Дело № 2-75\2011 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2011 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи Омелько Л.В.,
при секретаре Третинниковой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Замятина Ивана Давыдовича к Администрации города Белокурихи об устранении нарушенного права
УСТАНОВИЛ:
Замятин И.Д. Е.М. обратился в суд с иском к Администрации города Белокурихи об устранении нарушенного права, обосновывая его тем что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 20 000 кв.м., расположенного в <адрес> из числа земель населенных пунктов - вид использования для сельскохозяйственного производства.
Желая изменить вид разрешенного использования земельного участка для использования его под индивидуальное строительство, истец обратился с заявлением в администрацию города, где решением в протокольной форме, заседания комиссии по регулированию земельных отношений истцу рекомендовано предоставить проект застройки данного земельного участка.
Истец просил суд обязать ответчика не чинить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, устранить в полном объеме допущенные нарушения прав истца на изменение вида разрешенного использования этого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, признать незаконным решение комиссии по регулированию земельных отношений от 14.08.2008г. об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в связи с необходимостью предоставления в администрацию города Белокурихи проекта застройки данного земельного участка.
В судебное заседание истец Замятин И.Д. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки в процесс, суду не известна, об отложении судебного разбирательства, суд не просил.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца.
Представитель истца Замятина И.Д. Сухов В.В. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по изложенным выше основаниям, суду дополнительно пояснил, что истец просит администрацию города изменить лишь вид использования земель. Перевод из одной категории в другую не требуется, поскольку это земли населенных пунктов. <адрес>, где расположены земельные участки планируется. Земля расположена в центре <адрес>, напротив магазина, в районе жилой застройки, ни когда не использовалась под сельхозугодия, на этом участке ранее были какие-то строения, в настоящее время на нем находятся обломки фундамента строений. Замятин И.Д. планировал на этом земельном участке осуществить строительство индивидуального жилого сектора и магазина.
В судебном заседании представитель ответчика Мусина Е.Р. исковые требования Замятина И.Д. не признала в полном объеме, суду пояснила, что истец является собственниками спорного земельного участка, площадь которого превышает 1 900 кв.м., что в силу п. 4.9.3 Положения «О застройке в городе Белокурихе» препятствует его использованию под индивидуальное жилищное строительство. Указанный муниципальный нормативный правовой акт является действующим и обязательным для исполнения.
Представитель Мусина Е.Р. полагает, что истец Замятин И.Д. просил изменить вид разрешенного использования земельного участка, в целях осуществления на нем комплексной застройки, для чего ему было предложено предоставить проект комплексной застройки. Представитель ответчика полагает, что ссылка истцов на ФЗ № 172 от 21.12.2004г. «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» не состоятельна, поскольку настоящим спором является изменение вида использования земли, в то время как названный закон регулирует перевод земель из одной категории в другую.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению в полом объеме.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок кадастровый номер 22:64:020113:005 площадью 20 000 кв.м. принадлежит по праву собственности Замятину И.Д. границы земельного участка установлены, земельный участок выделе в натуре.
Из материалов дела следует, что названный земельный участок отнесен к категории земель - «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства».
Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами по делу, истец решил распорядиться данными земельными участками по своему усмотрению изменив вид разрешенного использования земельных участков с «сельскохозяйственного производства» на земли «под индивидуальное жилищное строительство».
В силу ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.
В судебном заседании установлено, земельный участок с кадастровым номером № образован из числа земель совхоза «Пригородный», где после ликвидации названного совхоза, работникам совхоза, в числе которых был истец Замятин И.Д. выделены паи в виде долей в праве собственности на землю. В установленном законом порядке, доля в праве общей долевой собственности истца на земли бывшего совхоза «Пригородный» выделена в натуре. Произведен отвод земельного участка, установлены границы земельного участка.
Спорный земельный участок в настоящее время, по целевому назначению для «сельскохозяйственного производства» не используются.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 года, изменение разрешенного использования земельного участка, на которого градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, 14.08.2008г. комиссией по регулированию земельных отношений предложено предоставить в администрацию города Белокурихи проект застройки спорного земельного участка.
