№ 2-180/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г.Белокуриха Белокурихинский городской суд, Алтайского края, в составе: председательствующего, судьи Черниковой И.А., с участием заместителя прокурора г.Белокурихи Долиной Т.В., при секретаре Филипповой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белокуриха в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «НК«Роснефть»-«Алтайнефтепродукт» о признании действий незаконными и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Белокурихи обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ОАО «НК«Роснефть»-«Алтайнефтепродукт» (далее по тексту – ОАО «НК «Роснефть») о признании действий ОАО «НК«Роснефть» по отказу при продаже нефтепродуктов, а так же продажи нефтепродуктов в ограниченном количестве противоправными и возложении на ОАО «Роснефть» обязанности совершить определенные действия. В обоснование исковых требований указано, что 26.04.2011г. прокуратурой города проведена проверка федерального законодательства о реализации горюче-смазочных материалов гражданам автозаправочными станциями г. Белокурихи, по результатам которой установлено, что на автозаправочной станции ОАО «НК «Роснефть» расположенной по <адрес> в <адрес> продажа нефтепродуктов осуществляется только по картам лояльности и топливным картам и в ограниченном количестве. Прокурор полагает, что указанные действия ОАО «НК «Роснефть» являются противоправными, нарушающие положения ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителя», «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-0», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Просил суд признать противоправными действия ОАО «НК«Роснефть» по отказу в продаже нефтепродуктов без карт лояльности и топливных карт, а также в ограниченном количестве в отношении неопределенного круга лиц. Обязать ОАО «НК» «Роснефть» прекратить отказывать в продаже нефтепродуктов потребителям, не имеющим карт лояльности и топливных карт, а также ограничивать объемы приобретаемого продукта. Обязать ОАО «НК«Роснефть» довести в установленный судом срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда. В судебном заседании заместитель прокурора г. Белокурихи Долина Т.В. в связи с отменой ограничений в отпуске нефтепродуктов на АЗК № 99 отказалась от исковых требований в части возложения обязанностей на ответчика прекратить отказывать в продаже нефтепродуктов потребителям, не имеющим карт лояльности и топливных карт, а так же ограничивать объем приобретаемого продукта. На удовлетворении остальных заявленных требований настаивала, по изложенным в иске основаниям. Представитель ОАО «НК «Роснефть» ФИО3, в судебном заседании с требованиями прокурора г. Белокурихи не согласился, пояснив, что ОАО «НК «Роснефть» ограничений по реализации гражданам горюче-смазочных материалов не вводило, распоряжений по ограничению генеральным директором ОАО «Роснефть» не издавалось. Временные ограничения реализации горюче-смазочных материалов гражданам на автозаправочной станции ОАО «НК «Роснефть» в г. Белокурихе которые имели место в период с 19.04.2011г. по 26.04.2011г. явились самоуправством управляющего автозаправочной станции в г. Белокуриха, а так же и.о. начальника ОРП ОАО «НК «Роснефть». Данные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Просил суд в удовлетворении требований прокурора г. Белокурихи отказать. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО6, суд считает, что исковые требования прокурора г. Белокуриха обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. В силу ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны. Согласно ч.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В соответствии со ст.11 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 01.03.2011) хозяйствующим субъектам запрещено своими действиями ограничивать конкуренцию, если они ведут к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства. Приказом Минэнерго от 01.08.2001 № 229 утверждены «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-0)» (далее по тексту - Правила). Согласно параграфа 1 Правил устанавливаются требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Данные положения и требования настоящих Правил распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС. В соответствии с параграфом 2 Правил АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств. Параграфом 14 Правил установлен порядок выдачи нефтепродуктов, так в частности - заправка транспортного средства осуществляется в порядке общей очереди. Внеочередное обслуживание предусмотрено для специального автотранспорта (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, аварийные газового хозяйства), автомобилей под управлением инвалидов войны и труда, героев СССР и России, а также других категорий лиц. Из п. 14.1 следует, что выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливо- или маслораздаточные колонки в баки транспортных средств или тару потребителей, а также путем продажи расфасованных нефтепродуктов. Пунктом 14.3 правил запрещается выдача нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару. Согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Права потребителей защищаются в первую очередь государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют права по пресечению нарушений прав потребителей и привлечению к ответственности правонарушителей. В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Белокурихи при проведении 26.04.2011 г., проверки федерального законодательства о реализации горюче-смазочных материалов гражданам на автозаправочной станции ОАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт» расположенной по <адрес> в <адрес> выявлено, что продажа нефтепродуктов осуществляется только по картам лояльности и топливным картам и в ограниченном количестве. