№ 2- 32/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего Черниковой И.А.,
при секретаре Филипповой Е.Н.,
с участием помощника прокурора г. Белокурихи Шмыревой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белокурихи в интересах Василенко Варвары Андреевны к КГУ «Центр занятости населения г.Белокурихи» об установлении факта места жительства, признании действий незаконными, назначении пособия по временной нетрудоспособности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Белокурихи в интересах Василенко В.А. обратился в суд, с иском к КГУ «Центр занятости населения г.Белокурихи» об установлении места жительства Василенко В.А., место ее пребывания по адресу <адрес>, признании отказ ответчика в регистрации ФИО3 в качестве безработного и назначения пособия по безработице, незаконным, возложении обязанности зарегистрировать ФИО3 в качестве безработного и назначить ей пособие по безработице, в размере, предусмотренном законом с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований ссылается на то, что Василенко В.А. 15.09.2010 г. обратилась к ответчику и в этот же день была зарегистрирована в целях поиска работы. Между тем ей в получении статуса безработного и соответственно получения пособия по безработице было отказано в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства в г.Белокурихе.
Ссылаясь на ст. 3 ФЗ « О занятости населения в РФ», ст. 27, 55 Конституции РФ, ст. 20 ГК РФ, ст. 2,ст. 3 Закона РФ» О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах РФ», прокурор считает, что Василенко В.А. относящаяся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающая в <адрес> с 1997 года, имеющая временную регистрацию по <адрес>, в <адрес> со 2.08.2010 г., фактически там проживающая, и не имеющая иного места жительства в России, состоящая на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на внеочередное получение жилья в <адрес>, вправе получить статус безработного и пособие по безработице.
В судебном заседании помощник прокурора Шмырева Е.П., Василенко В.А. исковые требования поддержали, по основаниям, указанным в иске, уточнив, что просят установить место жительства по месту регистрации в <адрес>, признать отказ в регистрации в качестве безработного и назначения пособия по безработице незаконным, зарегистрировать в качестве безработного и назначения пособия по безработице с 15.09.2010 г. по 1.10.2010 г, так как 1.10.2010 г. Василенко В.А. устроилась на работу к индивидуальному предпринимателю ФИО5, продавцом.
Представитель ответчика ФИО6 с исковыми требованиями не согласен, пояснив, что основанием для отказа в признании Василенко В.А. безработной, явилось отсутствие сведений о регистрации по месту жительства в <адрес>.
Заслушав участников процесса, свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования с учетом уточнения в судебном заседании относительно установления места жительства по <адрес> и периода назначения пособия с 15.09.2010 г. по 1.10.2010 г., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на защиту от безработицы закреплено в п. 3 ст. 37 Конституции РФ и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», которым определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.1 ст. 3 Закона). Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 г. № 847 н, утвержден Порядок регистрации безработных граждан.
До указанного Приказа, действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».
Судом установлено, что 15.09.2010 г. Василенко В.А. обратилась в КГУ «Центр занятости населения г.Белокурихи» и в этот же день постановлена на учет как ищущая работу. Данное обстоятельство подтверждается копией заявления - анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы( л.д. 15), копией карточки персональных данных ( л.д.16), копиями документов личного дела Василенко В.А., подтверждено представителем ответчика ФИО6
Таким образом, в период спорных отношений действовал Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458, которым в п. 2 предусмотрено, что регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
первичная регистрация безработных граждан;
регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
регистрация граждан в качестве безработных;
перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы на основании п. 8 осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами, указанными в п. 7.
Порядок регистрации граждан в качестве безработных предусмотрен пунктами 14-18 указанных Правил.
Учреждения службы занятости имеют право проверять подлинность представленных документов. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы( п. 15)
Согласно п. 16 безработными признаются граждане, которые:
трудоспособны;
не имеют работы и заработка (дохода);
зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
ищут работу и готовы приступить к ней;
не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Датой регистрацией гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.
Безработными, согласно ст. 3 Закона, п. 17 Положения, не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
В случае отказа гражданину в регистрации его безработным учреждения службы занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа( п. 18).
Как следует из материалов дела, на учет в качестве безработной с назначением пособия, 15.09.2010 г. Василенко В.А. не была поставлена в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. На момент подачи документов и заявления о постановке на учет в качестве безработного Василенко В.А. предоставила весь пакет документов для получения статуса безработного, в том числе в подтверждение места жительства - свидетельство о регистрации по месту пребывания. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком, подтверждено личным делом Василенко В.А.
При этом, представленные документы были признаны ответчиком достаточными для признания Василенко В.А. в качестве ищущей работу.
Между тем, Василенко В.А. на учет в качестве безработной с назначением пособия не была поставлена 15.09.2010 г. в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, о чем ей было объявлено, а так же в письменной форме подтверждено специалистом КГУ «Центр занятости населения г.Белокурихи» в ходе прокурорской проверки. При этом, подтверждено что услуги по содействию в поиске подходящей работы будет оказываться Василенко В.А. на постоянной основе ( л.д. 28).
Поскольку действующими правилами не предусматривалось обязательного вынесения письменного решения об отказе в признании безработным, а Василенко В.А. отказано устно, о чем имеются сведения в личном деле, подтверждено ответчиком, суд признает, что учреждением службы занятости отказано истцу в регистрации его безработным с 15.09.2010 г., и данный отказ незаконен.
Действительно, законом предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости подтверждающих документов.
