экспертизы магистрального водопровода ..., куда входит ... проектируемом магистральном водопроводе предусматривается установка водозаборных колонок, пожарных гидрантов, установка которых предполагается не ранее 2012 г. из-за отсутствия финансирования.

Представитель третьего лица ОАО «Водоканал» ФИО5 в судебном заседании подтвердил, что техническая возможность водопроводных сетей по ..., ..., ..., ...(в районе ...) позволяет установить пожарные гидранты и в случае заказа на их постановку, ОАО « Водоканал» сможет обеспечить исполнение, при этом необходимо учитывать климатические и природные условия для возможности работы с целью не повредить сети энергоснабжения.

Представитель третьего лица Управления Госпожнадзора МЧС России по Алтайскому края ФИО6 с требованиями прокурора согласен, пояснив, что после подачи искового заявления было установлено 3 гидранта и отремонтировано еще 3 гидранта. Между тем проведенных мероприятий недостаточно, поскольку ..., ..., ..., ... (в районе ...) является частным жилым сектором, ...- вновь строящимся частным жилым сектором, по ...- старые постройки. Тушение пожаров в таких местах может осуществляться методом подвоза воды, которая забирается из наружных пожарных гидрантов. Расположение гидрантов на расстоянии 2-3 км может затруднить локализацию очага, несмотря на имеющееся техническое оборудование и машины. Установление одного гидранта на ... недостаточно, поскольку гидранты должны находится друг от друга на расстоянии 200 м., между тем улица длинная, старые постройки. В районе ... находится 3 гидранта: на территории котельной, АЗС, 1 гидрант отремонтирован. Однако, для такого большого района этих гидрантов недостаточно и администрацией г.Белокурихи запланировано устройство двух гидрантов. В районе ... до судебного заседания отремонтировано 2 гидранта. Не смотря на то, что в этом районе имеются пожарные гидранты, однако их не достаточно для успешного пожаротушения, в связи с чем поддерживает требования по установке гидранта в районе ... касается установки пожарного гидранта по ..., считает, что это является необходимостью, поскольку в ... в ноябре 2010 г. установлен один пожарный гидрант на пересечении Славянской- Сахарова, а в районе ... пожарный гидрант отсутствует вовсе.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора г. Белокурихи обоснованны и полежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 1 ст. 20 Конституции РФ предусматривает право каждого человека на жизнь, п. 1 ст. 41 - на охрану здоровья, п. 1 ст. 35 - на охрану частной собственности. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Таким образом, законодательство о пожарной безопасности самым непосредственным образом соотносится с указанными выше конституционными правами граждан, поскольку его несоблюдение может повлечь как человеческие жертвы, ранения, так и потерю имущества.

На основании положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ст. 3 ФЗ № 69 основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 19 ФЗ № 69, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности» (далее ФЗ №123-Ф3) в ст. 62 ч. 1,2 предусмотрено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.

Согласно ст. 68 ФЗ №123-Ф3 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами (устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара) и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ. В этой же норме закреплены положения по установке, расстановке пожарных гидрантов на водопроводной сети для обеспечения пожаротушения любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант.

Статьей 127 ФЗ №123-Ф3 предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение его последствий.

В силу ст.65 ФЗ № 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности".

Не обеспечение территории муниципального образования первичными мерами пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Как следует из материалов дела ТО ГПН г. Белокуриха неоднократно обращалось в администрацию г. Белокуриха с предложением по укреплению пожарной безопасности объектов жилого фонда г. Белокурихи, указывая, на недостаточность оборудования на сетях наружного водопровода пожарных гидрантов. Обращалось внимание на районы города- пос. «Аврора», ..., поселок «Энергетиков», восточный микрорайон, микрорайон по ..., где пожары тушатся методом подвоза воды из пожарных гидрантов, расположенных в 2-3 км. от места пожара, что затрудняет локализацию очага и, как следствие, материальные потери не только на порядок увеличиваются, но и становятся необратимыми (л.д. 46,47). Однако как следует из сообщения начальника управления по делам ГОЧС за период 2007-2010 годов правовые акты в целях укрепления пожарной безопасности объектов и жилого фонда города, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного снабжения не принимались. В 2008 г. при строительстве водопровода по ... было установлено 3 пожарных гидранта, в 2010 г.в мкр. Северный - 2 пожарных гидранта(л.д. 8).

По сведениям ВрИО начальника ОФПС по Алтайскому краю отсутствуют пожарные гидранты в большинстве новостроящихся районах г. Белокурихи, в частности в восточном районе (ул. ...

При этом, должностными лицами ТОГПН № 3 по г.Белокуриха отмечено, что на территории г.Белокурихи с 2006 года произошло пожаров: - восточный район (ул. ...- 4 пожара и 6 загораний за 2009-2010 г;

-южный район (...)-9 пожаров,4загорания за 2009-2010г.;

-северный район( ...,ул. ...)-3 пожара и 9 загораний за 2009-2010 г.;

-северозападный район( ..., ..., ..., ..., ...)-16 пожаров и 9 загораний за 2009-2010 г. ( л.д 45).