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки (л.д.9), объяснением управляющего АЗК № ОАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт» ФИО6(л.д.16), объяснением оператора продавца АЗК № ОАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт» ФИО7, (л.д. 17), объяснениями покупателей ФИО8, ФИО9, ФИО13, ФИО10, ФИО11 (л.д.18-22), распоряжениями и.о. начальника ОРП ОАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт» от ДД.ММ.ГГГГ № о введении ограничения на отпуск нефтепродуктов с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34), от ДД.ММ.ГГГГ № об ограничении реализации бензина Премиум-95 с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 35), от ДД.ММ.ГГГГ № о запрете с ДД.ММ.ГГГГ розничной продажи карт ЛНР(л.д. 36), объявлением о порядке отпуска топлива, размещенного на входе в помещение АЗК № для производства оплаты (л.д.10, 12-15). Факт введения ограничения продажи нефтепродуктов на ОАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт» в <адрес> на АЗК № в соответствии с указанными распоряжениями ДД.ММ.ГГГГ и до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ нашло подтверждение в судебном заседании. Так, свидетели ФИО12, ФИО5, ФИО13, ФИО14, являющиеся автолюбителями суду подтвердили, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на АЗК № в <адрес> имелись ограничения в продаже бензина. Сотрудники АЗК объясняя свой отказ в продаже нефтепродуктов без карт лояльности( карта ЛНР), ссылались на распоряжение руководства, кроме того, ограничивали приобретение бензина по картам ЛНР не более двух раз в сутки по 20 литров. Бывший управляющий АЗК №, ФИО15 подтвердил, что ограничение отпуска бензина было введено на основании поступивших распоряжений и.о. начальника отдела розничных продаж ФИО16, которые были обязательны для работников АЗК№99. ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время ограничения по отпуску бензина были сняты руководством ОАО «НК «Роснефть». О том, что ограничение продажи и отпуска нефтепродуктов осуществлялось на АЗК № в <адрес> подтверждается копией распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и.о.начальника ОРП ФИО16, которая обязала директоров, в том числе Бийской нефтебаз, к которой относится АЗК № в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ категорически запретить продажу и отпуск нефтепродукта Аи-98, а так же ограничить продажу нефтепродукта Аи-95, дизельного топлива летнего и зимнего –по топливным картам в объеме равной емкости бензобака автомобиля, запретить продажу нефтепродукта Аи-92 за наличный расчет и по безналичному расчету (через банковские терминалы по картам), ограничить продажу нефтепродукта АИ-92 при предъявлении карты лояльности «Активная скидка» за наличный расчет с ограничением (один раз в сутки количество приобретаемого нефтепродукта АИ-92возможен максимальный отпуск 40 литров) ( л.д. 34), копией распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ об ограничении с ДД.ММ.ГГГГ реализации бензина Премиум-95, отпуска только по Смарт-картам( л.д. 35), распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о запрете с ДД.ММ.ГГГГ розничной продажи карт ЛНР ( л.д. 36). При этом, пунктом 6 распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ категорически запрещается сотрудникам Общества комментировать и объяснять ситуацию по ограничению отпуска нефтепродукта. Из объявления, находящегося на АЗК № ДД.ММ.ГГГГ следует, что условия отпуска нефтепродуктов изменены АИ-95 и ДТ - только по Смарт-картам(топливным картам), АИ-92- только по Смарт –картам и картам ЛНР( не более двух раз в сутки по 20 литров, на третий раз карта будет блокироваться)( л.д. 10, 12-15). Представитель ОАО «НК «Роснефть» ФИО3 не предоставил суду доказательства, опровергающие довод прокурора о том, что ограничение нефтепродуктов на АЗК № фактически имело место, в то время как приведенными выше доказательствами в суде подтвержден факт отказа продажи нефтепродуктов без карт, ограничения до 40 литров в продаже нефтепродуктов по картам лояльности, ограничения продажи нефтепродуктов по топливным картам. Кроме того, суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что если такое ограничение было, то оно является результатом самоуправных действий работников ОАО «НК «Роснефть» ФИО16 и работников АЗК №, разместивших объявления, поскольку по мнению суда ограничения реализации нефтепродуктов на АЗК № были введены и действовали на основании поступивших распоряжений и.о. начальника ОРП ОАО «НК-«Роснефть» ФИО16, которые обязательны для исполнения сотрудниками АЗК. Имевшие ограничения на отпуск нефтепродукта при указанных обстоятельствах не снимают ответственности с самого юридического лица. Так же судом установлено, что на АЗК № 99 был спрос в нефтепродуктах, имелось ГСМ, следовательно, ответчик не имел права отказывать в заключении договора розничной купли-продажи никому из обратившихся к нему за заключением вышеуказанного договора лиц в порядке общей очереди. Отсутствие у покупателей карт лояльности не освобождает ответчика от обязанности продать имеющееся в наличии топливо обратившимся к нему за ним в порядке общей очереди покупателям. По топливным картам ограничения, в размере емкости бензобака так же недопустимо, поскольку выдача нефтепродуктов может осуществляться через тару потребителей, (за исключением пластиковой и стеклянной тары), а так же путем продажи расфасованных нефтепродуктов. Таким образом, действия ответчика, прекратившего и ограничивающего продажу ГСМ на указанной АЗК № 99, при изложенных выше обстоятельствах, являются неправомерными. Суд не может согласиться с доводом ответчика о самоуправных действий по отпуску нефтепродуктов управляющим АЗК № 99 Кулаковым А.