Решение по иску о признании подвергшимуся радиационному воздействию



Дело № 2-374 / 11      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года                                                                  г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего                     Черниковой И.А.,

при секретаре                                         Зарубиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     Ряшина Виктора Викторовича        к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинским полигоне (далее- Главалтайсоцзащита), Управлению социальной защиты населения по г.Белокурихе о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространении социальных гарантий, установленных законом, а также выдаче удостоверения единого образца,

УСТАНОВИЛ:

Ряшин В.В. обратился в суд с иском к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий( далее- МЧС России) Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинским полигоне (далее- Главалтайсоцзащита),     Управлению социальной защиты населения по г.Белокурихе      о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установленного образца, возложении обязанности выдать удостоверения единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ, с указанием сведений, внесенных Главалтайсоцзащитой в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В обоснование требований указал на то, что       в период с 14.02.1963 г. по 31.12.1963     г. он проживал в с. Канонерка, Бескарагайского района, Семипалатинской области. Данный населенный пункт входит в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (ред. от 08.02.2002) « О Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с получением суммарной (накопленной) дозы радиации превышающую от 7 до 35 сЗв. Считает, что на него распространяются социальные льготы и гарантии, установленные Федеральным Законом от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку им получена доза облучения от 7 до 35 сЗв.

В судебном заседании Ряшин В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенных в иске, указав, что им получена доза облучения от 7 до 35сЗв, так как это подтверждается справкой, выданной комитетом по ликвидации последствий ядерных испытаний при Семипалатинской областной администрации, на основании которой ему в 1994 г. выдавали удостоверение на льготы. После переезда из Казахстана в Россию, он получил гражданство РФ, желает получить удостоверение, дающее ему право на социальные льготы.

Представитель Управления социальной защиты населения по г.Белокурихе Шеболдина И.В. не возражала, чтобы исковое требование было удовлетворено, поскольку с. Канонерка включена в перечень населенных пунктов подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, органы определяющие получения лицом дозы облучения     не определены.       

Ответчик в лице МЧС России, в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания.

Третье лицо представитель Главалтайсоцзащиты,         в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, предоставил копию реестра учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, считает, что со стороны Главалтайсоцзащита сделано все необходимое для направления в МЧС России представления на выдачу удостоверения на имя истца.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом.

Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. N 634, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 г.г. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Обязательным условием для предоставления гражданам мер социальной поддержки является проживание в 1949 - 1963 г.г. в определенных населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни.

В соответствии с п. 3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

       Согласно Распоряжения Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (ред. от 08.02.2002) «О Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», с. Канонерка, Бескарагайского района, Семипалатинской области, включена в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что не установлена причинная связь между проживанием Ряшина В.В. в с 14.02.1963 г. по 31.12.1963 г. в с. Канонерка, Бескарагайского р-на, Республики Казахстан, которая относилась к зоне повышенного радиационного риска (на основании выданных справок Республикой Казахстан) и наличием у него в настоящее время суммарной дозы облучения, от 7 до 35 сЗв (бэр), как указано в исковом заявлении.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вступившие в действие с 04.05.2010 г.

В соответствии с п. 1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.

Согласно п. 1.2. Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

В соответствии с п. 2.1. Методических указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов: данные о ядерном взрыве и условиях его проведения; данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона; данные об условиях жизни лиц из населения; дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм; сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Допустимых доказательств тому, что Ряшин В.В. получил накопленную эффективную дозу облучения, дающую ему право на получение мер социальной поддержки, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено. Доказательство, на которое он ссылается, а именно: справка комитета по ликвидации последствий ядерных испытаний при Семипалатинской областной администрации от 03.10.1994 г.( л.д. 5), удостоверение дающее право на льготы, выданное республикой Казахстан( л.д. 7), нельзя признать относимым и допустимыми по настоящему делу, так как спор разрешается по существу после введения в действие названных выше Методических рекомендаций. Кроме того, указанная справка, являющаяся приложением к удостоверению, и представленная истцом в качестве подтверждения получения доз облучения не может быть принята судом во внимание как достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии у него суммарной (эффективной) эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при рассмотрении судом гражданских, уголовных и административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 и 3 ст. 5 ФЗ «О международных договорах РФ», ч. 2 ст.7 ГК РФ).

Международные договоры между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствуют.

Положения ст. 13 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года регулируют только вопросы признания подлинности документов, исходящих от органов, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости их дополнительного удостоверения (легализации). Указанные положения не дают права гражданам требовать на территории Российской Федерации предоставления льгот, установленных законодательством другого государства.

При таких обстоятельствах в настоящее время не имеется оснований признать истца подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, исковые требования не могут быть удовлетворены.

На основании Федерального Закона РФ от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», распоряжения Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (ред. от 08.02.2002)» О Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ,          суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ряшина В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня оглашения.                                                                                                                                                                

Судья Белокурихинского горсуда                                                  И.А.Черникова