Таким образом, возложенная обязанность по созданию условий для забора воды из источников наружного водоснабжения путем оборудования на водопроводных сетях пожарных гидрантов по ..., ..., ..., ... (в районе ...) в срок не позднее дд. мм. года позволит реализовать полномочия по обеспечению первичными мерами пожарной безопасности, будет способствовать своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось о наличии технических возможностей водопроводных сетей в указанных районах, с целью установки пожарных гидрантов. Кроме того, в обоснование необходимости обустройства пожарных гидрантов в указанных районах подтверждается заключением государственной экспертизы магистрального водопровода ...(ул. ...) с выводом о возможности установки на магистральном водопроводе пожарных гидрантов. Кроме того, как следует из выкипировок схем улиц города, представленных представителем администрации ФИО4, ..., находящаяся в ..., протяженностью 653 м, находится в удаленном расстоянии от пожарного депо, а так же пересечения ..., где установлен гидрант, согласно акта от дд. мм. (л.д. 69, 63). Кроме того, за ... расположены ..., ..., ..., Фрунзенский, Ленинский, ..., где ведется строительство частного сектора, при этом отсутствуют пожарные гидранты, а на необходимость обустройства гидранта в районе ..., помимо установленного в ноябре 2010 г. пожарного гидранта в районе ..., указано зам начальника ТО ГПН № 3 л.д.44), подтверждено в судебном заседании представителем Управления Госпожнадзора МЧС России по Алтайскому края ФИО6

Так же, в судебном заседании нашло подтверждение о наличии технической возможности водопроводных сетей и необходимость обустройства пожарных гидрантов на ..., в районе улицы ..., в районе улицы ... - по ..., поскольку имеющееся количество установленных пожарных гидрантов не достаточно для успешного тушения пожаров. Данные улицы расположены в частном жилом секторе, ..., протяженностью 3330 м, кроме того, в лесном массиве. О необходимости обустройства гидрантов на данных улицах подтверждается сообщением зам начальника ТО ГПН № 3 л.д.44), обращениями в администрацию города ГПН об укреплении пожарной безопасности в указанных районах города (л.д. 46,47), а так же пояснениями в судебном заседании представителя Управления Госпожнадзора МЧС России по Алтайскому края ФИО6 О наличии технической возможности их обустройства подтвердил в суде представитель ОАО «Водоканал» ФИО5 Представители администрации ФИО3, ФИО4 предоставили суду выкипировки улиц указанных районов со схематическими планами размещения новых пожарных гидрантов в районе улицы ... ( пересечение ...- ...; ...), в районе ...( на ..., ...), на ... ( пересечение с ..., ...), в районе ... ( в районе ..., ...).

Довод ответчика на то, что администрация г.Белокурихи предпринимает меры для создания условий по оборудованию на водопроводных сетях пожарных гидрантов, и планирует установить до августа 2011 года не менее 7 пожарных гидрантов в указанных выше районах, в связи с чем нельзя признать бездействие в не обеспечении первичными мерами пожарной безопасности незаконным, является несостоятельным, поскольку, судом установлено, что предложения по укреплению пожарной безопасности по ..., в районе улицы ..., ..., пос. ..., адресованные пожарным надзором в администрацию ..., на протяжении ряда лет( с 2005 г) оставались без рассмотрения (л.д. 46, 47).

Установление 3 пожарных гидрантов в 2008 г. при строительстве водопровода по ..., в 2010 г. - при строительстве системы водоснабжения в микрорайоне Северный ( 2 гидранта) (л.д. 8, 9-37) не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, поскольку не предприняты меры по установке пожарных гидрантов в районах пожароопасных в соответствии с письменными предложениями ГПН.

При этом, частично предпринятые меры администрацией по укреплению пожарной безопасности, выразившиеся в установлении гидрантов при строительстве системы водоснабжения в указанных выше районах, не привели к сокращению пожаров в восточном районе, по ..., в районе ..., в ..., на которые указывал пожнадзор, а предпринятые меры в ноябре 2010 г., так же не устраняют нарушения пожарного законодательства в районе улицы ...( ...), по ....

Утверждение о необоснованности требований в виду отсутствия финансирования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, суд считает необоснованным, поскольку данное обстоятельство не освобождает администрацию города от выполнения обязанностей по вверенным ей федеральным законодательством направлениям деятельности.

Что касается срока оборудования на водопроводных сетях пожарных гидрантов, то суд с учетом мнения сторон о необходимости соблюдения строительных требований производства работ на водопроводных сетях, принимая во внимание климатические и природные условия, наличие технической возможности и объема работ, а так же начинающийся период пожароопасности в апреле, суд считает возможным установить срок для ответчика по созданию условий для забора воды из источников наружного водоснабжения в районе улицы Кольцевая, на ..., в районе улицы ...) не позднее дд. мм. года.

Таким образом суд считает, что требования прокурора г. Белокурихи обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности» руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Белокурихи удовлетворить.

Признать бездействие администрации города Белокурихи, выразившееся в не обеспечение территории муниципального образования город Белокуриха первичными мерами пожарной безопасности, незаконными.

Обязать администрацию г. Белокурихи создать условия для забора воды из источников наружного водоснабжения путем оборудования на водопроводных сетях пожарных гидрантов по ул. Кольцевая, ул. Алтайская, ул. Строителей, ул.Объездная (в районе ул. Белогорская) в срок не позднее 1.05.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Белокурихинского городского суда И.А.Черникова