Дело № 2- 14 /11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2011 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего Черниковой И.А.,
при секретаре Филипповой Е.Н.,
с участием помощника прокурора г.Белокурихи Абашева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Белокурихи в интересах Булавитской Валентины Ильиничны к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», Филиалу «Белокурихинские межрайонные электрические сети» ОАО « Алтайкрайэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Белокурихи в интересах Булавитской В.И. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» (далее по тексту- ОАО «Алтайкрайэнерго»), филиалу «Белокурихинские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго»( далее по тексту- Филиал), просил признать действия ответчиков в части увеличения отпущенной электроэнергии на 410,196 кВт за период с апреля по сентябрь 2010 г. (расходы мест общего пользования) и начисления Булавитской В.И. платы за потребленную электрическую энергию в размере 735,02 рубля незаконными. Возложить на ответчиков обязанность произвести Булавитской В.И. перерасчет отпущенной электроэнергии, исключив расходы электрической энергии на места общего пользования в количестве 410, 169 кВт за период с апреля по сентябрь 2010 г., уменьшив сумму платы на 735 рублей 02 копейки.
В обоснование требований ссылается на то, что Булавитская В.И., собственник 1/2 доли в праве собственности в <адрес>, в октябре 2010 г., при оформлении субсидии на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг получила карту начислений и оплаты услуг за потребленную электроэнергию- за расход энергии в местах общего пользования, с указанием образовавшейся задолженности в размере 735 рублей 02 копейки, за 410,196 кВт. Указанный расчет произведет ответчиками исходя из п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, подп. 1 п.3 Приложения № 2 к названным Правилам по формуле № 9, применяемой при наличии показаний коллективного прибора учета, за который ответчиком приняты приборы учета отпуска электроэнергии, расположенный в трансформаторной подстанции ТП-37-7/19-10, но которая не принадлежит собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов и не включен в состав общего имущества.
Прокурор, ссылаясь на ст. 36, 154 ЖК РФ, Правила № 307, в частности п. 16, предусматривающий, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих(квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных(общедомовых)приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих(квартирных) приборов учета, а так же на Правила № 491,п. 1, 2-9, предусматривающих право собственников определять состав общего имущества в многоквартирном доме, считает, что приборы учета электроэнергии, установленные в трансформаторной подстанции, не являются коллективными( общедомовыми) прибором учета, не включены в состав общего имущества многоквартирного дома, отсутствует решение о его использовании в качестве коллективного(общедомового) прибора, считает, что использование показаний при расчете платы за электроэнергию недопустимо.
Кроме того, обращает внимание на возможность неосновательного обогащения, поскольку решениями арбитражных судов, в пользу ООО «ЖКХ», управляющей организацией, в пользу ОАО «Алтайкрайэнерго» взыскана задолженность за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения, в том числе на общедомовые нужды. Требования ответчика об оплате гражданами задолженности за поставленную электрическую энергию на общедомовые нужды, при наличии у ООО «ЖКХ» аналогичных обязательств, повлечет неосновательное обогащение ответчика.
В судебное заседание Булавитская В.И., ее представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора г.Белокурихи Абашев С.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, обратив внимание на то, что прибор учета опломбирован пломбой ОАО «Алтайкрайэнерго», ключи от подстанции находятся у ответчика, прибор учета находится на балансе, в эксплуатации и собственности ответчиков, решения о признании данного счетчика коллективным имуществом не принималось, так же как и решения собственников жилых помещений многоквартирного дома об использовании счетчика в качестве коллективного(общедомового) прибора учета.
Представитель ОАО « Алтайкрайэнерго», Дорохова А.А. с исковыми требованиями не согласна по основаниям, указанным в письменном отзыве на исковое заявление, считая, что многоквартирный <адрес>, оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета используемой электрической энергии, поэтому при определении платы за коммунальные услуги по электроснабжению в отношении Булавитской В.И., ответчик руководствуется п. 23 Правил № 307. Прибор учета (счетчики), установленный в трансформаторной подстанции отвечает техническим параметрам и является средством измерения, которое определяет объем (количество) коммунального ресурса - электрической энергии, поданной в <адрес>, являясь коллективным (общедомовым) прибором учета. Булавитской В.И. произведено начисление за январь-июнь 2010 г. за расход энергии в местах общего пользования в размере 735 рублей 02 копейки за 410.169 кВт, которое ей, до настоящего времени, не оплачено.
