Дело № 2-297\2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 августа 2011 года г. Белокуриха Белокурихинский городской суд, Алтайского края в составе: председательствующего судьи Черникова И.А., с участием заместителя прокурора г. Белокурихи Долиной Т.В., при секретаре Филипповой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г. Белокурихи в интересах Еремеевой Марии Семеновны к Администрации города Белокурихи о признании решения незаконным и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Белокурихи в интересах Еремеевой М.С. обратился в суд с иском к Администрации города Белокурихи о признании незаконным отказ администрации г. Белокуриха в бесплатном предоставлении в собственность Еремеевой М.С. земельного участка по <адрес>) в <адрес> с кадастровым номером №, и возложении обязанности на администрацию г. Белокурихи бесплатно предоставить в собственность указанный земельный участок. В обоснование исковых требований указал на то, что Еремеева М.С. являясь Ветераном Великой Отечественной войны, согласно редакции Закона Алтайского края от 10.07.2007г., действовавшей до 01.01.2010г., «О бесплатном предоставлении в собственность земельный участков», относится к категории граждан, которые имеют право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность. 02.12.2009г. Еремеева М.С. обратилась в администрацию г. Белокуриха с заявлением о предоставлении в собственность на безвозмездной основе земельного участка по <адрес> (20) в <адрес>, однако ей было отказано в этом, поскольку на момент ее обращения торги (конкурс, аукцион) по предоставлению указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства не проводились, публикации, о его передаче не размещалось. Полагает, что администрация г. Белокуриха незаконно отказала Еремеевой М.С. в бесплатном предоставлении в собственность указанного земельного участка. В судебное заседание Еремеева М.С. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ее интересы, по доверенности от 19.08.2011 г., представляла Ветохина Л.А. В судебном заседании заместитель прокурора г. Белокурихи Долина Т.В., представитель истица Ветохина Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивали по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика администрации города Белокурихи Мусина Е.Р. с исковыми требованиями прокурора г. Белокурихи не согласилась, пояснив, что 10.12.2008г. Еремеева М.С. обратилась в администрацию города Белокуриха с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома. Указанное заявление 15.01.2009 г. было рассмотрено на заседании комиссии по регулированию земельных отношений. Комиссией было принято решение о формировании и проведении кадастрового учета земельного участка, а также о предоставлении сформированного земельного участка согласно действующему законодательству. Постановлением администрации города Белокуриха от 09.10.2009г. утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, который был поставлен на кадастровый учет 20.11.2009г. 02.12.2009г. в администрацию города обратилась Еремеева М.С. с В соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральным законом от 12.01.95г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не предусмотрено бесплатное предоставление в собственность ветеранам Великой Отечественной войны земельных участков. Согласно Закона Алтайского края от 06.12.2006 № 88-ЗС земельные участки могут предоставляться в собственность бесплатно ветеранам Великой Отечественной войны, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, указанным законом предусмотрена бесплатная передача в собственность земельных участков при условии заключения договоров аренды на период строительства жилого дома сроком на 5 лет. Таким образом, при рассмотрении заявления Еремеевой М.С. администрация города Белокуриха руководствовалась общими нормами, регулирующими бесплатное предоставление собственность граждан земельных участков. Более того 04.08.2010 между администрацией города и Еремеевой М.С, на Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора по следующим основаниям. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс РФ установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ). Пунктом 2 ст. 28 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Данная статья ЗК РФ регулирует отношения, связанные с приобретением прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, вследствие чего при разрешении настоящего спора применена быть не может. Согласно ч. 2 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 30 ЗК РФ, и включает: проведение работ по формированию земельного участка, проведение торгов, подписание протокола о результатах торгов. На основании ч. 4 ст. 30 ЗК РФ, проведение работ по формированию земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Закон Алтайского края от 16.12.2002 № 88-ЗС (ред. от 06.01.2011) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее по тексту - Закон АК) разработан в соответствии с ЗК РФ и регулирует отношения, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Алтайского края. Указанным законом предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельного участка, а так же предусмотрены категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.2 Закона АК, (в ред. Закона Алтайского края от 03.07.2009 N 52-ЗС) земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан в следующих случаях: 1) если на земельном участке расположены находящиеся в собственности граждан индивидуальный жилой дом и (или) индивидуальный гараж, строительство которых завершено, и указанный земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ: а) на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды для эксплуатации индивидуальных жилых домов, индивидуальных гаражей; б) на праве аренды для индивидуального гаражного или жилищного строительства, ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства; 2) если на земельном участке расположены находящиеся в собственности членов гаражных, гаражно-погребных кооперативов индивидуальный гараж и (или) индивидуальный погреб, и указанный земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ; 3) если на земельном участке расположены индивидуальный жилой дом и (или) индивидуальный гараж, право собственности на которые возникло до введения в действие ЗК РФ, и на указанный земельный участок не имеется правоустанавливающих документов; 3.1) если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие ЗК РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан; 4) для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 2.1 настоящего Закона. В соответствии со ст. 2.1 названного Закона, (в ред. Закона Алтайского края от 07.05.2010 N 27-ЗС), действующей с 1.01.2011 г., право на бесплатное получение земельных участков имеют категории граждан, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе ветераны Великой Отечественной войны. Земельные участки предоставляются гражданам без проведения торгов на период строительства индивидуальных жилых домов в аренду на пять лет. Граждане после завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома и государственной регистрации права собственности на него в установленном действующим законодательством порядке имеют право бесплатно приобрести земельный участок в собственность. Такой порядок утвержден Постановлением администрации Алтайского края от 02.03.2010 г. «Об утверждении порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в соответствии с вышеназванным Законом АК и предусматривает, что предоставление земельных участков гражданам, состоящим на учете в качестве желающих в соответствии с Законом АК осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Орган, осуществляющий предоставление земельных участков, в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду и оформляет договор аренды земельного участка для подписания его гражданином либо решение об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Гражданин после ввода в эксплуатацию индивидуального жилого дома в срок, не превышающий срока договора аренды, и государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом вправе обратиться в уполномоченный орган на предоставление земельных участков орган с заявлением о получении его в собственность бесплатно. Решение о предоставлении земельных участков в собственность для эксплуатации индивидуальных жилых домов принимается в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. В случае, если в срок, указанный в договоре аренды земельного участка, индивидуальный жилой дом не введен в эксплуатацию, арендатор земельного участка утрачивает право на бесплатное получение его в собственность. Таким образом, законодатель предусмотрел для определенных категорий граждан бесплатное (без проведения аукциона) предоставление земельного участка с последующим заключением договора аренды, а при осуществления строительства жилого дома в пределах действия договора аренды и бесплатную передачу в собственность. В судебном заседании установлено, что Еремеева М.С. имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны с правами и льготами, установленными ст. 20 Федерального закона « О ветеранах»( л.д. 8). В судебном заседании представитель истца Ветохина Л.А. подтвердила, что ее мать Еремеева М.С. является работником тыла, ей выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны с предусмотренными льготами. 10.12.2008г. Еремеева М.С. обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства( л.д. 10), которое 15.01.2009г. было рассмотрено на заседании комиссии по регулированию земельных отношений администрации города, по результатам которого было принято решение о формировании земельного участка и проведения кадастрового учета, о предоставлении сформированного земельного участка согласно действующему законодательству РФ ( л.д. 11). Постановлением администрации города от 09.10.2009г. № 951, в связи с заявлением Еремеевой М.С. от 01.10.2009 г. утверждена схема расположения земельного участка для использования в целях индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес> ( л.д. 12). Земельный участок по <адрес>, кадастровый номер № поставлен на кадастровый учет 20.11.2009г.( л.д. 15) 02.12.2009г. Еремеева М.С. обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес> в собственность на безвозмездной основе ( л.д. 14). В судебном заседании представитель администрации Мусина Е.Р. пояснила, что действующее законодательство, на период подачи заявления- 02.12.2009 г., не предусматривало возможности предоставления Еремеевой М.С. земельного участка в собственность бесплатно, поскольку она не относилась к категории лиц, которым могла быть выделена земля в собственность бесплатно в 2009 г., так же не обладает данным правом в настоящее время. Кроме того в 2009 г. участок не был до конца сформирован, отсутствовало определение технических условий подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, торги по продаже права собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства не проводились, публикация о его передаче в собственность не размещалась. Еремеева М.