Г. Судом установлено, что с 6.04.2011 г. Кулаков А.Г. находился в отпуске (л.д.52), распоряжения исполнялись на АЗК № 99 с момента их поступления, с 19.04.2011 г., объявление висело на видном для клиентов месте. 30.05. 2011 г. начальником МОБ ОВД по г.Белокурихе вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Кулакова А.Г. за отсутствием состава, предусмотренного ст. 19.1 КоАПРФ (самоуправство). Так же не состоятелен довод представителя ответчика в судебном заседании 20.05.2011 г.( л.д. 109) о том, что изданные ФИО16 распоряжения являются внутренними документами, созданными для внутреннего пользования и эти распоряжения никто не выполнял. Из материалов дела следует, что ФИО16 является и.о. начальника отдела розничных продаж Общества( л.д.58) и в силу доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представляет интересы Общества при подписании распоряжений по установлению цен розничной реализации нефтепродуктов на АЗК Общества и как следует из показаний ФИО6 распоряжения и.о. начальника ОРП являлись обязательными для исполнения. Копии чеков терминала, представленных ответчиком, ( л.д. 66) свидетельствуют о том, что продажа нефтепродуктов 26.04.2011г. после 18 часов в обычном порядке возобновлена, что свидетельствует чек о продаже бензина в 18 часов 47 минут. Представленные же ответчиком копии чеков терминала по топливным картам( л.д. 67) не опровергают довод прокурора о том, что продажа нефтепродуктов по топливным картам, согласно распоряжения № 31-03-159, п. 2( л.д. 34), осуществлялась в ограниченном количестве. Так же не может повлиять на принятие настоящего решения довод о том, что прокуратурой города Белокурихи при проведении проверки на АЗК № 99 нарушены требования закона, регламентирующие порядок проведения выездных проверок в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку в судебном заседании установлено, что при осуществлении проверки законодательства о реализации горюче-смазочных материалов гражданам на АЗК № в <адрес>, на основании информации об ограничении отпуска нефтепродуктов, заместителем прокурора Долиной Т.В., в рамках полномочий, установленных ст. 21 - 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлена проверка за исполнением законодательства о реализации горюче-смазочных материалов, соблюдения прав и свобод граждан. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ и ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», наделен правом обращения в суд с заявлением, в том числе, о признании действий организаций, осуществляющих торговлю и ограничивающие продажу потребителям товара, противоправными и о прекращении таких действий. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В соответствии с ч.2 ст.46 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении указанного в ч.1 данной статьи иска, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Поэтому подлежит удовлетворению требование о доведении решения суда до сведения потребителей. Поскольку противоправными являлись действия на одной АЗК№ 99, расположенной в г.Белокурихе, то суд полагает, что решение суда должно быть доведено до сведения потребителей именно этой АЗК. При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводами прокурора г. Белокурихи, что нарушение требований законодательства ОАО «НК«Роснефть» о защите прав потребителей и ограничения отпуска нефтепродуктов, противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному ст. 15 Конституции РФ и нарушает интересы РФ, заключающиеся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности. В соответствии со ст. 144 ГПК РФ, обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда. Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор по заявлениям в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц освобождён на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивается в местный бюджет с ответчика. Руководствуясь Законом РФ «О защите прав потребителя», ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г.Белокурихи удовлетворить. Признать противоправными действия Открытого акционерного общества «НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт» по отказу в продаже нефтепродуктов без карт лояльности и топливных карт, а так же в ограниченном количестве, в отношении неопределенного круга лиц, на АЗК № в <адрес>. Обязать Открытое акционерное общество «НК«Роснефть» - «Алтайнефтепродукт» в течение 10 дней после вступления в законную силу настоящего решения довести его до сведения потребителей, поместив копию решения на стенд информации на АЗК № по адресу <адрес>. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «НК«Роснефть»-«Алтайнефтепродукт», в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 200 рублей. Отменить все меры по обеспечению иска. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г.Белокурихи, в течении 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья Белокурихинского городского суда И.А. Черникова