В судебное заседание представители Филиала ОАО «Алтайкрайэнерго» Белокурихинские межрайонные электрические сети», ООО « ЖКХ» не явились, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела.
В порядке ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно ст. 55ГК РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. В силу ст. 56 ГК РФ, юридические лица, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу ст. 154 ЖК РФ:
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что размер платы за коммунальные услуги, в состав которой согласно включается плата за элетроснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации, а с 1 января 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названных положений ЖК РФ Правительством РФ 23.05.2006г утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, № 307, пунктом 1 которых определено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 2 названных Правил их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
На основании п. 3 указанных Правил № 307 коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
В силу пп. "а" пункта 23 Правил № 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам № 307, а именно по формуле 9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Действующее законодательство, регулирующие порядок предоставления и оплаты коммунальных услуг, определило зависимость расчетов по коммунальным платежам от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, которым может быть оборудован многоквартирный дом.
В соответствии с п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В силу ч. 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
Коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии являются составной частью внутридомовой системы электроснабжения и отнесены к общему имуществу многоквартирного дома, что вытекает из содержания п. п. 2-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491).
Так, согласно раздела 1 п. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 5).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 6)
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 7)
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом ( п. 8 Правил)
Общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений данного дома.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ч.1 ст.247 ГК РФ).
Аналогичные положения содержатся и в ч. 2-3 ст. 36 ЖК РФ, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются в установленных ЖК и гражданским законодательством пределах по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, право определять состав общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2-9 названных Правил принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что Булавитская В.И. является собственником 1/2 доли в праве собственности <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, где отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии. Управляющей организацией данного многоквартирного дома является ООО «ЖКХ», что не оспаривалось сторонами. За период с января по июнь 2010 г. ООО «ЖКХ» взимание платы за электроэнергию в местах общего пользования не производили, что не отрицалось ответчиками. Булавитская В.И. оплачивает услуги электроснабжения по показаниям счетчика индивидуального прибора учета. В октябре 2010 г. при оформлении субсидии на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, Филиалом выдана карта начислений и оплату услуг за потребленную электроэнергию (расход) в местах общего пользования, с указанием образовавшейся задолженности в размере 735 рублей 02 коп.
Прибор учета (счетчик), на основании которого производено начисление платы Булавитской В.И. за потребленную электрическую энергию мест общего пользования, находится в трансформаторной подстанции ТП-37-7/19-10.
Данный счетчик установлен ОАО «Алтайкрайэнерго» совместно с ООО «ЖКХ» 18.02.2009 г., что подтверждается актом сдачи-приемки расчетного учета электрической энергии, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.02.2009 г. ( л.д. 29-31).
В судебном заседании установлено, что Булавитская В.И. регулярно оплачивает услуги за электроэнергию, исходя из индивидуального прибора учета. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком, подтверждено картой начисления и оплате по лицевому счету ( л.д. 19), из которой следует, что задолженности на 30.09.2010 г. по индивидуальному прибору учета у Булавитской В.И. отсутствует.
Между тем, из данной карты начислений следует, что у нее имеется задолженность на 30.09. 2010 г. за период 01.04.2010 г. по 30.09.2010 г. за электроэнергию мест общего пользования за 6 месяцев, в размере 735 рублей 02 копейки за 410. 169 кВт( л.д. 19). При этом, в счете-извещении № 1574 от 16.08.2010 г. указанная задолженность ( 735.02 рубля) представлена за начисления с января 2010 г. по июнь 2010 г. ( л.д. 116). Из пояснений представитель ОАО «Алтайкрайэнерго» Дороховой А.А. в суде, следует, что начисления к оплате за места общего пользования в размере 735 рублей 02 копейки за 410, 169 кВт, произведены Булавитской В.И. за период с января по июнь 2010 г.
