Решение по заявлению об отмене решения избирательной комиссии



Дело № 2-77/12     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2012 года                                                            г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего                      Черниковой И.А.,

с участием заместителя прокурора г.Белокурихи Долиной Т.В.,

при секретаре                                        Филипповой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тюрина Юрия Ивановича о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 и возложении обязанности по регистрации кандидатом в депутаты.

УСТАНОВИЛ:

Тюрин Ю.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 от 01.02.2012 г., возложении обязанности по регистрации кандидатом в депутаты, указав, что 15 декабря 2011 года опубликовано решение о проведении выборов депутатов Горсовета г. Белокурихи шестого созыва, которые назначены на 04 марта 2012г. Он уведомил окружную избирательную комиссию № 4 о своем самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты, представив для регистрации в поддержку выдвижения подписи 12-ти избирателей, проживающих на территории названного избирательного округа. 03.02.2012г. он получил уведомление с решением избирательной комиссии по выборам депутатов Белокурихинского Городского совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 от 01.02.2012 г. об отказе его в регистрации в качестве кандидата в связи с тем, что при заполнении подписного листа не указаны графы адреса места жительства     избирателей, что является нарушением п п «г» п. 6.4, п. 11 ст. 37 № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Считает, что поскольку избиратель проживает в месте сбора подписей, то в качестве адреса места жительства могут быть указаны улица, номер дома и квартиры. Избиратели указанные в подписном листе, который он оформил, проживают в избирательном округе № 4, в связи с чем отсутствие указание на наименование города     в этой графе подписного листа, не является существенным нарушением избирательного законодательства, так как не препятствует однозначному восприятию указанных сведений и исключает иное толкование данных об адресе места проживания указанных в подписном листе избирателей. Кроме того, адрес места жительства указаны в штампе регистрационной службы, имеющейся в паспорте, который подтверждает точное место жительство избирателя. При этом достоверность подписей избирателей сомнению со стороны избирательной комиссии не подвергалась.

В судебном заседании заявитель Тюрин Ю.И. настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав, что решение окружной комиссии должно быть отменено, поскольку основанием для отказа явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в то время как в их достоверности сомнения у комиссии не было, а недостаточность указанной информации в подписи избирателей, отсутствие сведений о месте жительстве не может влечь отказ в регистрации по указанному в решении основанию.

Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Белокурихинского городского совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 Казанцев Е.Е., действующий на основании доверенности № 83 от 09.02.2012 г., с заявлением не согласен, указав, что 22.01.2012 г. в избирательную комиссию муниципального образования город Белокуриха поступило заявление от Тюрина Ю.И. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Белокурихинского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4. 23.01.2012 г. в соответствии с протоколом об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края шестого созыва Тюриным Ю.И. в адрес избирательной комиссии были представлена папка подписных листов с 12 подписями. Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а так же основания для признания подписей недействительными. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а так же количество подписей, признанных недействительными и (или) действительными с указанием оснований (причин) признания их таковыми. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы, членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса и представляется комиссии для принятия решения. 28.01.2012 г. рабочей группой избирательной комиссии были рассмотрены подписные листы представленные кандидатом. В результате проверки все 12 подписей были признаны недействительными, так как в графе адрес места жительства в подписном листе не содержат наименование субъекта РФ и города, в котором зарегистрирован избиратель, то есть нарушено положение пп. «г» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. Считает, что представленные подписи избирателей     не действительны, техническая ошибка в резолютивной части решения со ссылкой на недостоверность подписей избирателей не влечет отмену решения, поскольку все основания, в том числе со ссылкой на пункты закона,     об отказе в регистрации кандидату Тюрину Ю.И. указаны в самом решении, в итоговом протоколе. Тюрину Ю.И. отказано в регистрации в связи с тем, что не представлено достаточного количества     подписей избирателей, которые в соответствии с законом могут быть признаны действительными.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора Долиной Т.В. об отказе в удовлетворении требований заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя, либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.      

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.

Судом установлено, что решением Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от 12.12.2011г. № 75 назначены выборы депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов шестого созыва на 4 марта 2012 г.

Решением Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 от 01 февраля 2012 года № 4 Тюрину Ю.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Белокурихинского городского Совета депутатов по тем основаниям, что не представлено достаточного количества подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, так как     в подписном листе не предоставлены в полном объеме сведения об адресе места жительства избирателей, в нарушение требования пп. «г» п.6.4., п. 24 ст. 38, п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон). Из ведомости проверки подписных листов следует, что нарушения заключаются в том, что в подписном листе     отсутствуют сведения об адресе места жительства избирателей не содержат наименование субъекта РФ и города, в котором зарегистрирован избиратель.

Согласно пп « г» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; а так же подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона ( п п «к» п. 6.4 )

Аналогичное положение содержит п. 4 ст. 51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.

        В соответствии п.11 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ, избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

      Аналогичная позиция указана в п. 7 ст. 47 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов

Согласно п. 6 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ, подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными. Аналогичная позиция указана в пп. 1 п. 1 ст. 47 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.

Таким образом, подписи могут собираться     только среди избирателей обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 Федерального закона, согласно которому адрес - наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

По смыслу правовых позиций, изложенных в определении Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 года N 1426-О-О «По жалобе гражданина Б. на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» исходя из буквального смысла приведенной нормы (подпункта 2 статьи 2), адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.

При регистрации граждан по месту жительства в паспорте гражданина указывается субъект РФ, наименование населенного пункта, улица, дом, квартира. Именно указанные данные содержатся в сведениях о месте жительства в паспорте Тюрина Ю.И.

Как усматривается из имеющихся в деле документов, для регистрации кандидата было необходимо 10 подписей избирателей, заявителем представлено 12 подписей избирателей.

При этом, во всех представленных Тюриным Ю.И. подписных листах в графе «адрес места жительства» избирателя отсутствовали указания населенного пункта, в котором проживает соответствующее лицо, а были внесены только наименования улиц, номера домов и квартир.

Каких-либо оснований считать, что в этих случаях в подписных листах может не указываться эта информация, приведенные выше положения закона и правовые позиции Конституционного Суда РФ не дают.

Довод Тюрина Ю.И. о несущественности данного нарушения по тем основаниям, что он проживает в месте сбора подписей,     суд не может признать убедительным, поскольку правила оформления подписных листов предусмотрены ст. 37 Федерального Закона № 67-ФЗ. Указанная позиция отражена в п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 31.03.2011г. «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Под адресом места жительства избирателя, как указано в данном Постановлении, в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 ФЗ N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Довод Тюрина Ю.И. о необоснованности указания в решении № 4 от 1.02.2012 г. на недостаточное количество «достоверных» подписей избирателей заслуживает внимание, между тем не может влечь отмену данного решения, поскольку в соответствии с федеральным и краевым законодательством     подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, информация о месте жительства избирателя, включенная в подписной лист, должна позволять однозначно установить, что этот избиратель обладает соответствующим правом. Отсутствие в подписных листах данных о месте жительства избирателей с указанием наименования населенного пункта действительно образует нарушение, влекущее недействительность подписей, содержащихся в этих листах, о чем указано в решении Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

На основании ст. 37, 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», 47, 51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов руководствуясь ст. 261 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Тюрина Юрия Ивановича о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 и возложении обязанности по регистрации кандидатом в депутаты, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 5 дней, со дня оглашения.

Судья Белокурихинского городского суда                            И.А.Черникова