Решение по иску о признании бездействий органов местного самоуправления незаконными



№ 2- 354/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 года                                                     г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего                     Черниковой И.А.,

при секретаре                                         Зарубиной Н.В.,

с участием помощника прокурора г. Белокурихи Карабиной Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Белокурихи в интересах Новодворского Максима Юрьевича к администрации города Белокурихи, управлению администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании бездействий органов местного самоуправления незаконными и возложении обязанности,

                    Установил :

Прокурор действуя в интересах Новодворского М.Ю., в порядке, предусмотренном ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать незаконными бездействия администрации города Белокуриха, выразившиеся в нерегистрации и не рассмотрении заявления Новодворского М.Ю. о признании и о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а так же признать Новодворского М.Ю., нуждающимся в улучшении жилищных условий, признать за ним право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья по краевой программе «Дети- сироты», ссылаясь на следующие доводы и обстоятельства. 01.03.2001 решением Белокурихинского городского суда Новодворский Юрий Анатольевич, был лишен родительских прав в отношении своих детей, в том числе и Новодворского Максима. На основании заочного решения Белокурихинского городского суда от 17.11.2009 ФИО2 была лишена родительских прав в отношении своих сыновей ФИО3 и Максима Юрьевича.

Постановлением администрации Смоленского района от 10.11.2009 №640 над несовершеннолетним Максимом Юрьевичем учреждена опека, опекуном назначена ФИО10

Новодворский Максим Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период нахождения Новодворского Максима под опекой до его совершеннолетия за ним не было закреплено жилое помещение, в собственности жилья также не было, что подтверждается документами, находящимися в личном деле Новодворского М.Ю.

Новодворский Максим в мае 2011 года обратился в орган опеки и попечительства к инспектору по охране прав детства по вопросу внеочередного обеспечения жилым помещением или предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

В июне 2011 года Новодворским М.Ю., по предоставленному инспектором по охране прав детства списку, был собран пакет документов, необходимый для его признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, и передан в орган опеки и попечительства администрации г.Белокуриха.

По состоянию на 01.09.2011г. предусмотренные законодательством документы для включения Новодворского М.Ю. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управление по образованию и делам молодежи Алтайского края администрацией города Белокуриха не направлены.

Прокурор ссылается на ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающей, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная суда на приобретение жилого помещения.

Порядок предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 №8 (далее Положение).

В соответствии с п.4.3 указанного Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающее за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявления, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносит заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии. По итогам принятия положительного решения заявка администрации города на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.

В нарушение требований ч.5 ст.4, ч.3,4 ст. 5 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», заявление от Новодворского М.Ю. не зарегистрировано и не рассмотрено. Пакет, документов, предоставленный Новодворским М.Ю. помещен инспектором по охране прав детства органа опеки и попечительства в личное дело Новодорского М.Ю.

Прокурор считает, что в связи с незаконным бездействием администрации города Белокуриха по рассмотрению заявления Новодворского М.Ю. и непринятием администрацией города мер, Новодворский М.Ю. не был включен управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в реестр лиц, претендующих на получение безвозмездной субсидии, так как для ее получения лицо должно быть учтено в соответствующем органе местного самоуправления (п.3.3 Положения).

Непринятие администрацией города Белокуриха мер, нарушает право Новодворского М.Ю. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение" жилья, которое вытекает из его права как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор счел возможным обратиться в суд за защитой прав Новодворского М.Ю., поскольку органом местного самоуправления - администрацией г.Белокуриха нарушены права лица, находившегося под особой защитой государства, на обеспечение его жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном помощник прокурора г.Белокурихи Карабина Д.А.     исковые требования подержала по основаниям изложенным в иске, уточнив, что просит признать Новодворского М.Ю. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании заявления поданного инспектору по охране прав детства в начале июля 2011 года.

Новодворский М.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Так же просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании поданного заявления, при этом не мог пояснить, когда им подано заявление, какие конкретно документы им предоставлялись совместно с заявлением.