Так же, Дорохова А.А. подтвердила, что Булавитская В.И. получила квитанцию о начислении оплаты за электроэнергию за период январь 2010 г.- июнь 2010 г. Оплату необходимо произвести на счет Филиала, исходя из агентского договора, на основании показаний счетчика, расположенного в трансформаторной подстанции, который ответчик принимает за общедомовой прибор учета, в соответствии с письмом директора ООО «ЖКХ» от 21.07.2010 г. об осуществлении распределения электрической энергии собственникам жилых домов.
Между ОАО « Алтайкрайэнерго» и ООО «ЖКХ» 01.01.2009 г. заключен договор энергоснабжения № 334004. В соответствии с п. 1.1 договора энергоснабжения его предметом является поставка электрической энергии гарантирующим поставщиком - ОАО «Алтайкрайэнерго» исполнителю ООО «ЖКХ». В силу п. 1.3 поставка электроэнергии осуществляется по точкам поставки. ООО «ЖКХ» приобретает электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды. При этом количество приобретаемой ООО «ЖКХ» коммунальных услуг у гарантирующего поставщика( энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Потери электроэнергии во внутри домовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения( п. 1.3 договора). Объекты, куда поставляется электрическая энергия указаны в актах разграничения балансовой принадлежности.
1.04.2009 г. заключен агентский договор № 3/334004, 1.07.2009 г. агентский договор № 102/2010-10, по которым ООО «ЖКХ» поручает, а ОАО «Алтайкрайэнерго» берет на себя обязательства совершать от имени и за счет ООО «ЖКХ» действия по взысканию дебиторской задолженности с потребителей ООО «ЖКХ». В п. 2.1 указано, что ОАО «Алтайкрайэнерго» обязан осуществлять работу по взысканию задолженности за потребленную электроэнергию. Согласно п. 2.5 при осуществлении оплаты за потребленную электроэнергию гражданам, проживающих в домах обслуживаемых ООО «ЖКХ» засчитываются произведенные гражданами платежи в счет исполнения обязательств по договору энергоснабжения на счет ОАО «Алтайкрайэнерго», минуя счета ООО «ЖКХ».
Несмотря на то, что между истцом договор на предоставление коммунальных услуг не заключался, ООО «ЖКХ» в силу указанных выше договоров, правовых норм, осуществляет начисление и сбор платежей за предоставленные коммунальные услуги, является исполнителем предоставления коммунальных услуг.
Ответчик осуществляет необходимые действия по реализации электрической энергии гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «ЖКХ», в том числе Булавитской В.И., с возложением обязанности производить начисление оплаты за потребленную электрическую энергию на основании показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, производить расчет отпущенной электроэнергии гражданам потребителям в соответствии с Правилами № 307.
Согласно пояснениям, данных в судебном заседании представителями ответчика, счетчики, установленные в трансформаторной подстанции ТП-37-7/19-10, являются собственностью ОАО «Алтайкрайэнерго», отвечают техническим параметрам и является средством измерения, которое определяет объем (количество) коммунального ресурса - электрической энергии, поданной именно в дом, то есть фактически являются коллективными (общедомовыми) приборами учета. При осуществлении расчета оплаты в отношении собственников жилых помещений, в том числе Булавитской В.И., используются ежемесячные показания счетчиков, установленных в трансформаторной подстанции.
Как следует из материалов дела, начисление и предъявление к оплате за содержание мест общего пользования, произведен истцу на основании п. 23 Правил № 307 в соответствии с подп. 1 п. 3 Приложения № 2 к названным Правилам по формуле № 9, применяемой при наличии показаний коллективного прибора учета, за который ответчиком приняты приборы учета отпуска электроэнергии, расположенные в трансформаторных подстанциях, но не принадлежащие собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома, где они проживают, а так же не включенные в состав общего имущества.
