Дело 2-278/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 августа 2011 года г. Белокуриха Белокурихинский городской суд Алтайского края в составе, председательствующего, судьи, Омелько Л.В., с участием помощника прокурора города Белокурихи, Шмыревой Е.П., при секретаре Зарубиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора города Белокурихи в интересах несовершеннолетнего ФИО1 и его законного представителя Кандаковой Татьяны Николаевны к Администрации города Белокурихи Алтайского края о возложении обязанности УСТАНОВИЛ: Прокурор города Белокурихи обратился в суд с иском о в интересах несовершеннолетнего ФИО1 ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его законного представителя Кандаковой Т.Н. к Администрации города Белокурихи Алтайского края о возложении обязанности предоставить место в образовательном дошкольном учреждении, обосновывая исковые требования тем, что после рождения сына ДД.ММ.ГГГГ Кандакова Т.Н. обратилась в дошкольное образовательные учреждения детский сад «Рябинка» и детский сад «Аленушка» с заявлением о предоставлении места для ее несовершеннолетнего ребенка ФИО1 ФИО9 в детском саду, однако до настоящего времени, ребенок местом в детском саду необеспечен. В настоящее время, полномочия по ведению списка очередности переданы администрации города. Комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений производиться комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждении. Согласно общегородскому списку очередности номер очереди ФИО1 ФИО10 - 403. За истекший период времени ребенку не было предложено ни одной формы дошкольного образовательного учреждения. Прокурор города Белокурихи просил суд признать незаконными бездействия администрации города Белокурихи по необеспечению ФИО1 ФИО11 общедоступного бесплатного дошкольного образования, обязать ответчика организовать предоставление общедоступного дошкольного образования ФИО1 ФИО12 на территории г.Белокурихи в срок до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании помощник прокурора города Белокурихи Шмырева Е.П. на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что в городе имеются семейные дошкольные группы, однако в данных группах воспитываются дети разного возраста, в связи с чем не ведется образовательный процесс согласно возрасту. Группы раннего развития «Филиппок» и «Растишка» это группы кратковременного пребывания детей и предполагают занятие детей два раза в неделю по полтора часа, где образовательный процесс, согласно возрасту не ведется. В настоящее время готовиться к вводу в эксплуатацию, после реконструкции, детский сад «Сказка». Истица Кондакова Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в 2009 году детские сады сами вели списки очередности на предоставление путевок в детские сады, поэтому она сразу же после рождения сына подала заявления и встала на очередь в оба детских сада действующих на территории г.Белокурихи. В последующем был создан общегородской список очередности, где их номер очереди 400. В настоящее время ребенок достиг двух лет, а являясь очередником под номером 400, она полагает, что согласно возрасту и потребности ребенок не будет обеспечен местом в дошкольном общеобразовательном учреждении. Представитель ответчика по делу администрации города Белокурихи Мусина Е.Р. просила дело рассмотреть без ее участия в судебное заседание не явилась. До судебного заседания представила суду отзыв на исковое заявление в котором выразила свое несогласие с иском. Полагает, что бездействия администрации города по необеспечению ФИО1 ФИО13 путевкой в детский сад отсутствуют, поскольку последними приняты все меры по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории г.Белокурихи, а именно, в соответствии с Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждений сформирована очередь будущих воспитанников детских садов, где ФИО1 ФИО14 имеет номер очередности - 400. На базе МОУ ДОУ «Центр эстетического воспитания» школа раннего развития «Филиппок» на 106 мест, центр раннего развития «Растишка» на 70 мест, группа кратковременного пребывания при МОУ «БСОШ № 1» на 15 мест, на 2011 год ведется работа по открытию двух семейных дошкольных групп на 2- мест, проводится консультативная работа с гражданами, желающими организовать семейные дошкольные группы, осуществляется реконструкция и ремонт муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад «Сказка» на 275 мест, срок ввода в эксплуатацию которого 01.09.2011г. С учетом мнения сторон, муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Белокурихи не были привлечены в качестве третьих лиц, поскольку не формируют самостоятельно воспитанников, что соответствует требованиям ст. 32 Закона РФ «Об образовании», п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором предусмотрено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд признает требования прокурора города Белокурихи в интересах ФИО1 ФИО15 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. На основании ч.2 ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки в полноценной жизни в обществе. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»). В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований. Согласно п. 13. ч. 1 ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. В силу ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрен п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666. Согласно ст. 7 п. 14, ст. 56 п. 2 Устава Муниципального образования Город Белокуриха Алтайского края, к полномочиям администрации города относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Белокурихи. Аналогичные полномочия администрации города Белокурихи закреплены в Постановлении Администрации города Белокурихи от 24.12.2010 N 1842 «Об утверждении Положения о порядке организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и организации предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края» где так же определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования город Белокуриха Алтайского края в области образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Согласно ст. 31 вышеуказанного Постановления Правительства РФ количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. Статьей 32 предусмотрена предельная наполняемость в группах, комбинированной и компенсирующей направленности. Как следует из материалов дела ФИО1 ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ, на день рассмотрения дела судом достиг возраста двух лет. 31.08.2009г. истица Кандакова Т.Н. обратилась в МДОУ ЦРР детский сад «Рябинку» и «Аленушку» с заявлением о предоставлении места в детском саду ее сыну ФИО1 ФИО17. В судебном заседании истица Кандакова Т.Н. суду пояснила, что она воспитывает ребенка одна. Ее заработная плата составляет 7 500 рублей в месяц, отец ребенка оказывает материальную поддержку в размере 1 500 рублей в месяц. Ребенок в настоящее время посещает няню, где сформирована группа детей разного возраста. Оплата услуг няни составляет 2 500 рублей в месяц, кроме того питание ребенка в течении дня обеспечивают родители. Занятий с ребенком согласно его возрасту не ведуться. В судебном заседании установлено, с 27.09.2010 г. порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений в г.Белокурихе осуществляется в соответствии с Постановлением № 1302 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, Положения о Комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений», в которое были внесены изменения от 16.02.2011 г. № 140 «О внесении изменений в постановление администрации города от 27.09.2010 г. № 1302 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, Положения о Комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений, состава комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений». В соответствии с п.п. 2.2., 2.6 Положения о порядке комплектования ДОУ комплектование ДОУ осуществляется комиссией по комплектованию совместно с руководителями ДОУ при наличии свободных мест в соответствии с нормативами наполняемости возрастных групп, на основании реестра очередников. Комплектование ДОУ на новый учебный год производиться в мае-июне ежегодно, в остальное время проводится текущее комплектование по мере освобождения мест. Комитет по образованию, в силу п. 2.7. Положения, в соответствии с решением Комиссии выдает путевки родителям в ДОУ. Согласно п.2.2. Положения, ст. 31 Постановления Правительства № 666, формирование групп в ДОУ осуществляется в соответствии с предельной наполняемостью и при наличии свободных мест. В соответствии с п. 2.6. Положения комплектование на новый учебный год производится в мае-июне месяце ежегодно, в остальное время проводится текущее комплектование по мере освобождения мест. Как установлено судом, на территории города Белокурихи функционирует два муниципальных дошкольных образовательных учреждения - детский сад «Аленушка» и детский сад «Рябинка», учредителем которых является администрация города Белокурихи. Ежегодно в детские сады принимается от 40 до 50 детей, в каждый, в зависимости от комплектования групп по возрасту. Детский сад «Аленушка» на день рассмотрения дела, посещают 189 детей при нормативной наполняемости - 120 детей, в детском саду «Рябинка» - 217 детей, при нормативной наполняемости - 190 человек. При проектной мощности зданий - 310 мест, их посещают 406 детей. Кроме того, на базе МОУДОУ «Центр эстетического воспитания» работает Школа раннего развития «Филиппок»-106 детей. Работает Центр раннего развития «Растишка»-70 детей. Общая очередь была сформирована на основании Книги учета будущих воспитанников МДОУ ЦРР д/с «Аленушка» и заявлений МДОУ ЦРР д/с «Рябинка». Формирование реестра очередников( общегородской очереди) осуществляется Комитетом по