В судебном заседании установлено, что Василенко В.А. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, сирота, не имеет жилья в собственности, состоит в списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья, с 2006 г., что подтверждается копией постановления администрации г.Белокурихи от 19.04.2006 г. № 269 «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетней Василенко В.А.».
В г.Белокурихе Василенко В.А. проживала с 1997 г. с опекуном бабушкой ФИО8 по <адрес>, что подтверждается постановлением администрации г.Белокурихи № 200 от 01.12.1997 г. ( л.д. 34).
С 2005 г. по 05.06.2008 г. проживала в <адрес>, в общежитии, что следует из адресного листка убытия ( л.д. 24).
25.12.2008 г. получила паспорт, выданный отделом УФМС по Алтайскому краю в г.Барнауле.( л.д. 21). 17.06.2010 г. получила диплом о среднем профессиональном образовании, Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Алтайского государственного технического университета им. Ползунова, продолжает учиться в этом же учреждении, по заочной форме обучения, получая высшее образование. После окончания обучения, с августа 2010 г. постоянно проживает в <адрес>, постоянной регистрации не имеет из-за отсутствия жилья. Зарегистрирована по месту пребывания 3.08.2010 г. по <адрес> в <адрес> на период с 2.08.2010 г. по 02.08.2011 г.( л.д.19, 23) Из паспорта Василенко В.А. следует, что отсутствуют отметки (постоянная регистрация) на странице 5 в разделе место жительства ( л.д. 21-22). Сведениями о постоянной регистрации Василенко В.А., ТП УФМС России по Алтайскому краю в г.Белокурихе, не располагает, что следует из представленной справки на запрос суда ( л.д. 39, 46-47).
В судебном заседании свидетель ФИО9 подтвердила, что ее внучка Василенко В.А. фактически и постоянно проживает в <адрес> в <адрес>, иного места жительства не имеет.
Однако, причиной отказа Василенко В.А. в регистрации в качестве безработного явилось лишь одно основание - отсутствие сведений о регистрации по месту жительства в г.Белокурихе при наличии временной регистрации.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительство.
В соответствии с ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях (ст.2).
Статьей 3 указанного Закона, предусмотрен регистрационный учет граждан по месту их жительства.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями), исходя из принципа предположения добросовестности участников гражданских правоотношений, предусмотренного п.3 ст.10 ГК РФ, место жительства по общему правилу должно совпадать с местом регистрации гражданина, которая формально является доказательством его места жительства.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии со ст. 2 указанного закона, место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
По смыслу ст. 5 закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах РФ», указывает что регистрация или отсутствие такой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 г. N 2-П («По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина ФИО10»), конституционные права и свободы граждан гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания(места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.
Таким образом, вопросы признания граждан РФ безработными регулируются не только общим нормативным правовым актом о занятости, но и специальным нормативным правовым актом. В этом проявляется дифференциация норм о занятости населения.
Место проживания гражданина принимается во внимание по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в следующих случаях:
при регистрации гражданина в качестве безработного, поскольку он регистрируется в органе службы занятости по месту своего проживания;
при предложении ему подходящей работы, поскольку в качестве одного из критериев подходящей работы выступает требование транспортной доступности рабочего места, т. е. максимальная удаленность подходящей работы от места жительства.
При этом, такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства.
Что касается права на получение пособия по безработице, то законом определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.
Данное требование обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает.
Введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства направлено на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Василенко В.А. проживает в <адрес> постоянно, на основании договора безвозмездного пользования помещением (п. 1 ст. 689 ГК РФ) с временной регистрацией до 2.08.2011 г., продолжает состоять на учете граждан на улучшение жилищных условий в администрации г.Белокурихи, предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в г.Белокурихе.
Ответчиком не опровергнуты доводы истца о том, что г. Белокуриха является ее местом жительства, кроме того, при постановке на учет в качестве ищущего работу, ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось.
Анализ приведенных выше доказательств, позволяет суду согласиться с доводом Василенко В.А., прокурора о том что на ДД.ММ.ГГГГ, место жительство Василенко В.А. является <адрес>, где Василенко В.А. имеет регистрацию по месту пребывания.
Таким образом, суд признает, что процессуальное законодательство не позволяет ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере занятости, по одним формальным соображениям и считает, что Василенко В.А. может быть признана безработным органами службы занятости в г.Белокурихе, поскольку у ответчика возникла обязанность о постановке истца на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, так как подходящая работа Василенко В.А. в течении 10 дней со дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не найдена, г.Белокуриха является местом жительства Василенко В.А.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 устроилась на работу, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к ответчику о снятии ее с учета в связи с трудоустройством в фотомагазин, в связи с чем, требования о назначении пособия подлежат удовлетворению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Белокурихи удовлетворить.
Установить место жительство Василенко Варвары Андреевны по месту ее пребывания по адресу г.Белокуриха, ул. Алтайская, 62.
Признать отказ КГУ «Центр занятости населения г.Белокурихи» в регистрации Василенко Варвары Андреевны в качестве безработного и назначения пособия по безработице незаконным.
Обязать КГУ «Центр занятости населения г.Белокурихи» зарегистрировать Василенко Варвару Андреевну, проживающую в <адрес> в качестве безработного и назначить ей пособие по безработице в размере, предусмотренном законодательством, с 15 сентября 2010 г. по 1 октября 2010 г.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через суд г.Белокурихи в течение 10 дней со дня оглашения.
Судья Белокурихинского горсуда И.А.Черникова