Из содержания выписки из протокола № 9 (л.д. 7), следует, что истец Замятин И.Д. обратился в администрацию города Белокурихи с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка (хоз.зона) площадью 2,0 га. с кадастровым номером № под индивидуальное жилищное строительство с размещением на нем отдельных объектов соцкультбыта.
Цель использования земельного участка, в т.ч. под индивидуальное жилищное строительство с размещением истцом Замятиным И.Д. на этом земельном участке отдельных объектов соцкультбыта.
Как следует из материалов дела, отказа в изменении вида разрешенного использования истцу Замятину И.Д. администрацией города Белокурихи не выдавалось, вместе с тем, Замятину И.Д. предложено предоставить ответчику проект застройки данного земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
Градостроительный кодекс РФ устанавливает закрытый перечень элементов, включаемых в правила землепользования и застройки, а также определяет их содержание. Это означает, что муниципальные образования при разработке собственных правил землепользования и застройки не могут варьировать состав и содержание правил землепользования и застройки, включать в их состав собственные элементы. В противном случае заинтересованные граждане и юридические лица могут в судебном порядке признать недействительными положения правил землепользования и застройки, не предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения, о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Согласно п.п. «в, к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 и 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется также, в частности, земельное законодательство. Следовательно, как правильно указывает прокурор, отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции РФ - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. "д" ч. 1 ст. 72).
В ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ указано, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Федеральным законом "Об общих принципах самоуправления в РФ" определены вопросы местного значения поселения (ст. 14) и муниципального района (ст. 15). Так, к вопросам местного значения поселения, относится в частности: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п. 20 ст. 14).
К вопросам местного значения муниципального района, относится в настоящее время по рассматриваемому вопросу только утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района (п. 15 ст. 15).
Таким образом, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения исключительно муниципальных образований "первого" уровня - поселений.
При этом, в ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в числе вопросов местного значения муниципального района отсутствуют указанные в пункте 20 ст. 14 вопросы градостроительной деятельности на территории муниципальных образований, входящих в состав муниципального района.
В статье 18 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" прямо указано, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В п. 4 ст. 15 указанного Закона определен порядок передачи вопросов местного значения от поселения к району и от района к поселению. Данный порядок регламентирует необходимость заключения соглашения и определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. При этом, законодательством не предусмотрено, что муниципальный район, в одностороннем порядке, путем принятия правового акта может вопросы местного значения отнести к ведению района.
В схеме территориального планирования муниципального района в соответствии со ст. 19 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка отражается в градостроительном регламенте и соответственно в правилах землепользования и застройки, утверждение которых, как указано выше, относится к вопросам местного значения поселения, а не района.
Определением суда, ответчику по делу администрации города Белокурихи предложено предоставить в суд план застройки микрорайона, однако представитель Мусина Е.Р. в судебном заседании пояснила, что план застройки в настоящее время находится на стадии утверждения.
Поскольку на момент рассмотрения дела план застройки микрорайона по месту расположения земельного участка с кадастровым номером 22:64:020113:0005 не утвержден, заявителем истребовано разрешение на комплексную застройку включающую в себя как объекты индивидуального жилищного строительства, так и объекты соцкультбыта.
Статья 30.2 ЗК РФ устанавливает особые условия предоставления земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства ЗКопределяет как подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории путем строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 41 ГсК подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке этой документации может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Проект планировки - основа для разработки проектов межевания территорий (ст. 42ГсК).
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется для установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства. Подготовка проектов осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (ст. 43ГсК).
Согласно ст. 44 ГсК подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка такого плана осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен в ст. 45 ГсК.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования о предоставлении проекта комплексной застройки земельного участка и не подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным решения комиссии по регулированию земельных отношений от 14.08.2008г. о предложении предоставить истцу проект застройки земельного участка.
Истец просил суд обязать ответчика не чинить препятствий пользования земельным участком с кадастровыми номерами №
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства нарушения прав истца со стороны ответчика в части пользования спорным земельным участком, а именно, не представлено доказательств, то что ответчиком нарушены границы спорного участка, обустроены иные препятствия в пользовании этим земельным участком, либо выдан отказ в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, в части обязания ответчика не чинить препятствий пользования спорным земельным участком, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Замятина Ивана Давыдовича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2011 года.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В.Омелько