Дело 2-77/2011 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд Алтайского края в составе,
председательствующего, судьи, Омелько Л.В.,
с участием заместителя прокурора г. Белокурихи, Долиной Т.В.,
при секретаре Третинниковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора города Белокурихи в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Белокурихи о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Белокуриха обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействий по уклонению от постановки на учет как бесхозяйственное недвижимое имущество памятный знак на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского в г.Белокурихе, и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанской, 1 в г.Белокурихе, обязании ответчика постановки на учет в качестве бесхозяйных в учреждении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ссылаясь на то, что данные памятные знаки созданы в 1986 и 1989 году соответственно, в соответствии с Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания № 169 от 28.12.1994г. состоят на учете как объекты культурного наследия краевого (регионального) значения, однако до настоящего времени не включены в муниципальную казну, право собственности ответчика на спорные памятные знаки ни кем не зарегистрировано, что может повлечь за собой их разрушение либо изменение облика и интерьера неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий, что умаляет конституционные права граждан на доступ к культурным ценностям.
Заместитель прокурора г.Белокурихи Долина Т.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации города Белокурихи Мусина Е.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, то администрация города Белокурихи обратилась в БТИ с вопросом изготовления технического им кадастрового паспортов на спорные памятные знаки, после их изготовления, администрация города зарегистрирует в центре регистрации их как бесхозяйные, а через год зарегистрирует свое право собственности и включит в реестр муниципальной собственности оба памятных знака. Поскольку администрация города на день рассмотрения дела судом обратилась в БТИ с вопросом изготовления технических паспортов на памятные знаки на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского в г.Белокурихе, и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанской, 1 в г.Белокурихе, бездействий администрации города в постановки на учет как бесхозяйного имущества не усматривается.
Представитель третьего лица Управления Алтайского края по культуре и архивному делу Рябцев К.Д. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в суд направил отзыв на исковое заявление, в котором выразил согласие с требованиями прокурора г.Белокурихи в полном объеме.
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 3 по Алтайскому краю ФИО5 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в суд направил отзыв на исковое заявление, в котором рассмотрение спора просил оставить на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд признает исковые требования прокурора г.Белокурихи обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения «О принятии на учет бесхозяйственных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утвержденного Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно ст.49 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с п. 18 ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
В силу ст.9.3 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются в том числе и местные бюджеты.
В преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» провозглашено, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, ст.6 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Статьей 33 данного Закона закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объектов культурного наследия ст. 40 Закона понимает комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объектов культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
В судебном заседании установлено, что на территории города Белокурихи имеются памятные знаки на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского в г.Белокурихе, и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанской, 1 в г.Белокурихе (л.д. 26-27).
Согласно Приложению № 1 к Постановлению краевого Законодательного Собрания № 169 от 28.12.1994г. памятный знак на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой отечественной войны, расположенный в г.Белокурихе по ул.Славского, автор ФИО6, возведенный в 1986 году, памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный в г.Белокурихе по ул.Советской, автор ФИО6, возведенный в 1989 году объявлены как объекты, имеющие историческую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории и культуры (л.д. 18-19).
Согласно названному постановлению балансодержателем этих памятных знаков являлось Белокурихинское МОКХ.
Из содержания плана приватизации МОКХ, актов оценки являющихся приложением к плану приватизации на 01 июля 1992 года, спорные памятные знаки не были приватизированы (л.д. 10-17).
Согласно информации Комитета о управлению имуществом города Белокурихи, земля под памятными знаками на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского в г.Белокурихе, и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанской, 1 в г.Белокурихе ни кому не выделялась (л.д. 25).
Как следует из выписки о регистрации прав на недвижимое имущество, право собственности на названные памятные знаки не зарегистрировано (л.д. 23-24), в реестр муниципальной собственности не передавались (л.д. 22), в качестве бесхозяйных на учете в Учреждении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Межрайонной ИФНС № 3 России по Алтайскому краю (как регистрирующему органу до 2001 года) не состоят (л.д. 40).
При таких обстоятельствах, суд признает, что памятные знаки на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского г.Белокуриха и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанская, 1 г.Белокуриха администрацией города Белокурихи должны быть поставлены на учет как бесхозяйное недвижимое имущество, а бездействия администрации города по непостановке названных памятных знаков с 1992 года по 2011 год на учет в качестве бесхозяйных суд признает незаконным.
Доводы представителя ответчика администрации города Белокурихи Мусиной Е.Р. о том, что администрацией города приняты меры к изготовлению технических и кадастровых паспортов на спорные памятные знаки, что свидетельствует о надлежаще принятых мерах по постановке на учет спорных памятных знаков в качестве бесхозяйных суд признает не состоятельными, поскольку как следует из сообщения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» администрация города обратилась с заявлением об изготовлении технического и кадастрового паспортов, составления абриса 21.02.2011г., т.е. после предъявления иска в суд, на день рассмотрения дела судом, памятные знаки на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского г.Белокуриха и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанская, 1 г.Белокуриха в Учреждении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на учет как бесхозяйные не поставлены, что не свидетельствует о надлежащих принятых мерах по постановке на учет в качестве бесхозяйное вещи памятных знаков в период с 1992 года по 2011 год.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Белокурихи удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации города Белокуриха выразившееся в уклонении от постановки на учет как бесхозяйного недвижимое имущество памятный знак на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского г.Белокуриха и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанская, 1 г.Белокуриха.
Обязать администрацию города Белокуриха поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество - объекты культурного наследия: памятный знак на месте, где находился лагерь «Артек» в годы Великой Отечественной войны», расположенный по ул.Славского г.Белокуриха и памятный знак революционерам, погибшим в годы Гражданской войны, расположенный по ул.Партизанская, 1 г.Белокуриха, в учреждение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня оглашения.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В.Омелько