В судебном заседании представитель администрации Мусина Е.Р. пояснила, что в январе 2011 г., Новодворский М.Ю. обратился к инспектору по охране прав детства для дачи устной консультации по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося и включении в список на внеочередное получение жилья. Инспектором по охране прав детства Казанцевой Н.В.и специалистами юротдела Новодворскому М.Ю. была дана полная консультация по интересующему вопросу, представлен список необходимых документов для постановки на учет. После чего оказана помощь в сборе документов, а именно направлены запросы в госорганы, регистрирующие переход права собственности на недвижимое имущество, получены ответы. Однако, от Новодворского М.Ю. до настоящего времени в администрацию города Белокурихи не поступило никаких обращений, в связи с чем рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не представилось возможным. На основании имеющихся документов в личном деле, приложенные с исковым заявлением, Новодворский не мог быть поставлен на учет летом 2011 г., ввиду отсутствия необходимых документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий, а кроме того, исходя из системного толкования норм закона, предусматривающего, что каждый год граждане должны предоставлять новые документы, подтверждающие свое право состоять на учете, считает, что документы, подтверждающие отсутствие жилья на праве собственности, выданные в январе 2010 г., не могли быть приняты в качестве основания для постановки на учет. Собранный инспектором по охране прав детства пакет документов находился в органе опеки и попечительстве до 14.09.2011 г., пока не был изъят помощником прокурора.

Представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Козлов О.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своем письменном отзыве на исковое заявление указал, что считает Управление является ненадлежащим ответчиком. Порядок выдачи безвозмездной субсидии установлен Администрацией Алтайского края. Порядок содержится в Положении, утвержденном в постановлении Администрации Алтайского края от 15.01.2008 г. № 8. Пунктом 3.3. учет граждан осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. В силу п. 4.1 Постановления учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан. нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 4.2 Постановленя определено, что лицо, имеющее на это право, обращается с заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления. Согласно п. 4.3 Постановления, Управление формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края и подготавливает проект правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий между муниципальными образованиями. Таким образом, считает, что Управление не может быть ответственно за бездействия органа местного самоуправления выразившееся в не регистрации и не рассмотрении заявления Новодворского.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3). Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище,

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

      Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены в ст. 51 ЖК РФ.

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 ЖК РФ :

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

По смыслу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

       В силу ч. 2 п. 2 вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.2,3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС (ред. от 07.11.2006) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Постановлением АКСНД от 01.12.2005 N 735) предусмотрено, что

1. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (опекунами).

2. К заявлению о принятии на учет прилагаются:

1) копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя и членов его семьи или копии документов, заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации;

2) копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи;

3) выписка из домовой книги по месту жительства заявителя и членов его семьи;

4) копии документов, подтверждающих состав семьи;

5) справка из организации, уполномоченной осуществлять учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;

6) справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления;

7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами.

3. Граждане для признания их малоимущими представляют органам местного самоуправления документы в соответствии с законом Алтайского края.

4. Одновременно с копиями документов представляются их оригиналы. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

5. Заявление гражданина о принятии на учет регистрируется в книге регистрации заявлений о принятии на учет. Форма книги регистрации заявлений о принятии на учет утверждается органом местного самоуправления.

(ч. 5 в ред. Закона Алтайского края от 07.11.2006 118-ЗС)

6. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления.

Таким образом, по смыслу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и находящегося во взаимосвязи с нею пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, т.е. не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника. Аналогичная позиция высказана в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О "По жалобе гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации".

При этом лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст.1 того же Федерального закона).

В целях регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, проживающих на территории Алтайского края, постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 декабря 2004 года № 531 принят закон Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Алтайском крае», в силу ч.3 ст.4 которого лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

В соответствии с условиями и порядком предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, предусмотренных Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8 (далее по тексту- Положение), право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года (п.3.1).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. (3.3 Положения)

По смыслу п.4.1. Положения, учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления ( п. 4.2 Положения).

Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма ( 4.3 Положения)

Таким образом, только лицо, стоящее в очереди на получение жилья, вправе обратиться с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка, что предусмотрено п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ».

Как следует из материалов дела, Новодворский М.Ю., родившийся <данные изъяты> года, остался без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав: мать ФИО2 решением городского суда Алтайского края от 17.11.2009 года, а отец- Новодворский Ю.А., решением Белокурихинского городского суда от 01.03.2001 г.

Согласно сведений из его паспорта, Новодворский М.Ю. зарегистрирован с 16.12.2004 г. по адресу <адрес> ( л.д. 11).

Из копии удостоверения ( л.д. 12) следует, что ФИО10 согласно постановления Администрации Смоленского района от 10.11.2009 г. № 640 была назначена     попечителем над несовершеннолетним Новодворским М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Новодворскому М.Ю. исполнилось <данные изъяты> лет.

До достижения 18-летнего возраста, Новодворский М.Ю., являющийся учащимся Смоленского ПУ - 82, в январе, 2010 г., обратился к инспектору     по охране прав детства г.Белокурихи по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося и включении в список на внеочередное получение жилья. Новодворскому М.Ю. была дана консультация, представлен список необходимых документов для постановки на учет.