С. отказалась принять участие в торгах для решения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального строительства. Суд частично соглашается с позицией представителя администрации. Так, в соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС (ред. от 10.07.2007), действующей с 21.07.2007 г. предусматривалось, что право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность имеют: 2) ветераны Великой Отечественной войны для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. Законом Алтайского края от 03.07.2009 N 52-ЗС в ст. 2 внесены изменения, при этом начало действия новой редакции с 25.03.2010 г. окончание действия редакции - 17.05.2010. Таким образом, на момент обращения Еремеевой М.С. с заявлением действовала редакция от 10.07.2007 г. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Ст. 28 вышеназванного закона предусматривает реализацию мер социальной поддержки ветеранов, которая осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах". Таким образом, Еремеева М.С. является лицом, которое относится к льготной категории. В то же время, статьей 30 Земельного Кодекса РФ, Положением о порядке предоставления, прекращения прав и изъятия земельных участков в границах муниципального образования «город Белокуриха», утвержденного решением Белокурихинского городского Совета депутатов от 05.10.2006 г. № 67, предусмотрено предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта исключительно на торгах. Таким образом, действующее законодательство в 2009 г., не лишало Еремееву М.С. в момент обращения, права на получение земельного участка для строительства по <адрес>, в <адрес>, бесплатно, без предварительного согласования места размещения объекта, на торгах. На момент обращения Еремеевой М.С. отсутствовало определение технических условий подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, торги (конкурс, аукцион) по предоставлению указанного земельного участка для жилищного строительства не проводились, публикация, о его передаче для указанной цели, не размещалась. Еремеевой М.С. было предложено принять участие в торгах для решения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, либо обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Еремеева М.С. отказалась от участия в торгах по продаже права собственности на земельный участок, администрацией города торги не проводились ( л.д. 18), а 13.05.2010 г. Еремеева М.С. обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка по ул. Озерная, 20 в аренду. Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании Ветохина Л.А. 4.08.2010 г. между администрацией г.Белокурихи и Еремеевой М.С. заключен договор аренды земельного участка. Договор зарегистрирован 07.09.2010 г. в Управлении Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, срок действия с 07.09.2010 г., на 10 лет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.08.2011 г. ( л.д. 26). Постановлением администрации г.Белокурихи № 1295 от 27.09.2010 г.. земельному участку изменен адрес с <адрес> в <адрес>( л.д. 17). В судебном заседании представитель Ветохина Л.А. пояснила, что данный договор истица расторгать не желает, в 2009 г.-2010г, до заключения договора аренды, Еремеева М.С. так же не желала оспорить действия администрации в судебном порядке. В настоящее время договор аренды земельного участка по <адрес>, является заключенным, никем не оспорен. Суд не соглашается с доводом прокурора г. Белокурихи о том, что в настоящее время администрация г. Белокурихи обязана предоставить земельный участок Еремеевой М.С. в собственность на безвозмездной основе, поскольку Еремеева М.С. реализовала свое право, путем отказа от участия в торгах для решения вопроса о предоставления в собственность земельного участка, получила в 2010 году земельный участок по ул. Озерная, 20 в г.Белокурихе, для индивидуального жилищного строительства в аренду, сроком на 10 лет. В настоящее время на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории города Белокурихи не состоит, с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию города Белокурихи не обращалась. При указанных обстоятельствах, у Еремеевой М.С. отсутствует право на бесплатное получение земельного участка в собственность, у суда отсутствуют основания считать отказ администрации незаконным с возложением обязанности бесплатно предоставить земельный участок в собственность. На основании ст. 28,30 Земельного Кодекса РФ, Закона Алтайского края от 16.12.2002 № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Белокурихи в интересах Еремеевой Марии Семеновны к Администрации города Белокурихи о признании незаконным отказ администрации города Белокурихи и возложении обязанности бесплатно предоставить в собственность земельный участок по <адрес>) в <адрес>, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Белокурихинского городского суда И.А.Черникова
заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для
индивидуального жилищного строительства.
основании постановления администрации города от 04.08.2010, был заключен договор аренды земельного участка для строительства жилого дома сроком на 10 лет. Кроме того, обратила внимание на то обстоятельство, что Еремеева М.С. не является Ветераном Великой Отечественной войны, является лицом, проработавшим в тылу, на нее распространяются льготы, предусмотренные ст. 20 ФЗ « О ветеранах». Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Белокурихи.