Дело № 2-43/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 года г. Белокуриха Белокурихинский городской суд, Алтайского края, в составе: председательствующего, судьи Черниковой И.А., при секретаре Филипповой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуТерриториального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Усольцеву Василию Николаевичу о признании действий ИП Усольцева В.Н. при осуществлении деятельности по розничной продаже потребителям непродовольственных товаров (сотовых (мобильных) телефонов) в помещении по адресу: Алтайский край, г. <адрес> противоправными и нарушающими право неопределенного круга потребителей на необходимую и достоверную информацию, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах (далее по тексту - ТО Управления Ропотребнадзора), обратилось в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Усольцеву В.Н.(далее по тексту - ИП Усольцев) о признании его действий при осуществлении деятельности по продаже непродовольственных товаров (сотовых (мобильных) телефонов) в помещении по адресу: <адрес>, противоправными и нарушающими право неопределенного круга потребителей на необходимую и достоверную информацию и возложении обязанностей на ИП Усольцева при осуществлении продажи непродовольственных товаров (сотовых (мобильных) телефонов) в помещении по адресу: <адрес>, предоставить информацию для потребителей, а именно: доводить до сведения потребителя информацию о товаре, его изготовителе и продавце способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров; довести до сведения потребителей информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрированного органа; довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (в действующей ред.); представлять по требованию покупателей (иметь в наличии): книгу отзывов и предложений; перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; Правила бытового обслуживания населения в РФ; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а так же перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ. В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора в ходе проверки деятельности ИП Усольцева осуществляющего деятельность по продаже непродовольственных товаров (сотовых (мобильных) телефонов) в помещении по адресу: <адрес>, выявил нарушения «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа1997 г. N 1025, Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» выразившееся в непредставлении потребителю необходимой и достоверной информации именно: В помещении, расположенном по адресу: <адрес>, д.Н, в котором индивидуальный предприниматель Усольцев Василий Николаевич осуществляет реализацию сотовых телефонов и оказывает бытовые услуги населению (ремонт сотовых (мобильных) телефонов), без необходимой информации, а именно: -до сведения потребителей не доведена (отсутствует) информация о государственной регистрации ИП и наименовании зарегистрировавшего его органа; до сведения потребителей не доведены (отсутствуют) в наглядной и доступной форме «Правила продажи отдельный видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 (в действ, ред.); не предоставляется (отсутствует) книга отзывов и предложений; не предоставляется (отсутствует) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; не предоставляется (отсутствуют) «Правила бытового обслуживания населения в В судебном заседании, представитель Управления Роспотребнадзора Ганашилин Д.Н. исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям. Усольцев В.Н. в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В порядке ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения Ганашилина Д.Н., суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителя» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством РФ. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей. Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» учреждена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая наделена функциями по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке и сфере защиты прав потребителей. Во исполнение Указа Президента, Правительством РФ от 30.06.2004г. № 322 утверждено Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, в соответствии с которым Федеральная служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории г. Белокуриха Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах (ТО). Таким образом, суд соглашается с доводом истца, о том, что ТО в лице Управления Роспотребнадзора вправе обращаться с данным иском в защиту неопределенного круга лиц. Суд считает, что в целях защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе потребителей, истец в силу вышеназванных правовых норм, наделен правом обращения в суд с заявлением, в том числе, о признании действий противоправными и возложения обязанностей. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Суд соглашается с доводом истца, о том, что отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 8 Закона, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ родных языках народов РФ. В силу ч. 1, 3 ст. 10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Представлять информацию является обязанностью исполнителя, она должна доводиться до сведения потребителей способом принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Способы доведения информации до потребителей, при осуществлении розничной продажи товаров указаны «Правилах продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (ред. от 27.01.2009) (далее по тексту - Правила). В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Согласно п. 9 Правил, настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. В силу п. 10 Правил, продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. В соответствии с п. 15 Правил информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 01.02.2005) утверждены «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации», (далее по тексту - Правила обслуживания). В соответствии с п. 1 Правил обслуживания, настоящие Правила обслуживания, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Настоящие Правила обслуживания распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг. Согласно п. 3 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления: настоящие Правила обслуживания; адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Информация должна находиться в удобном для обозрения месте. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации, - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п. Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. В судебном заседании установлено, что ТО Управления Роспотребнадзора при осуществлении внеплановой проверки, по распоряжению Начальника ТО Управления Роспотребнадзора, деятельности ИП Усольцева осуществляющего по продажу непродовольственных товаров (сотовых (мобильных) телефонов) в помещении по адресу: <адрес>, выявил нарушения Правил продажи, Правил обслуживания, Закона «О защите прав потребителя», выразившееся в непредставлении потребителю необходимой и достоверной информации именно: до сведения потребителей не доведена (отсутствует) информация о государственной регистрации ИП и наименовании зарегистрировавшего его органа; до сведения потребителей не доведены (отсутствуют) в наглядной и доступной форме «Правила продажи отдельный видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 (в действ, ред.); не предоставляется (отсутствует) книга отзывов и предложений; не предоставляется (отсутствует) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; не предоставляется (отсутствуют) «Правила бытового обслуживания населения в Таким образом, ответчиком нарушены п. 9,10 Правил продажи, п.3 Правил обслуживания, ст. 8 - 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающих, о том, что потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация, об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Опровержений по факту нарушения ответчиком указанных требований закона, суду не предоставлено. Факт нарушений указанных требований закона подтверждается материалами дела: копией протокола об административном правонарушении (л.д. 12-13), копией акта проверки (л.д. 9-10), копией постановления начальника ТО Управления Роспотребнадзора от 12.01.2012 г., согласно которого ИП Усольцев признан виновным в совершении административного наказания по ч. 1 ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы» (л.д. 15-16), объяснением Усольцева В.Н. (л.д. 11). При таких обстоятельствах, учитывая, что требования истца направлены на защиту нарушенного права неопределенного круга лиц, соответствуют положению Закона РФ « О защите прав потребителей», суд возлагает на ответчика обязанности по предоставлению достоверной информации потребителям, поскольку выявленные нарушения в действиях ИП Усольцева представляют существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям в сфере защиты прав потребителей и подлежат защите в судебном порядке, в силу ст. 11 ГК РФ. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 200 рублей, исходя требований неимущественного характера. Руководствуясь Законом РФ «О защите прав потребителя», ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, п.3 ст.333.19 НК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать действия индивидуального предпринимателя Усольцева Василия Николаевича при осуществлении розничной продажи потребителям непродовольственных товаров (сотовых (мобильных) телефонов) и оказанию бытовых услуг населению (ремонт сотовых (мобильных) телефонов), в помещении расположенном по адресу: <адрес>, противоправными и нарушающими право неопределенного круга потребителей не необходимую и достоверную информацию. Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Усольцева Василия Николаевича при осуществлении розничной продажи потребителям непродовольственных товаров и оказанию бытовых услуг населению (ремонт сотовых (мобильных) телефонов), в помещении расположенном по адресу: <адрес> предоставлять следующую информацию для потребителей: доводить до сведения потребителя информацию о товаре, его изготовителе и продавце способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров; довести до сведения потребителей информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрированного органа; довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (в действующей ред.); представлять по требованию покупателей (иметь в наличии): Книгу отзывов и предложений; Перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; «Правила бытового обслуживания населения в РФ»; Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а так же Перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Взыскать с Усольцева Василия Николаевича, в доход Муниципального образования город Белокуриха государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение месяца со дня его оглашения. Судья Белокурихинского городского суда И.А. Черникова
Российской Федерации», не предоставляется для ознакомления потребителей перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами иным и правовыми актами Российской Федерации,
Российской Федерации», не предоставляется для ознакомления потребителей перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами иным и правовыми актами Российской Федерации.