После этого, инспектором по охране прав детства Новодворскому М.Ю. была оказана помощь в сборе документов, направлены запросы и получены ответы из Росреестра и БТИ.

Так, согласно, сообщения из Росрееста от 25.01.2010 г. ( л.д. 17), адресованного администрации города Белокурихи, отсутствует информация о правах Новодворского М.Ю.     на объекты недвижимости.

Так же отсутствует информацию об объектах недвижимости у ФИО2 ( л.д. 18).

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 25.01.2010 г., выданной на основании запроса № 78 от 15.01.2010 г.( л.д. 19), следует, что сведений о наличии на праве собственности у ФИО2 и ее детей Новодворского М.Ю., ФИО3 не имеется.

В конце мая, начале июня 2011 г. Новодворский М.Ю. вновь обратился к инспектору по охране прав детства. В период с 04.05.2010 г. по 01.09.2011 г. инспектором по охране прав детства работала Комолова Ю.В.

В судебном заседании Комолова Ю.В. подтвердила, что Новодворский М.Ю. будучи совершеннолетним, в мае-июне 2011 г., к ней обращался по поводу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она изучила имеющиеся в отделе документы в папке Новодворского, предложила ему предоставить необходимые документы для постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дала перечень документов. Затем Новодворский приходил вновь, не исключает, что от него она взяла заявление о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, без даты, которое сама ему продиктовала. Но поскольку не было всех документов, она не отнесла заявление с имеющимися документами в администрацию города Белокурихи. После ее увольнения все документы, которые были собраны до нее, а так же те, которые предоставил Новодворский, она оставила в папке     личного дела Новодворского.

Анализ вышеприведенных правовых норм, дает суду основания считать, что для реализации своего права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, истец должен быть поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения его в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Между тем,     в установленном законом порядке, заявление Новодворского М.Ю. о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не было рассмотрено, поскольку он подал заявление с обозначенным требованием через инспектора по охране прав детства Комолову Ю.В., которая в нарушение требований Закона Алтайского края № 115-ЗС « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не передала его в орган местного самоуправления для регистрациии рассмотрения заявления жилищной комиссией. Таким образом, заявление Новодворского о принятии на учет не было зарегистрировано в книге регистрации заявлений о принятии на учет, а в последствии утеряно, так как в папке личного дела Новодворского оно отсутствует. Таким образом, Новодворский М.Ю. по не зависящим обстоятельствам, был лишен права на рассмотрение его заявления в установленном законом порядке.

В то время как своевременная передача заявления Комоловой Ю.В. со всеми имеющимися документами, позволило бы жилищной комиссией проверить представленные документы, а органу местного самоуправления принять своевременно решение о принятии или об отказе в принятии на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления всех документов ( ст. 5 Закона Алтайского края № 115-ЗС)

Именно по этим основаниям, принимая во внимание, что органом опеки и попечительства, сотрудником администрации города Белокурихи, инспектором по охране прав детства Комоловой Ю.В.,     было принято заявление от Новодворского о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,     оказана помощь в сборе документов в 2010 г. при первоначальном его обращении, но не передано для принятия решения компетентным органом, суд соглашается с доводом прокурора г.Белокурихи о том, что заявление Новодворского не было зарегистрировано и рассмотрено жилищной комиссией органа местного самоуправления, в результате     бездействия администрации города, в лице органа опеки и попечительства, инспектора по охране прав детства.

Данным бездействием со стороны сотрудников администрации, Новодворский М.Ю. был лишен права     на своевременное получения решение о принятии или об отказе в принятии на учет, предусмотренного ст. 5 Закона Алтайского края № 115-ЗС,     в том числе на реализацию своего права на своевременное обжалование в судебном порядке отказ в принятии на учет.     

Довод представителя администрации города Белокурихи Мусиной Е.Р., о том, что Новодворский М.Ю. не подавал заявление инспектору о постановке на учет, суд находит не состоятельным, поскольку опровергается показаниями Новодворского М.Ю., свидетеля Комоловой Ю.В., документами на имя истца, которые представлены с исковым заявлением и хранящиеся у органа опеки и попечительства.

Между тем, суд не может согласиться с доводом помощника прокурора г.Белокурихи Карабиной Д.А., Новодворского М.Ю. о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Для решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для признания за Новодворским права на получение дополнительной гарантии, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации, существенное значение имеет отсутствия у него жилья по договору жилищного найма или на праве собственности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 22.09.2011 г., прокурору, истцу было предложено     предоставить все документы, подтверждающие обращение Новодворского М.Ю. в администрацию, документы, которые были предоставлены, а так же доказательства, подтверждающие признания за Новодворским М.Ю. права на получение дополнительной гарантии.