Поскольку в <адрес>, отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии, ООО «ЖКХ» подтверждает отсутствие в многоквартирных домах общедомовых приборов учета электрической энергии (л.д. 72, 133-134), отсутствует решение собственников <адрес> об использовании в качестве коллективного прибора учета счетчика, принадлежащего ОАО «Алтайкрайэнерго», прибор учета установлен в трансформаторной подстанции за счет средств ОАО «Алтайкрайэнерго», указанный счетчик находится на балансе и в эксплуатации ОАО «Алтайкрайэнерго», последние опломбируют счетчик, имеют к ним доступ, снимают показания, производят расчет за места общего пользования на основании полученных показаний, Филиал «Белокурихинские МЭС» является получателем денежных средств за места общего пользования, Филиал производит начисления к оплате по лицевому счету, предъявляет собственникам, что следует из карты начислений( л.д. 19), ООО «ЖКХ» не предъявляло требований к собственникам многоквартирных домов, в том числе к истцу, об оплате за потребленную электрическую энергию мест общего пользования, исходя из показаний счетчиков, расположенных в трансформаторных подстанциях, принимая во внимание, что в типовом договоре управления многоквартирным домом указано, что платежи по договору должны предоставляться только за те услуги, которые фактически предоставляются, суд соглашается об обоснованности заявленных требований к ответчикам, а не к ООО «ЖКХ».
Булавитская В.И., прокурор настаивают на том, что размер платы за потребленную электроэнергию должен определяться в соответствии с п. 16 Правил № 307 только исходя из показаний имеющегося в жилом помещении индивидуальных приборов учета.
Суд с этим соглашается, поскольку прибор учета электроэнергии, установленный в трансформаторной подстанции, не является коллективным (общедомовым) прибором учета, в установленном порядке не включен в состав общего имущества многоквартирного дома, решения о его использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета собственниками указанного многоквартирного жилого дома не принималось, в силу чего использование его показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, противоречит нормам ЖК РФ, положениям Правил № 307 и № 491, а также условиям заключенного договора управления многоквартирным домом.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, а так же акты сдачи - приемки расчетного учета электрической энергии от 18.02.2009 г. подтверждает то обстоятельство, что счетчики являются коллективными (общедомовыми) приборами, поскольку данными документами не подтверждается их отнесение к составу общего имущества, а так же к прибору, который собственниками, управляющей организацией признан к использованию в качестве коллективного прибора учета собственниками.
Согласно п. 4.1 договора № 334004 от 01.01.2009 г., учет потребленной энергии осуществляется средствами измерений и учета электрической энергии и или расчетным способом в установленном договором порядке.
Расчетный учет электроэнергии располагается на границе балансовой принадлежности(4.10). В отдельных случаях, по дополнительному соглашению, допускается установка расчетного учета не на границе балансовой принадлежности, при этом объем принятой из сети электрической энергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки расчетного учета электроэнергии, если соглашением сторон не установлен иной способ корректировки. Контрольный учет электроэнергии может быть расположен на сетях ЭСО в точке, электрически наиболее близкой к границе балансовой принадлежности. При использовании контрольного учета электроэнергии для определения количества электроэнергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границ балансовой принадлежности до места установки контрольного учета электроэнергии ( п. 4.10)
Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика Дороховой А.А., о том, что счетчик в трансформаторной подстанции является средством измерения объема (количества) электрической энергии, поданной именно в дом, и признания его коллективным (общедомовым) прибором учета еще и по следующим причинам.
Как было указано выше, исходя из п. 8 Правил содержания общего имущества, в многоквартирных домах, внешней границей сетей электроснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. 88 и п. 89 Правил № 530 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, для использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Пунктом 143 Правил № 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
По смыслу договора № 334004, актов разграничений, там где граница балансовой принадлежности сетей определена сторонами договора на вводе в жилые дома( на контактах присоединения кабеля ответчика к зданию объекта), приборы учета отпускаемой электрической энергии установлены не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, а в трансформаторных подстанциях.
Таким образом, приборы учета электрической энергии, установленные в трансформаторной подстанции с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета,показывают объем электрической энергии, принятой исполнителем коммунальных услуг - ООО « ЖКХ» от ОАО « Алтайкрайэнерго» в электрическую сеть и подлежащий оплате покупателем ООО « ЖКХ», а не расходы мест общего пользования собственниками многоквартирного дома.