образованию администрации города Белокурихи согласно даты обращения родителя. Согласно отзыва на исковое заявление в сентябре месяце 2011 года планируется введение в эксплуатацию ДОУ детский сад «Сказка», однако на день рассмотрения дела судом, названное ДОУ находится на стадии реконструкции. Вместе с тем ответчик по делу не оспаривал право ФИО1 ФИО18 на дошкольное образование. В судебном заседании установлено, что с 31.08.2009 года по настоящее время ФИО1 ФИО19 не предоставлено место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Белокурихи из-за отсутствия свободных мест. Между тем, суд считает, что с учетом прошедшего времени с момента постановки на очередь, более двух лет, а также возраста ребенка на момент рассмотрения дела отсутствует разумность сроков исполнения органом местного самоуправления возложенной на него нормативными правовыми актами обязанности по предоставлению места в детском саду, что приводит к нарушению прав истца на получение общедоступного дошкольного образования. При этом отсутствие как такового отказа в предоставлении места не имеет юридического значения, поскольку с учётом ограничения по возрасту в приеме в дошкольные образовательные учреждения до 7 лет, длительный срок, в течение которого ответчиком не было предоставлено место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, фактически равноценен отказу в предоставлении такого места. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. При этом, частично предпринятые меры администрацией по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, выразившиеся в принятии решения реконструкции детского сада на 280 мест в связи с большой потребностью в предоставлении мест в детских садах, постановлением от 20.12.2010 г. № 1826 «Об утверждении Адресной инвестиционной программы муниципального образования город Белокуриха на 2011 год», высвобождение и набор в МДОУ ЦРР на 60 детей, высвобождение и набор ШРР «Филиппок» на 60 детей, набор в группу кратковременного пребывания при МОУ «БСОШ № 1» на 15 детей, открытие семейных групп 2 на 20 детей, ведение единой базы данных детей, нуждающихся в устройстве в ДОУ, организация консультативной работы с представителями общественности, желающими организовать семейные дошкольные группы не привели к общедоступности бесплатного дошкольного образования на территории городаБелокурихи в текущий период, к отсутствию нуждаемости в местах в детских садах, и охвата детей дошкольным образованием кто в этом нуждается, а принятые меры по реконструкции детского сада оказались несвоевременными и запоздалыми. Утверждение о необоснованности требований в виду отсутствия финансирования по обеспечению, суд считает необоснованным, поскольку данное обстоятельство не освобождает администрацию города от выполнения обязанностей по вверенным ей федеральным законодательством направлениям деятельности. С учётом изложенного, отсутствие свободных мест в МДОУ не освобождает администрацию города Белокурихи от выполнения обязанности по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО1 ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные истцом требования, обязав Администрацию города Белокурихи предоставить место в муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования. Прокурор г.Белокурихи просит организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО1 ФИО21 в срок, не позднее 01.09.2011 г. Как следует из п. 2.6 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, комплектование ДОУ на новый учебный год производится в мае-июне ежегодно, в остальное время проводится текущее комплектование по мере освобождения мест. Согласно отзыву на исковое заявление представленному в суд ответчиком, ввод в эксплуатацию детского сада «Сказка» запланирован 1 сентября 2011 года. Поэтому, с учетом фактических обстоятельств дела, возраста истца, количества групп данного возраста, нормативную и фактическую наполняемость средней группы, ввода в эксплуатацию детского сада «Сказка» после его реконструкции, суд считает возможным возложить обязанность на администрацию города Белокурихи предоставить место ФИО1 ФИО22 в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в срок не позднее 01.09.2011 г., что будет соответствовать срокам комплектования ДОУ на новый учебный год, предусмотренный в п. 2.6 Положения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Белокурихи удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации города Белокурихи по не предоставлению ФИО1 общедоступного бесплатного дошкольного образования. Обязать Администрацию города Белокурихи Алтайского края организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетнему ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Белокурихи, в срок не позднее 01.09.2011г. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней с момента оглашения. Судья Белокурихинского городского суда Л.В.