Между тем, такие доказательства суду не представлены.

В судебном заседании установлено, что в конце мая-июня 2011 г. Новодворский обращался к инспектору, который ему объяснил о необходимости предоставления нужных документов. Затем собранные документы он принес инспектору. Аналогичная последовательность действий Новодворского указана в его заявлении прокурору ( л.д. 8). Таким образом, когда было подано заявление, с какими документами, истцом не доказано.

Дата подачи заявления имеет существенное значение, поскольку очередность     определяется датой поданного заявления с полным комплектом документов.

Суд соглашается с представителем администрации города Белокурихи Мусиной Е.Р. о том, что Новодворским М.Ю. не представлены все документы, дающие право на постановку на учет, признания права на получение безвозмездной субсидии.

Так, в материалах дела имеются

1) копия паспорта Новодворского М.Ю.

2) справка из Росреестра от 25.01.2010 г и БТИ от 25.01.2010 г. об отсутствии у заявителя и его матери жилого помещения на праве собственности

3) копии документов, свидетельствующих о праве на льготное обеспечение жилой площадью - копии решения судов о лишении родительских прав в отношении его матери и отца, удостоверение попечителя до совершеннолетия

Между тем, как следует из вышеприведенных правовых норм, Новодворским М.Ю. инспектору по охране прав детства, а так же в судебное заседание не представлены, указанные в ст. 4 ФЗ 115-ЗС, документы:

1) копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем по <адрес>,

2) копия Постановления о том, что в период нахождения под опекой за ним не было закреплено жилое помещение

3) выписка из лицевого счета по месту жительства заявителя

4) копии документов, подтверждающих состав семьи

5) справка из Росреестра и БТИ об отсутствии у заявителя и членов семьи жилого помещения на праве собственности, выданных после 1.07.2010 г.

Именно по этим основания, как указала в судебном заседании Комолова Ю.В., документы не были переданы для регистрации в орган местного самоуправления.

Как следует из выше приведенных правовых норм, право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, т.е. не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника. Между тем, доказательств      об отсутствии у истца закрепленного жилья, а так же что он, не является     членом семьи нанимателя, Новодворским М.Ю. не представлено так же в судебное заседание, а потому отсутствуют основания для признания за ним такого права в настоящее время, поскольку соответствующими документами не подтверждается, что у Новодворского М.Ю. отсутствует какое- либо жилье по договору социального найма.

Кроме того, ЖК РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. Аналогичная позиция высказана в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О "По жалобе гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации".

Суду не представлены, сведения о признании Новодворского М.Ю. малоимущим гражданином ( ст. 49, 52 ЖК РФ), отсутствуют сведения о том, что он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или является но, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям( ст. 51 ЖК РФ).

    Вопрос о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке общей очереди судом не рассматривался.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Поскольку состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а Новодворским М.Ю. при рассмотрении его требования о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не подал полный комплект документов, то у суда отсутствуют правовые основания для признания его таковым.

Право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.

Между тем, как было указано выше, ( п. 4.2 Положения о предоставления безвозмездных субсидий ) лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, имеет право на ее получение, если стоит в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением об этом.

Отказывая Новодворскому М.Ю. в удовлетворении требований       о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, признания за ним право на получение безвозмездной субсидии, суд отмечает, что до достижения возраста 23 лет, истец имеет объективную возможность воспользоваться своим правом на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, при обращении в орган местного самоуправления (в администрацию города Белокурихи) со всем пакетом документов, встать на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения его в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Принимая указанное решение, суд исходит так же из того, что решение о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается органом местного самоуправления.Между тем, решения по результатам рассмотрения заявления о признании Новодворского М.Ю. в качестве нуждающегося в жилом помещении,     компетентным органом не принималось. В связи с чем, истец вправе обратиться в администрацию города     с заявлением, а суд, не должен выполнять не свойственные ему функции органа местного самоуправления.

Суд соглашается так же с доводом Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о том, что Управление не может быть ответственно за бездействие администрации города Белокурихи, выразившееся в том, что инспектор по охране прав детства получив заявление Новодворского М.Ю. о постановке на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не передала заявление для регистрации и его рассмотрения в орган местного самоуправления, в связи с чем у Управления      отсутствовали правовые основания для формирования сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края и подготовки проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями.

На основании ст.49,51, 52, 57 ЖК РФ, Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,     руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

                                      Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г.Белокурихи удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия администрации города Белокуриха, выразившиеся в не регистрации и не рассмотрении заявления Новодворского М.Ю. о признании и о постановке его на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через суд г.Белокурихи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Белокурихинского горсуда                                                И.А.Черникова