Кроме этого, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. Между тем, сторона ответчика не представила в судебное заседание убедительных доказательств бесспорно указывающих на количество потребленной Булавитской В.И. электроэнергии, поскольку исходя из пояснений, данных в судебном заседании и представленных доказательств следует, что ООО « ЖКХ» несет убытки, связанные с отпуском приобретенной у ответчика электроэнергии, но это не свидетельствует о потреблении этих потерь собственниками многоквартирных домов в г.Белокурихе, в том числе Булавитской В.И., а возложение на получателей коммунальных услуг бремени расходов связанных с потерями электроэнергии не указывает на то, что они образовались во внутридомовых сетях и связаны с содержанием общего имущества дома.
В силу закона, фактический расход электрической энергии по многоквартирному дому должен быть распределен между всеми жильцами дома пропорционально объему индивидуального электропотребления в каждой квартире и включен в счет за электроэнергию собственнику жилого помещения.
Ненадлежащая организация работы по учету электроэнергии, наличие долгов у ООО « ЖКХ», на основании решений арбитражных судов, не может служить основанием для возложения на получателей услуги дополнительной обязанности по её оплате. Это следует из того, что не может количество предоставляемой потребителю электроэнергии, соответствовать количеству её потерь.
Таким образом, счетчик установленный для общего учета активной и реактивной энергии ( п. 5 актов разграничения балансовой принадлежности), на трансформаторной подстанции, принадлежащей ОАО»Алтайкрайэнерго», не указывает на объем (количество) коммунального ресурса, поданного в дом, не определяет объем коммунального ресурса - электрической энергии, потребленного домом, Булавитской В.И., данный прибор учета не включен в состав общего имущества дома, решение о его использовании в качестве коллективного прибора учета собственниками не принималось, в связи с чем, указанный прибор учета электрической энергии, в данном случае, нельзя признать и использовать как коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии.
Жилищный кодекс РФ в ч. 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено Федеральным законом или договором.
Поэтому, суд признает, что обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике, но оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с учетом энергии.
23 ноября 2009 года принят Федеральный Закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно части 9 статьи 11 Закона собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Статья 13 данного закона предусматривает, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
До 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии федеральным законом № 261 «Об энергосбережении» возложена на собственников жилья.
В судебном заседании прокурор утверждал, что собственники многоквартирного <адрес> в <адрес>, не приобретали общедомовой ( коллективный) счетчик. ООО «ЖКХ», как управляющая организация, не осуществляло мероприятия по установке, эксплуатации коллективных счетчиков, принадлежащих и находящихся на балансе и в эксплуатации у ОАО «Алтайкрайэнерго» в качестве приборов коллективного учета.
Таким образом, суд считает, что действия ответчиков по начислению Булавитской В.И. как собственнику жилого помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, платы за потребленную электроэнергию на основании п. 23 Правил № 307 в соответствии с подп. 1 п. 3 Приложения № 2 к названным Правилам по формуле № 9 являются незаконными, а требования прокурора о признании действий ОАО «Алтайкрайэнерго», Филиала «Белокурихинские межрайонные электрические сети»ОАО«Алтайкрайэнерго» в части увеличения отпущенной электроэнергии на 410,169 кВт (расходы мест общего пользования) и начисление Булавитской В.И. платы за потребленную электрическую энергию в сумме 735 рублей 02 коп.- незаконными, с возложением обязанности на юридическое лицо, в силу ст. 49,55 ГК РФ - ОАО «Алтайкрайэнерго», произвести Булавитской В.И. перерасчет отпущенной электроэнергии.
Руководствуясь ст. ст. 30, 36, 154, 155 ЖК РФ, ст. 49,55 ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г.Белокурихи удовлетворить частично.
Признать действия Открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго», Филиала «Белокурихинские межрайонные электрические сети» ОАО « Алтайкрайэнерго» в части увеличения отпущенной электроэнергии на 410,169 кВт (расходы мест общего пользования) и начисление Булавитской Валентине Ильиничне платы за потребленную электрическую энергию в сумме 735 рублей 02 коп. за период с января 2010 г. по июнь 2010 года, незаконными.
Обязать Открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго», произвести Булавитской Валентине Ильиничне перерасчет отпущенной электроэнергии, исключив расходы мест общего пользования в количестве 410,169 кВт за период с января по июнь 2010 года, уменьшив сумму платы на 735 рублей 02 коп.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго», в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня оглашения.
Судья Белокурихинского горсуда И.А.Черникова